Каталог   Абитуриенту   Карты     Документы   Новости   Библиотека
 

Поиск по названию вуза Поиск по названию ссуза
Расширенный поиск
вуза и ссуза
Поиск по всему порталу
 
 
 
 


Оценка уровня доступности вузовской информации в период вступительной кампании. 2008

© АНО НРА "РейтОР"

     В период вступительной кампании резко повышается коммуникационная составляющая деятельности вузов, конкурирующих между собой за привлечение наиболее талантливых и/или платежеспособных абитуриентов.

     Главным коммуникационным средством становится сайт вуза, либо вузовский портал, объединяющий сайты структурных подразделений университетов, вузовских сообществ, вплоть до сайтов отдельных преподавателей и студентов. В этой связи максимально полное открытие вузами своей информации, доступное ее представление, реализация политики информационной открытости приобретает важное значение. Создание позитивного образа вуза у потенциальных потребителей образовательных услуг должно начинаться с организации и планомерного развития коммуникаций с абитуриентами и их родителями.

     НРА РейтОР на протяжении последних нескольких лет ведет активную работу по изучению различных аспектов деятельности вузов с целью доведения этой информации до всех заинтересованных сторон, в том числе и до абитуриентов.

     Если раньше основными видами коммуникаций с абитуриентами являлись дни открытых дверей и справочники для поступающих в вузы, то в современных условиях основной коммуникационной средой становится глобальная сеть, а главным коммуникационным инструментом выступает сайт вуза. Важным конкурентным преимуществом университета становится не только наличие домена и сайта, но и его информационное наполнение, динамика содержательных изменений, дизайн, удобство пользования, механизмы продвижения в глобальных поисковых и рекламных системах.

     Развитие высокотехнологичных коммуникаций позволяет коренным образом изменить все пространство высшего образования, так как заставляет вузовские администрации и управленцев системы образования коренным образом пересмотреть отношение к вузовской информации, стимулирует систему к большей (практически полной) информационной прозрачности, что не только сможет удовлетворить главные целевые аудитории (абитуриенты и родители, работодатели, студенты, преподаватели), но и позволяет оптимизировать механизмы государственного и общественного контроля системы образования.

     В академической среде ведется дискуссия о необходимом и достаточном объеме раскрываемой вузами информации. Высокотехнологичные рейтинги вузов и исследовательских организаций (первый из них - Webometrics), построенные на развитых наукометрических механизмах и измерениях уровней коммуникаций, показывают, что одной из основ высокой конкурентоспособности университета должна быть его полная информационная открытость.

     Экспертами Агентства проведена оценка сайтов 65 вузов, участвовавших в исследовании "Комплексная общественная оценка вузов Москвы", по нескольким критериям. На основании сводной оценки построен рейтинг вузов по уровню доступности вступительной информации для абитуриента, то есть по уровню развития вузовских интерент-коммуникаций в период вступительной кампании 2008 года.

     Оценки проводились по трем критериям:
Динамика новостей (внутренние новости вуза)
Информация для абитуриента
Доступность информации для иностранных граждан.
(Эффективность работы в поисковых системах не оценивалась).

     Критерий - Динамика новостей.
Показатели:
Оценка числа новостей за последний месяц по 4-балльной шкала.
Оценка максимального временного интервала между новостями по 4-балльной шкале.
Вес каждого показателя равен 0,5.
Вес Критерия - Динамика новостей равен 0,2.

     Критерий - Информация для абитуриентов.
Показатели:
Оценка удобства перехода в "абитуриентские разделы" по 4-балльной шкале.
Оценка раздела с данными о стоимости обучения на 2008/2009 учебный год по 4-балльной шкале.
Оценка раздела с данными о конкурсе за предыдущий год по 4-балльной шкале.
Оценка работы Форума для поступающих по 4-балльной шкале.
Вес первого показателя равен 0,1; остальных трех показателей - по 0,3.
Вес Критерия - Информация для абитуриентов равен 0,6.

     Критерий - Доступность информации для иностранных граждан.

Оценка наличия и степени развитости иноязычных версий сайтов по 4-балльной шкале.
Вес Критерия - Доступность информации для иностранных граждан равен 0,2.

Каждый критерий нормировался по максимальному значению и приводился к максимуму, равному 100.

Сводная оценка получена путем агрегирования критериев, нормировки по максимальному значению и приведению к максимуму, равному 100. В Табл 1. приведен сформированный на основе сводных оценок рейтинг вузов по уровню раскрытия информации для абитуриентов. В крайнем правом столбце помещены данные о месте некоторых из рассматриваемых вузов в рейтинге Webometrics - 2008. Следует отметить, что технологии Webometrics ориентированы главным образом на изучение исследовательской составляющей деятельности университетов, отраженной на вузовских сайтах, поэтому не следует слишком пристально сравнивать места вузов в двух рейтингах.

