4 апреля 2003 Образование

Обзор российской прессы за 04 апреля 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 04.04.2003 Название: Золотая парта Автор: СВЕТЛАНА КИРИЛЛОВА Издание: НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА - Татьяна Всеволодовна, общеизвестно, что 69% школ России - сельские. В них учатся 30% российских детей, преподают 40% учителей. Цель реструктуризации - это сократить расходы на обучение детей в сельских школах? - Дороговизна сельских школ способна вызвать удивление и даже обиду. Действительно, почему мы даем эти деньги не самым умным и одаренным детям, а тратим их на поддержание шатающегося школьного здания в какой-нибудь глуши? Идея реструктуризации заключается в том, что мы ищем новые формы управления сельскими учебными заведениями, новые формы их сотрудничества с общественностью, новые формы обслуживания сельских школ - например, в форме передвижных лабораторий. Тем самым повышается эффективность расходования бюджетных средств. - Многие эксперты считают, что вдали от больших городов пропадает потенциал нации. Во время ЕГЭ 2002 года по 100 баллов заработали старшеклассники из самых глухих деревень. Вы сталкивались с этим? - Когда летом мы были в Псковской области, нас тоже поразил результат: сельские школьники на Псковщине сдали ЕГЭ не хуже, чем городские, а в некоторых случаях - даже лучше... Наши коллеги в Новосибирске, например, специально открыли для одаренных сельских школьников особый лицей в Чулыме. В нем преподают профессора из Новосибирска, а способных школьников в лицей отбирают из разных сельских школ... - Давайте посмотрим с точки зрения чиновника: может быть, интернет, дистанционное обучение, передвижные школьные лаборатории вовсе и не нужны на селе? Кто из подростков способен - все равно пробьется, а кто не способен - что ему делать среди соблазнов большого города? - Нет, мы не имеем права принять точку зрения такого чиновника. Надо помочь сельским детям в получении образования. Тем более что они так хотят этого. Думаю, разгадка их академических успехов проста. Образование сегодня - едва ли не единственный ключевой фактор преуспевания. Поэтому более 60% сельских родителей, по статистике ВЦИОМ, желали бы для своих детей высшего образования. Сравните - лишь 50% жителей крупных городов хотели бы, чтобы их дети стали студентами! Для сельских школьников хорошо учиться в школе и поступить в вуз или техникум - это едва ли не основная возможность устроить свою жизнь... - Повышая уровень сельского образования, мы провоцируем отток лучших умов из села. Не потому ли этому противятся некоторые муниципальные чиновники? - Многие задачи и приоритеты реструктуризации сельской школы выходят за рамки собственно образовательной политики. Несет ли система образования ответственность за сельский социум? Если мы считаем, что сельская школа должна прежде всего работать на развитие и сохранение сельского социума, значит, надо стягивать в село ресурсы. Надо, чтобы там открывались профтехучилища, чтобы туда приезжали педагоги высшей школы. Это - одно решение. Если мы беспокоимся только о сельских школьниках - то решение будет другим. Школьников надо просто вывозить из села. Надо давать им льготы для поступления в вузы, как это было раньше. - Значит, единого решения не будет? - Нет. Пока мы предложили отработать в экспериментальных регионах несколько путей решения этой сложной проблемы. Первая модель: школа начинает последовательно работать на сельский социум - прежде всего на потребности рынков труда, уже сложившиеся в районе. Как это выглядит? Школа объединяется с учреждениями начального профессионального образования - например, с ПТУ механизаторов или с сельским лицеем. Они начинают вместе готовить ребят по специальностям, востребованным в конкретном селе и конкретном районе. Такой эксперимент проходит сейчас в нескольких школах Краснодарского края. Еще одна модель, более редкая: это так называемые инновационные сельские центры, когда школа начинает работать на перспективные рынки труда, то есть на то, что пока имеет потенциальный спрос, но будет востребовано в будущем. Такую модель реструктуризации отрабатывают в Изборской средней школе Печорского района Псковской области. Сейчас - с экономической точки зрения - это дотационная область. Молодым там трудно поступить на работу. Но в Печорском районе намечены перспективы, связанные в первую очередь с развитием туризма. Древний Изборск - известный музей-заповедник, неподалеку в Печорах расположена Псково-Печорская лавра. Сегодня из-за отсутствия инфраструктуры туризм в Печорском районе - транзитный. Туристов привозят и увозят на автобусах. Школа в Изборске начинает готовить ребят к тому, чтобы они смогли работать по обслуживанию и приему туристов. Как раз на Севере эффективен не гостиничный, а так называемый приватный туризм, когда местные жители принимают туристов у себя дома. - Может ли случиться так, что детей будут насильно забирать у родителей и селить в интернатах при школах? - Ни одна сельская школа не будет насильно закрыта. Школы в сельской местности закрываются в связи со сложной демографической ситуацией. Мы знаем: как только ребенка забирают из сельского социума, он начинает деградировать. Мы постараемся избежать интернатов там, где это будет возможно. Начальная школа, если в селе есть дети, сохранится в каждом населенном пункте. А вот средняя школа начиная с пятого класса сможет выбрать несколько путей реструктуризации. Детей будут возить на автобусе в базовую школу. Либо школа станет филиалом крупной базовой школы - и тогда учителя разных предметов будут ездить в филиал, чтобы проводить уроки. Для центральной России апробируется модель сельской школы с круглосуточным пребыванием детей. - А во сколько обойдется налогоплательщикам реструктуризация сельской школы? - Этого мы пока не знаем. Сегодня в сельских школах нелегко вести экономический анализ, потому что нет пообъектной финансовой отчетности. Так что подождем новых результатов эксперимента. Дата: 04.04.2003 Название: Срок обучения могут "скостить" Автор: НАТАЛЬЯ САВИЦКАЯ Издание: НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА В марте-апреле вузы России обычно проводят дни открытых дверей. Пришедшие на такие встречи абитуриенты и их родители порой с удивлением реагируют на то, что получить высшее образование в России в государственном (и даже престижном) вузе можно за 3-4 года. Все привыкли считать, что бакалавриат в основном практикуют негосударственные вузы, ориентированные на "модные западные веяния" и заинтересованные готовить "скороспелых" юристов, экономистов и представителей других престижных специальностей, потому что время для таких вузов - большие деньги. Но бакалавры в престижном вузе? Двухступенчатая система получения высшего образования (бакалавриат-магистратура) существует в России с начала 90-х годов. До последнего времени она вполне мирно уживалась с пустившим корни в России "специалитетом" (специалист - 5 лет). Как рассказывают ректоры негосударственных высших школ, введение в их вузах двухступенчатой системы высшего образования больших результатов не принесло. Абитуриенты приняли нововведение настороженно и ряды бакалавров пополнять не спешили - срабатывали прежние стереотипы... Другое дело сегодня, когда в обществе идет серьезное обсуждение - вступать нам в Болонский процесс или нет. В Болонской декларации, подписанной 19 июня 1999 года, предложен вариант организации высшего образования, обязательной для всех, - "бакалавриат и магистратура". Первая ступень со сроком обучения "не менее трех лет" "должна быть востребованной на европейском рынке труда, как квалификация соответствующего уровня", вторая (1-2 года) предполагает магистратуру, а потом защиту степени доктора философии. Так что после решения о вступлении в Болонский процесс бакалавриат и магистратура могут быть навязаны любому вузу "сверху". Хорошо это или не очень, опасно для нашего образования или вовсе нет - вопрос деликатный и до сих пор нерешенный. Останется ли эта система единственной в России или нет - не знает никто... Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий считает так: "Противников интеграции системы образования России в международное образовательное пространство нет. Но есть разница в подходах к ее осуществлению. Это процесс двусторонний. Мы можем не менее настойчиво предлагать партнерам брать на вооружение наш опыт. Мы должны защищать интересы образования России". Почему Садовничий говорит именно так? Фундаментальность - одна из важнейших традиций нашего образования, а за 3-4 года бакалавриата науку не осилишь. Как свидетельствует зарубежный опыт, большинство западных студентов на бакалавриате завершают свое обучение. Зачем учиться дальше, когда уже можно жить в достатке. В магистратуру в западных странах идет намного меньший процент вчерашних студентов. Может, для Запада - это и не проблема. В конце концов - "мало своих мозгов, всегда можно купить чужие". Сегодня в науке и высоких технологиях произошли глубокие прорывы, осилить их могут лишь высокообразованные люди. Высокоразвитые страны могут привлечь интеллектуальную элиту из любой другой страны за счет достойной оплаты ее труда. А мы? Очевидно, что с введением "повального" бакалавриата сократятся вузовские исследования, а те, что останутся, будут ориентированы на "более глубокое" сотрудничество с фирмами. На первый взгляд это замечательно, но... Садовничий приводит по этому поводу такой пример. Современникам Майкла Фарадея его опыты с магнетизмом казались детской забавой. Один государственный деятель даже спрашивал Майкла, зачем он тратит себя по пустякам. На что Фарадей отвечал: "Может быть, вы будете получать с этого налоги"... Налоговая база любого государства держится сегодня на электромоторе, изобретенном Майклом Фарадеем. Ректор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая, "успокаивая общественность", часто объясняет, что бакалавриат - это необязательно всего лишь три года, "если быть более точным, это не менее трех лет"... Ректор Финансовой академии при правительстве РФ Алла Грязнова высказывается следующим образом: "Надо учитывать два момента. Во-первых, "специалитет" в России появился при социализме и был вполне оправдан. Вузы объявляли набор на специальности, "заказанные" государством. После окончания учебы страна получала вполне готового к работе специалиста. В капиталистическом обществе молодой человек сначала определяет для себя область, в которой он хотел бы приложить свои усилия. По завершении бакалавриата вчерашний студент идет работать. А уже после того, как он присмотрелся к новой работе, он решает, продолжить ли ему дальнейшее обучение в магистратуре или нет. Сегодня, в рыночных условиях, возможно, прежние формы обучения устарели... Второй момент заключается в том, что разговоры о нашей "одноуровневой" системе неверны. Не стоит забывать, что у нас существует начальное, среднее специальное и высшее профессиональное образование. Стоит присмотреться, как здесь соотнести бакалавриат и магистратуру. И надо бы обратить внимание на профильную школу. Это направление перспективное и важное. В общем, во всем нужен комплексный подход и чувство меры..." Дата: 04.04.2003 Название: Победный марш юных техников Автор: ЕЛЕНА ШЕДЬКО Издание: ДОНСКАЯ ПРАВДА Весенние каникулы для воспитанников городской Cтанции юных техников оказались весьма насыщенными. Из пяти запланированных поездок на областные и российские научно-практические конференции и слеты удалось осуществить все. Мало того, в Волгодонск юные техники вернулись не с пустыми руками: они вновь оказались в числе победителей. Двадцать восьмая научно-практическая конференция Донской академии наук юных исследователей, в которой приняли участие 20 воспитанников СЮТ, проходила в Ростове 22 и 23 марта. Наши ребята отличились в секциях <Астрономия> и <Информатика>. Дипломом первой степени был награжден Сергей Локонов, работа Кирилла Кашина была отмечена дипломом второй степени, а Павла Фомченкова - третьей. Грамотами награждены Виталий Ситник, Алексей Черепухин, Алексей Тулуша, Александр Песковский, Данил Кашинцев и Андрей Чижик. Воспитанник Станции юных техников Михаил Кунц в составе областной команды, которую возглавила директор СЮТ Людмила Рязанкина, принял участие во всероссийской конференции <Юность науки> (Обнинск). По итогам выступления в секциях <Физика и энергетика> и <Психология> Миша был отмечен дипломами лауреата. Его доклады, посвященные надежности и безопасности Волгодонской АЭС и проблеме игромании как болезни ХХI века (воздействие компьютерных игр на здоровье молодежи), получили высокую оценку экспертного совета. Кроме того, Михаил Кунц стал победителем, приняв участие в Российской открытой научной конференции <Юность. Наука. Культура>, проходившей в Московской области несколькими днями позже. Кроме него Волгодонск также представлял Александр Бильченко. Работы наших ребят по философии, экологии и психологии отмечены дипломами победителей. В областном слете-конкурсе <Юные конструкторы Дона - третьему тысячелетию>, проходившем в дни весенних каникул в Ростове, приняли участие трое воспитанников СЮТ - Кирилл Новиков, Александр Песковский и Дмитрий Титов. Ребята показали высокий уровень подготовки, выступая в секциях <Техника>, <Радиоэлектроника> и <Компьютерные технологии>. Их работы получили высокую оценку и отмечены дипломами. А в Сочи в дни весенних каникул проходили всероссийские соревнования и чемпионат Краснодарского края по картингу <Сочинская весна>. В них также приняли участие воспитанники Станции юных техников. Семеро наших ребят сражались поистине самоотверженно и стали победителями и призерами соревнований. Первые места завоевали Максим Меркулов, Александр Михалев и Алексей Бутко, вторые - у Николая Никитенко и Алексея Бутко, третьи места - у Александра Самохина и Олега Сафонова. По итогам соревнований команда картингистов из Волгодонска заняла второе место.

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты