¬нимание! ¬ы находитесь на старой версии сайта. Ќова€ верси€ сайта доступна по адресу http://минобрнауки.рф
—“–” “”–ј –” ќ¬ќƒ—“¬ќ ƒќ ”ћ≈Ќ“џ ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№ ѕ–ќ≈ “џ ѕ–≈——-÷≈Ќ“– ќЅ–ј“Ќјя —¬я«№
 
ƒокумент: действует

ѕриложение

”тверждены
приказом
ћинистерства образовани€ и науки
–оссийской ‘едерации
Ђ 23 ї но€бр€ 2009 г. є 655



‘едеральные государственные требовани€ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€


I. ќбщие положени€


     1.1. Ќасто€щие федеральные государственные требовани€ устанавливают нормы и положени€, об€зательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€ образовательными учреждени€ми, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные учреждени€), в части определени€ структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€, в том числе соотношени€ ее частей, их объема, а также соотношени€ об€зательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
     1.2. ‘едеральные требовани€ учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€ дл€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€.
     1.3. Ќа основе федеральных требований разрабатываютс€:
     примерна€ основна€ общеобразовательна€ программа дошкольного образовани€;
     примерна€ основна€ общеобразовательна€ программа дошкольного образовани€ дл€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€.
     1.4. Ќа основе федеральных требований осуществл€етс€ экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образовани€ при лицензировании образовательной де€тельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

II. “ребовани€ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€


     2.1. ќсновна€ общеобразовательна€ программа дошкольного образовани€ (далее - ѕрограмма) разрабатываетс€, утверждаетс€ и реализуетс€ в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образовани€, разработка которых обеспечиваетс€ уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.
     2.2. ѕрограмма определ€ет содержание и организацию образовательного процесса дл€ детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной де€тельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровь€ детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
     2.3. —одержание ѕрограммы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлени€м - физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.
     2.4. ѕрограмма должна:
     соответствовать принципу развивающего образовани€, целью которого €вл€етс€ развитие ребенка;
     сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положени€м возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образовани€);
     соответствовать критери€м полноты, необходимости и достаточности (позвол€ть решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближатьс€ к разумному Ђминимумуї);
     обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образовани€ детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируютс€ такие знани€, умени€ и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
     строитьс€ с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможност€ми и особенност€ми воспитанников, спецификой и возможност€ми образовательных областей;
     основыватьс€ на комплексно-тематическом принципе построени€ образовательного процесса;
     предусматривать решение программных образовательных задач в совместной де€тельности взрослого и детей и самосто€тельной де€тельности детей не только в рамках непосредственно образовательной де€тельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовани€;
     предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. ќсновной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом де€тельности дл€ них €вл€етс€ игра.
     2.5. ѕрограмма состоит из двух частей:
     1) об€зательной части;
     2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
     2.6. ќб€зательна€ часть ѕрограммы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образовани€. ќбеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развити€ ребенка дл€ успешного освоени€ им основных общеобразовательных программ начального общего образовани€. ¬ группах компенсирующей и комбинированной направленности об€зательна€ часть ѕрограммы включает в себ€ де€тельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможност€ми здоровь€.
     2.7. „асть ѕрограммы, формируема€ участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений де€тельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей дл€ обучени€ детей в общеобразовательных учреждени€х, по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных меропри€тий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме де€тельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможност€ми здоровь€); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществл€етс€ образовательный процесс.
     2.8. ¬рем€, необходимое дл€ реализации ѕрограммы, составл€ет от 65% до 80% времени пребывани€ детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой ѕрограмма реализуетс€.
     2.9. ќбъем об€зательной части ѕрограммы составл€ет не менее 80% времени, необходимого дл€ реализации ѕрограммы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема ѕрограммы.
     2.10. ¬ зависимости от направленности функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста - общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной - могут примен€тьс€ различные варианты соотношени€ об€зательной части ѕрограммы и части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной де€тельности образовательного учреждени€.
     ƒл€ всех образовательных учреждений, имеющих группы дл€ детей старшего дошкольного возраста, в ѕрограмме отражаетс€ приоритетна€ де€тельность образовательного учреждени€ по обеспечению равных стартовых возможностей дл€ обучени€ детей в образовательных учреждени€х, реализующих основную образовательную программу начального общего образовани€.
     2.11. ќбщий объем об€зательной части ѕрограммы, рассчитываетс€ в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлени€ми их развити€, спецификой дошкольного образовани€ и включает врем€, отведенное на:
     образовательную де€тельность, осуществл€емую в процессе организации различных видов детской де€тельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтени€);
     образовательную де€тельность, осуществл€емую в ходе режимных моментов;
     самосто€тельную де€тельность детей;
     взаимодействие с семь€ми детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€.
     2.12. ќбщий объем об€зательной части основной общеобразовательной программы дл€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€, котора€ должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитываетс€ с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлени€ми их развити€, спецификой дошкольного образовани€ и включает врем€, отведенное на:
     образовательную де€тельность, осуществл€емую в процессе организации различных видов детской де€тельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтени€) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
     образовательную де€тельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществл€емую в ходе режимных моментов;
     самосто€тельную де€тельность детей;
     взаимодействие с семь€ми детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€ дл€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€.
     2.13. ¬ группах сокращенного дн€ и кратковременного пребывани€ в цел€х сохранени€ качества дошкольного образовани€ приоритетной €вл€етс€ образовательна€ де€тельность, осуществл€ема€ в процессе организации различных видов детской де€тельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтени€), и образовательна€ де€тельность, осуществл€ема€ в ходе режимных моментов.
     2.14. ќб€зательна€ часть ѕрограммы должна содержать следующие разделы:
     1) по€снительна€ записка;
     2) организаци€ режима пребывани€ детей в образовательном учреждении;
     3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей Ђ‘изическа€ культураї, Ђ«доровьеї, ЂЅезопасностьї, Ђ—оциализаци€, Ђ“рудї, Ђѕознаниеї, Ђ оммуникаци€ї, Ђ„тение художественной литературыї, Ђ’удожественное творчествої, Ђћузыкаї;
     4) содержание коррекционной работы (дл€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€);
     5) планируемые результаты освоени€ детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€;
     6) система мониторинга достижени€ детьми планируемых результатов освоени€ ѕрограммы.