Рейтинг вузов по уровню раскрытия информации для абитуриента на сайте. 2008

Место Наименование вуза Нормированная оценка Место в рейтинге Webometrics-2008 (справочно)
1 Государственный университет - Высшая школа экономики 100 887
2 Московский государственный университет печати 97 3983
3 Государственный университет управления (ГУУ) 84
4 Российский государственный торгово-экономический университет  76
5 Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова 75 129
6 Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации 73
7 Московский авиационный институт (государственный технический университет) 72 2034
8-11 Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации 64 2161
8-11 Московская финансово-промышленная академия 64
8-11 Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе 64
8-11 Российский университет дружбы народов 64 2046
12-13 Московский государственный технический университет "МАМИ" 63
12-13 Российский государственный гуманитарный университет 63 2064
14 Московский государственный индустриальный университет 62 3380
15 Московский государственный строительный университет 61
16-18 Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева 60
16-18 Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации 60
16-18 Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию 60
19-22 Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) 58
19-22 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) 58 2276
19-22 Московский физико-технический институт (государственный университет) 58 838
19-22 Московский городской педагогический университет 58
23 Московский государственный университет путей сообщения 56
24 Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина 54
25 Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации 49 2510
26-27 Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) 48
26-27 Московский государственный университет дизайна и технологии 48
28 Московская государственная академия тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова 46
29 Всероссийская государственная налоговая академия 45
30 Российский государственный социальный университет 43
31-32 Московская финансово-юридическая академия 42
31-32 Московский психолого-социальный институт 42
33 Московский государственный институт электронной техники (технический университет) 41
34 Российский новый университет (РосНОУ) 40
35-42 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана 39 1482
35-42 Московский государственный университет геодезии и картографии 39
35-42 Московский государственный университет пищевых производств 39
35-42 Московский технический университет связи и информатики 39
35-42 Московский энергетический институт (технический университет) 39 2727
35-42 Современная гуманитарная академия 39 3495
35-42 Институт гуманитарного образования  39
35-42 Российская академия предпринимательства 39
43 Московский городской психолого-педагогический университет 37
44-47 Государственный университет по землеустройству 35
44-47 Московский государственный открытый университет 35
44-47 Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию 35
44-47 Московский педагогический государственный университет 35
48 Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации 32
49 Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) 30
50 МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского 26
51-56 Московская академия образования Натальи Нестеровой 25
51-56 Московская государственная юридическая академия 25
51-56 Московский государственный вечерний металлургический институт 25
51-56 Московский государственный технологический университет Станкин 25
51-56 Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева 25
51-56 Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию 25
57-58 Московский государственный лингвистический университет 24
57-58 Московский государственный университет инженерной экологии 24
59 Московский государственный горный университет 23
60-62 Российская экономическая академия им.Г.В.Плеханова 21 3054
60-62 Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина 21 3880
60-62 Московский инженерно-физический институт (государственный университет) 21 1499
63 Московский государственный университет технологий и управления 19
64-65 Московский архитектурный институт (государственная академия) 6
64-65 Московский государственный институт электроники и математики (технический университет) 6 3198

Лидер рейтинга – ГУ-ВШЭ отличается особой «продвинутостью» в реализации новых технологий, поэтому вполне ожидаема высокая оценка сайта университета, поддерживаемого сильной редакцией, состоящей, в том числе, и из студентов младших курсов, которые стремятся поделиться информацией и знаниями с новыми абитуриентами на портале ГУ-ВШЭ.

Российский лидер в рейтинге Webometrics-2008 – МГУ имени М.В.Ломоносова занимает высокое место и в рейтинге уровня коммуникаций с абитуриентами, что подтверждает высокую степень внимания администрации МГУ к развитию интернет-коммуникаций, а также высокий уровень работы редакции в таком гигантском вузе как МГУ.

Логично наблюдать в верхнем списке рейтинга такие вузы как МГУП, ГУУ, АНХ, МАИ, МГИМО(У), реализующие долговременные стратегии Интернет-коммуникаций.
В то же время может показаться странным нахождение в самом конце рейтинга таких технологически продвинутых вузов как МИФИ и МИЭМ. Действительно, интернет-пространство этих университетов развито, динамично, что подтверждается и присутствием этих университетов в рейтинге Webometrics, но, к сожалению, интернет-коммуникации с абитуриентами выражены значительно слабее.

Хотелось бы отметить высокое (8-11) место негосударственного вуза – МФПА, руководство которого целенаправленно развивает имеющиеся коммуникации со всеми целевыми аудиториями.

Проведенное исследование стало первым публичным опытом оценки вузовских сайтов отечественных вузов, и на данном этапе оно ограничено суженной предметной областью, облегченным методическим подходом и немногочисленным экспертным пулом. НРА РейтОР будет развивать направление деятельности по оценке сайтов, и мы надеемся, что изучение и оценка коммуникационных механизмов вузов на развитых методических принципах и технологических платформах поможет не только в процессах дальнейшей детализации картины образовательной среды, но и мотивирует вузы к большей прозрачности, повышении внимания к развитию коммуникаций со всеми аудиториями.


Дни открытых дверей

Добавить день открытых дверей вуза или ссуза
 



Яндекс.Метрика
Информационное сопровождение: info@edu.ru
 
На главную Наверх
  О проекте   |   Редакция   |   Напишите нам   |   Правовая информация    |  Разработчикам сайтов   |  Рекламодателям
Персонализация
 
Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
Rambler's Top100 яндекс.ћетрика
Яндекс цитирования