12 марта 2003 Образование

Обзор российской прессы за 12 марта 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 12.03.2003 Название: "Школы Чечни работают на среднем российском уровне" Автор: ЮЛИЯ Ъ-ТАРАТУТА Издание: КОММЕРСАНТ DAILY Без света и тепла образование Вчера в рабочем кабинете заместителя министра образования Виктора Болотова прошла пресс-конференция по итогам его поездки в Чечню в связи с предстоящим в республике референдумом. Заместитель министра образования Виктор Болотов находился в Чечне с 4 по 6 марта, но рассказать журналистам о результатах поездки собрался лишь вчера. Замминистра объяснил это так: "Наши чеченские коллеги просили не рекламировать мой визит в целях их же безопасности. Меня возили по районам, в которых мне не положено было быть. Мы не особенно согласовывали программу поездки с федералами. Я даже получил за это в Москве нагоняй от ответственных органов". Однако, по словам замминистра, конспиративность его поездки в Чечню не понравилась Сергею Ястржембскому. Господину Болотову позвонили из приемной советника президента и велели отчитаться перед журналистами о результатах поездки. Это требование было выполнено, правда, пресс-конференцию постарались не афишировать, а состав приглашенных сократили до минимума: в рабочем кабинете господина Болотова кроме корреспондента Ъ были еще три человека, в том числе один от чеченского издания. Виктор Болотов рассказал журналистам, что подготовка к референдуму в Чеченской республике легла в основном на плечи чиновников министерства образования. Избирательные участки будут организованы на территории чеченских школ, а к проведению референдума будет привлечено 3,5 тыс. работников образования. Местные учителя получили задание от министерства вести пропагандистскую работу с детьми и родителями, разъясняя им, что референдум и выборы президента и парламента -- "первый шаг к мирному решению конфликта". Господин Болотов весьма положительно отозвался о состоянии среднего образования в Чечне. "Школы Чечни работают на среднем общероссийском уровне",-- сказал он. Правда, в дальнейшем разговоре он признал, что "большинство школ занято беженцами, в остальных нет света и тепла, уроки там проводят в светлое время суток". По словам господина Болотова, администрация региона озабочена не школьными программами, а поставкой питания, установкой душевых, а во многих районах -- подвозом воды и подведением электрических кабелей. В чеченских школах висят плакаты, предупреждающие о минной опасности, и каждый чеченский ребенок по звуку падающего снаряда может определить, что это за снаряд и куда он упадет. Говорить об участии в экспериментах, которые министерство проводит во всей остальной России, по словам господина Болотова, невозможно. Министерство образования Чечни получает от федерального министерства методические материалы по ЕГЭ и ГИФО, но по-настоящему актуальны в республике только проблемы профессионального обучения: в срочном порядке по всей Чечне организуются филиалы техникумов и ПТУ (за последние два года открылось пять филиалов), хотя большая часть чеченской молодежи по-прежнему вынуждена учиться за пределами республики. "Я побывал в десяти учебных заведениях Чечни,-- рассказал господин Болотов.-- От детских садов до университетов. Чеченская молодежь очень хочет учиться. Они просто истосковались по нормальной школьной атмосфере. За два года в Чечне число школьников увеличилось в шесть раз. Школы работают, есть учебники, но катастрофически не хватает оборудования. От химических лабораторий ничего не осталось". Господин Болотов привез в чеченские школы три комплекта лабораторного оборудования для занятий по химии и биологии -- "самолетом больше не перевезешь". В течение года министерство обязуется привезти такие комплекты в каждую чеченскую школу, для чего выделено 10 млн бюджетных рублей. В планы министерства входит поставить в чеченские школы компьютеры и спортивный инвентарь. На вопрос журналистов, можно ли при нынешних зарплатах говорить о нехватке учителей в Чечне, заместитель министра сказал: "Не хватает только учителей английского". Вчера в Чечню на два дня отправился министр образования Владимир Филиппов. Как сообщил Ъ господин Болотов, он обсудит с представителями местных органов образования текст готовящегося законопроекта "Об образовании в Чечне". О законопроекте в федеральном министерстве говорят, что он находится на стадии разработки и называть дату его вступления в силу пока рано. В закон будет включено положение об оплате труда чеченских педагогов. По словам чиновников Министерства образования РФ, для чеченских педагогов будет введен специальный коэффициент, подобный уже существующему для учителей регионов Крайнего