III. “ребовани€ к разделам об€зательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€


     3.1. ѕо€снительна€ записка должна раскрывать:
     1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихс€ в образовательном учреждении;
     2) приоритетные направлени€ де€тельности образовательного учреждени€ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€;
     3) цели и задачи де€тельности образовательного учреждени€ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€;
     4) особенности осуществлени€ образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие);
     5) принципы и подходы к формированию ѕрограммы.
     3.2. ќрганизаци€ режима пребывани€ детей в образовательном учреждении включает:
     1) описание ежедневной организации жизни и де€тельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающа€ личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской де€тельности;
     2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенност€ми.
     3.3. —одержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей Ђ‘изическа€ культураї, Ђ«доровьеї, ЂЅезопасностьї, Ђ—оциализаци€ї, Ђ“рудї, Ђѕознаниеї, Ђ оммуникаци€ї, Ђ„тение художественной литературыї, Ђ’удожественное творчествої, Ђћузыкаї ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. «адачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаютс€ интегрированно в ходе освоени€ всех образовательных областей нар€ду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с об€зательным психологическим сопровождением.
     3.3.1. —одержание образовательной области Ђ‘изическа€ культураї направлено на достижение целей формировани€ у детей интереса и ценностного отношени€ к зан€ти€м физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
     развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
     накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движени€ми);
     формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
     3.3.2. —одержание образовательной области Ђ«доровьеї направлено на достижение целей охраны здоровь€ детей и формировани€ основы культуры здоровь€ через решение следующих задач:
     сохранение и укрепление физического и психического здоровь€ детей;
     воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
     3.3.3. —одержание образовательной области ЂЅезопасностьї направлено на достижение целей формировани€ основ безопасности собственной жизнеде€тельности и формировани€ предпосылок экологического сознани€ (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
     формирование представлений об опасных дл€ человека и окружающего мира природы ситуаци€х и способах поведени€ в них;
     приобщение к правилам безопасного дл€ человека и окружающего мира природы поведени€;
     передачу дет€м знаний о правилах безопасности дорожного движени€ в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
     формирование осторожного и осмотрительного отношени€ к потенциально опасным дл€ человека и окружающего мира природы ситуаци€м.
     3.3.4. —одержание образовательной области Ђ—оциализаци€ї направлено на достижение целей освоени€ первоначальных представлений социального характера и включени€ детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
     развитие игровой де€тельности детей;
     приобщение к элементарным общеприн€тым нормам и правилам взаимоотношени€ со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
     формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
     3.3.5. —одержание образовательной области Ђ“рудї направлено на достижение цели формировани€ положительного отношени€ к труду через решение следующих задач:
     развитие трудовой де€тельности;
     воспитание ценностного отношени€ к собственному труду, труду других людей и его результатам;
     формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
     3.3.6. —одержание образовательной области Ђѕознаниеї направлено на достижение целей развити€ у детей познавательных интересов, интеллектуального развити€ детей через решение следующих задач:
     сенсорное развитие;
     развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) де€тельности;
     формирование элементарных математических представлений;
     формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
     3.3.7. —одержание образовательной области Ђ оммуникаци€ї направлено на достижение целей овладени€ конструктивными способами и средствами взаимодействи€ с окружающими людьми через решение следующих задач:
     развитие свободного общени€ со взрослыми и детьми;
     развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического стро€ речи, произносительной стороны речи; св€зной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской де€тельности;
     практическое овладение воспитанниками нормами речи.
     3.3.8. —одержание образовательной области Ђ„тение художественной литературыї направлено на достижение цели формировани€ интереса и потребности в чтении (воспри€тии) книг через решение следующих задач:
     формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
     развитие литературной речи;
     приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного воспри€ти€ и эстетического вкуса.
     3.3.9. —одержание образовательной области Ђ’удожественное творчествої направлено на достижение целей формировани€ интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
     развитие продуктивной де€тельности детей (рисование, лепка, аппликаци€, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
     3.3.10. —одержание образовательной области Ђћузыкаї направлено на достижение цели развити€ музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной де€тельности;
     приобщение к музыкальному искусству.
     ќсновные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых дл€ осуществлени€ воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.
     3.4. –аздел программы Ђ—одержание коррекционной работыї разрабатываетс€ при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможност€ми здоровь€.
     —одержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможност€ми здоровь€ и оказание помощи дет€м этой категории в освоении ѕрограммы.
     —одержание коррекционной работы должно обеспечивать:
     вы€вление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможност€ми здоровь€, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
     осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- пдагогической помощи дет€м с ограниченными возможност€ми здоровь€ с учетом особенностей психофизического развити€ и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендаци€ми психолого-медико- педагогической комиссии);
     возможность освоени€ детьми с ограниченными возможност€ми здоровь€ ѕрограммы и их интеграции в образовательном учреждении.
     ”казанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных меропри€тий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможност€ми здоровь€, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими ѕрограммы, предусматривающих в том числе:
     описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождени€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€ в услови€х образовательного процесса, включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей с целью вы€влени€ их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развити€ детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€, планирование коррекционных меропри€тий;
     описание специальных условий обучени€ и воспитани€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€, в том числе безбарьерной среды их жизнеде€тельности, использование специальных образовательных программ и методов обучени€ и воспитани€, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучени€ коллективного и индивидуального пользовани€, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего дет€м необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных зан€тий.
     ¬ содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных меропри€тий воспитателей, специалистов образовательного учреждени€ (музыкального руководител€, воспитател€ или инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждени€ и других организаций, специализирующихс€ в области оказани€ поддержки дет€м с ограниченными возможност€ми здоровь€.
     ¬ случае невозможности комплексного усвоени€ воспитанником ѕрограммы из-за т€жести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном пор€дке психолого-медико- педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируетс€ с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
     3.5. ѕланируемые результаты освоени€ детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€ подраздел€ютс€ на итоговые и промежуточные.
     ѕланируемые итоговые результаты освоени€ детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€ должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоени€ ѕрограммы:
     физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. ” ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. —амосто€тельно выполн€ет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
     любознательный, активный. »нтересуетс€ новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). «адает вопросы взрослому, любит экспериментировать. —пособен самосто€тельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской де€тельности). ¬ случа€х затруднений обращаетс€ за помощью к взрослому. ѕринимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
     эмоционально отзывчивый. ќткликаетс€ на эмоции близких людей и друзей. —опереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Ёмоционально реагирует на произведени€ изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведени€, мир природы;
     овладевший средствами общени€ и способами взаимодействи€ со взрослыми и сверстниками. –ебенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общени€, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействи€ с детьми и взрослыми (договариваетс€, обмениваетс€ предметами, распредел€ет действи€ при сотрудничестве). —пособен измен€ть стиль общени€ со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
     способный управл€ть своим поведением и планировать свои действи€ на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общеприн€тые нормы и правила поведени€. ѕоведение ребенка преимущественно определ€етс€ не сиюминутными желани€ми и потребност€ми, а требовани€ми со стороны взрослых и первичными ценностными представлени€ми о том Ђчто такое хорошо и что такое плохої. –ебенок способен планировать свои действи€, направленные на достижение конкретной цели. —облюдает правила поведени€ на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
     способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. –ебенок может примен€ть самосто€тельно усвоенные знани€ и способы де€тельности дл€ решени€ новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решени€ задач (проблем). –ебенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
     имеющий первичные представлени€ о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. –ебенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношени€х и взаимосв€з€х, распределении семейных об€занностей, семейных традици€х; об обществе, его культурных ценност€х; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
     овладевший универсальными предпосылками учебной де€тельности - умени€ми работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполн€ть его инструкции;
     овладевший необходимыми умени€ми и навыками. ” ребенка сформированы умени€ и навыки, необходимые дл€ осуществлени€ различных видов детской де€тельности.
     ѕромежуточные результаты освоени€ ѕрограммы раскрывают динамику формировани€ интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоени€ ѕрограммы по всем направлени€м развити€ детей.
     3.6. —истема мониторинга достижени€ детьми планируемых результатов освоени€ ѕрограммы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоени€ ѕрограммы, позвол€ть осуществл€ть оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержани€ мониторинга.
     ¬ процессе мониторинга исследуютс€ физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестировани€, скрининг-тестов и др. ќб€зательным требованием к построению системы мониторинга €вл€етс€ сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертна€ оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
     ѕериодичность мониторинга устанавливаетс€ образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
     —одержание мониторинга должно быть тесно св€зано с образовательными программами обучени€ и воспитани€ детей.
     ќб€зательным требованием к построению системы мониторинга €вл€етс€ использование только тех методов, применение которых позвол€ет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.


Rambler's Top100 Rambler's Top100