Севера. Дата: 12.03.2003 Название: Переэкзаменовка Автор: МАРГАРИТА ШИЦ Издание: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА Школьная реформа может проиграть от поспешной министерской реформации БОЛЬШИЕ перемены, похоже, ожидаются в Минобразовании России. Как заявил Владимир Филиппов на недавней расширенной коллегии, скоро начнется "эксперимент по экономической оптимизации работы" министерства. При министерстве, которое сохранит за собой стратегические функции, возможно, будут организованы два агентства - финансовое и аккредитационное. Как следует из слов министра, будет обновлен и кадровый состав ведомства. Часть чиновников сократят, часть отправят на пенсию, остальным - резко повысят зарплату. "Трем моим управляющим главками уже за шестьдесят, - признался Владимир Филиппов. - Но ни один молодой проректор вуза не соглашается идти на эту должность из-за низкой зарплаты..." Понимая озабоченность министра, мы решили поинтересоваться мнением о грядущих переменах у специалистов, занятых в сфере образования - то есть у тех, кого они непосредственно коснутся. - Если в Министерстве образования есть люди, которые ничего не делают, то вряд ли ради того, чтобы от них избавиться, нужно преобразовывать все министерство, - считает Евгений Бунимович, учитель и депутат Мосгордумы. Но, оказывается, не в сокращении штатов дело. Один из авторов концепции административной реформы, проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон пояснил корреспонденту "РНГ", в чем суть предстоящих преобразований: - Административная реформа, которую предлагает Минэкономразвития, ставит целью не сокращение штатов министерства, а его разумную структуризацию и четкое определение задач. Это касается всех министерств. Когда одно и то же ведомство и швец, и жнец, и на дуде игрец - это неправильно. Оно и политику вырабатывает, и деньги распределяет, и качество контролирует. Это напоминает отношения феодала и его вассалов. Министерства должны отвечать за конкретные функции. За структурные реформы во всех отраслях будет отвечать Минэкономразвития, а за финансирование - Минфин. В результате мы от зависимых перейдем к партнерским отношениям... Применительно к сфере образования переход от "объектного" принципа управления к "функциональному" означает, что Министерство образования будет вырабатывать общую политику, утверждать образовательные стандарты. А финансирование учебных заведений и контроль за качеством обучения будут осуществлять специальные органы. Дальнейшие расспросы показали, что руководители школ и прочих учебных заведений, а также рядовые учителя и преподаватели имеют смутное представление о предстоящей реорганизации. А те, кто "краем уха" слышали о ней, предпочитают высказываться анонимно. Откуда, образно говоря, у новой инициативы "ноги растут"? О том, что органы управления должны быть структурированы по функциям, говорят не первый день. На этот счет есть доклад председателя Правительства Президенту. Но в этом документе не говорится о структурной реформе какого-либо конкретного министерства. Чем может обернуться в сложившихся условиях и предложенных обстоятельствах министерская инициатива? С одной стороны, выделение в особую структуру органа, финансирующего образование, было бы разумным шагом, считают некоторые эксперты. Однако если его оставят в подчинении Минобразования и дадут ему реальные деньги, то такая реорганизация будет противоречить затеянной административной реформе - в том виде, как ее предлагает Минэкономразвития. Это даже опасно. Известен печальный опыт, когда управление по охране памятников через свои агентства реставрировало памятники архитектуры и само же себя контролировало. Злоупотребления были чудовищные. Если же в перспективе планируется переподчинить этот орган Министерству финансов, то надо так и сказать. Пока это замалчивается. То же и с агентством, отвечающим за аккредитацию учебных заведений. Имело бы смысл выделить его в отдельное подразделение федерального уровня. Во Франции, к примеру, подобный независимый комитет находится в прямом подчинении президента этой страны. Кстати, существование независимого органа контроля за образованием предусмотрено и ныне действующим Законом РФ "Об образовании". В прошлом году на совещании у вице-премьера Валентины Матвиенко этот вопрос рассматривался, но Минфин не был готов выделить средства. В ходе предстоящей структурной реформы Минобразования, если она все-таки будет проведена, хотят решить этот вопрос по-другому, создав подобное агентство в недрах самого министерства. Но в таком случае опять сохраняется объектный принцип управления, против которого возражают в ведомстве Германа Грефа. Следует подумать и о ближайших последствиях готовящейся реорганизации. Минобразование уже и сейчас напоминает разворошенный улей. Ясно, что в ходе реорганизации любой чиновник озабочен только своими проблемами. А как же тогда эксперимент с Единым госэкзаменом и другие масштабные перемены, которые затеяло Министерство образования? В этом году в эксперименте будут участвовать около пятидесяти регионов России. Все они сейчас замкнулись на министерство: люди все время созваниваются с Москвой, что-то уточняют по ходу эксперимента. Даже если телефон поменяется или двери, куда им надо будет приходить, - уже это серьезно усложнит ситуацию... Общее резюме проведенного нами экспресс-опроса неутешительно: более неудачного времени для административной реформы и придумать невозможно. Дата: 12.03.2003 Название: Подмосковным студентам в два раза подняли стипендию Автор: Издание: МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ Повысить социальную защищенность учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений решили власти Московской области. Во вторник решением подмосковного правительства студентам в два раза были увеличены стипендии. Как стало известно "МК", ежемесячную "зарплату" учащимся подняли задним числом - с 1 января 2003 года. Само собой, что для разных образовательных учреждений она увеличилась на разную сумму. Так, отныне учащиеся заведений начального и среднего профессионального образования будут получать по 160 рублей, а их соученики из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - по 240 рублей. Студенты же учреждений высшего профессионального образования станут получать по 400 рублей в месяц, а их осиротевшие и оставшиеся без попечения родителей "коллеги" - 600 рублей. Больше всех из числа слушателей вузов станут получать аспиранты и докторанты - по 1000 и 2000 рублей соответственно. Всего в статье расходов на увеличение размеров выплат областные власти предусмотрели почти 80 миллионов рублей. Эта сумма поможет улучшить материальное положение 70 тысячам подмосковных учащихся. Дата: 12.03.2003 Название: Забей на диплом?! Автор: ЕЛЕНА ДОБРЮХА. Издание: МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ "Я его слепила из того, что было" Полгода мысль о дипломе давит на мозги. Уж руки тянутся к перу, перо - к бумаге, но... В итоге, как правило, диплом катают за месяц, а то и за неделю перед защитой. Потом одни изображают, что провели научную работу, другие - что там действительно пахнет наукой. Ясно, что в университеты (даже имени Ломоносова или Менделеева) поступают учиться не одни Ломоносовы и Менделеевы. Но, когда пишешь диплом, полагается вовсю косить, будто у тебя во лбу семь пядей да еще и звезда, как у Царевны Лебедь. Якобы ты не просто перерабатываешь то, что до тебя уже 200 раз переписали вкривь и вкось все кому не лень, а пытаешься провести собственное научное исследование. Должен же выпускник замолвить свое слово в науке! Для большинства это все равно что прыгнуть выше головы... Три курсовика в одном - диплом Один из самых безобидных вариантов - это когда студент загоняет под одну обложку все свои курсовики и называет такой труд дипломным проектом. Например, выпускник истфака Ростовского госуниверситета Ярослав Дымов деловито рассказал, как писал диплом, буквально днюя и ночуя в архивах, и убедился тогда, что диплом необходим как "практика в научной работе", как показатель, что умеешь работать с информацией. Правда, по ходу дела выяснилось, что в архивах Ярослав сидел на первых курсах, а на пятом ему было не до того. И он просто "сшил" диплом из своих курсовиков. Отсюда мораль: зачем без пяти минут выпускнику выступать в роли ксерокса и лишний раз тратить бумагу? Не к "Гринпису" будь упомянуто, но представляете, сколько деревьев можно было бы сберечь, если средний диплом - 60 страниц, а в стране каждый год - около миллиона дипломников?! Содрать у кого-то - тоже работа Как говорится, все новое - хорошо забытое старое. Так что, не мудрствуя лукаво, часть пятикурсников просто перекатывает дипломные работы у предшественников. Слава богу, вузов с одинаковыми специальностями пруд пруди. Да и у своих преподов память не вечная. Свежая выпускница Московского социального университета призналась: "У нас в группе только 10% сами писали дипломы. Остальные положились на "опыт" защищавшихся раньше. Троек не было. Преподаватели сразу сказали: главное, чтобы не меньше 50 страниц было и не из Интернета". Но это еще что. Бывают случаи, когда научные руководители сами предлагают подшефным не париться над книгами, а скатать чей-нибудь старый диплом. Диму Воронкина нелегкая занесла осваивать специальность "микроэлектроника". Добрая тетечка-руководитель быстро просекла, что 20-летний парень вряд ли надумает что-нибудь гениальное по поводу микросхем для крылатых ракет. Тет-а-тет она вручила студенту папочку с чертежами: "Перерисуй и спи спокойно!" Не пропустив ни одной загогулинки, Дима перерисовал дипломный проект и без проблем защитился на "отлично". Рады были все: студент - скорой расправе с испытанием, "научручка" - тому, что ей оплатили научное руководство, вуз - что выпустил еще одного красного дипломника. Бессмысленной и беспощадной, как русский бунт, работой над дипломами занимаются, например, геологи одного известного московского университета. Из года в год все новые и новые бедолаги перерисовывают для защиты одни и те же чертежи некоего карьера, которого, быть может, уже и в природе не существует. Кто-то может возразить, что в дипломе есть так называемая практическая часть, где выполняется конкретное задание. Уж ее-то, типа, никто ни у кого не сдерет. Свежо предание... Заказное письмо Левые деньги в образовании липнут не только к рукам членов приемных комиссий и рядовых экзаменаторов. Неплохие суммы уходят в карманы "ученых по вызову", то есть людей, специализирующихся на том, чтобы писать работы студентам на заказ. Вот лишь одно интернетовское объявление: "Я не миллионер, но на жизнь хватает. Уже 5 лет занимаюсь тем, что пишу студентам рефераты, дипломные работы, диссертации. Среди моих посредников - преподаватели ведущих вузов. Для расширения бизнеса ищу компаньонов..." "Заказное письмо" - это и впрямь такой бизнес, размах которого трудно предположить сразу. Здесь есть свои "лидеры отрасли", шкала сложности заказов и даже сезонные скидки. За гуманитарные дипломные работы берут меньше, чем за технические. За работу с "предоставленным заказчиком простым планом без ограничения источников" - меньше, чем за работу "под ключ": по строго определенному сложному плану с использованием требуемых источников, с наличием расчета и наглядным материалом. Так что стоит ли уповать на самостоятельно сделанную часть диплома, если за 100, максимум 400 долларов вам такую конфетку за неделю сделают? В своем глазу бревна не видно? Преподаватели ведущих вузов Москвы, с которыми "СтуДню" удалось поговорить на наболевшую тему, все как один соглашались с историком Игорем Святославовичем Филипповым из МГУ: "Проблема фиктивных дипломов существует, как и проблема фиктивных докладов и курсовиков. Нам не раз приходилось встречать наглые объявления типа "изготовим на заказ". Но при этом ученые добавляли, что многое зависит от вуза, от кафедры. Где-то дипломные темы дают такие (с использованием архивных материалов, со сложными расчетами), что "липа" на защите практически исключена. "Вот в других вузах - возможно..." Назад в будущее Понятно, что преподавателям за то и платят деньги, чтобы их студенты в итоге поголовно защищали "серьезные научные работы". Но и студенты не лукавят, признаваясь: лишь единицы из них утруждают себя серьезными научными исследованиями. Остальные верны правилу: "20 минут позора, и ты - дипломированный специалист". В XIX веке обычному студенту достаточно было отучиться 4 года, чтобы получить бумагу о высшем образовании. А вот если он в дальнейшем намеревался продолжить научную работу и стать кандидатом на степень магистра, ТОЛЬКО ТОГДА с него требовали сочинение типа сегодняшней дипломной работы. Почему бы и сейчас не оставить научные исследования будущим аспирантам, а рядовым студентам назначить только госэкзамены? К тому же в освободившиеся полгода у них будет дополнительное время постажироваться, начать поиски работы... Так не пора ли отменить дипломные работы, ставшие простой фикцией?! ЕСТЬ МНЕНИЕ А вот как отнесся к идее отменить дипломные работы министр образования РФ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ: - Это глубокая мысль, ее надо продумать. Но в принципе я с вами согласен. Мы в министерстве как раз на днях дискутировали на тему дипломных проектов. В Положении о порядке защиты выпускных работ сейчас даже не прописан механизм, по которому они рецензировались бы сторонними людьми, не в своем же вузе. Фактически сам себя оцениваешь. Впрочем, сейчас и на стороне легко договориться... К тому же на оплату независимых рецензентов нужны огромные деньги. У нас ни копейки на это нет. Поэтому, может быть, действительно придется уходить от системы дипломных работ. Но надо посоветоваться с ректорами, которые наверняка поднимут шум: "Дипломные работы - это достижение советской школы, подготовка творческих специалистов, а не просто ответы на вопросы..." Кстати, когда моя жена заканчивала инженерный вуз, она брала чужие чертежи для диплома, и я сам помогал ей перечерчивать их над стеклом. Какое там творчество!..

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты