Российское образование
Абитуриент | Каталог | Вузы | Карты
Тесты | Документы
Новости | Мероприятия | Регистрация
Дистанционное обучение | Библиотека

Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы

Документ: действует
герб


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобрнауки России)

ПРОТОКОЛ
заседания коллегии

от 1 февраля 2007 г. N ПК-1


Председательствовал А.А. Фурсенко
Присутствовали:  
члены коллегии
Минобрнауки России
Д.В. Ливанов, А.Г. Свинаренко, В.Н. Фридлянов, Г.А. Балыхин, В.А. Болотов, С.Н. Мазуренко, А.Г. Кабанов, И.И. Калина, В.В. Ничков, А.В. Хлунов, М.В. Ковальчук, В.А. Садовничий
от Администрации Президента Российской Федерации А.С. Шарков, В.В. Шкляр
от Государственной Думы Российской Федерации А.В. Калинин
от федеральных органов исполнительной власти В.Е. Бердышев (Минсельхоз России), П.В. Богданов (Росатом), Е.Я. Бутко (Рособразование), О.В. Бяхов (Мининформсвязи России), А.А. Вучкович (Росатом), Е.Н. Геворкян (Рособрнадзор), Г.В. Маяровская (Роскультуры), Б.Ф. Новосельцев (Минтранс России), М.В. Солдатов (Минтранс России), А.В. Путилов (Росатом), В.Г. Русс (Роспром)
от ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Т.В. Куприянова
от департаментов Минобрнауки России И.В. Ган, Н.М. Розина, Н.В. Третьяк, Б.П. Шкатов
от Профсоюза Минобрнауки России Ф.Н. Пехота
от учреждений, организаций В.И. Видяпин (Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова), О.В. Каширина (Российский союз ректоров), Н.С. Кирабаев (Российский университет дружбы народов), В.Н. Козлов (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), Я.И. Кузьминов (Государственный университет - Высшая школа экономики), Л.Л. Любимов (Государственный университет - Высшая школа экономики), Н.И. Максимов (Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина), А.М. Матвеенко (Московский авиационный институт), Е.И. Пивовар (Российский государственный гуманитарный университет), М.Г. Платонова (МГХПУ им. С.Г. Строганова), С.Г. Поляков (Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере), Ф.Т. Прокопов (РСПП), Ю.Б. Рубин (Московская финансово-промышленная академия), А.М. Салецкий (МГУ им. М.В. Ломоносова), П.Д. Саркисов (Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева), А.Н. Сауров (ГУ "Научно-производственный комплекс "Технологический центр" Московского государственного института электронной техники"), С.В. Серебрянников (Московский энергетический институт), О.И. Трояновский (Некоммерческое партнерство "Объединение авиастроительный консорциум"), Ф.Ф. Харисов (Федеральный институт развития образования), В.Д. Шадриков (Государственный университет - Высшая школа экономики), А.О. Чубарьян (Институт всеобщей истории РАН).


I. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования


(Фурсенко, Розина, Максимов, Козлов, Прокопов, Трояновский, Бяхов, Чубарьян, Серебренников, Шадриков, Кузьминов, Мельвиль, Садовничий, Калина, Свинаренко)

     Заслушав и обсудив доклад заместителя директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Розиной Н.М. о ходе разработки нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования, коллегия отмечает, что Министерством проделана соответствующая организационная работа по формированию научно-методического обеспечения разработки нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования с учетом законодательных инициатив Министерства: законопроекта об уровнях высшего профессионального образования, который направлен на введение структуры квалификаций, адекватной потребностям рыночной экономики Российской Федерации, и законопроекта, устанавливающего в соответствии с Конституцией Российской Федерации понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» (далее - ФГОС).
     Сегодня исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: включающая как непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет), так и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.
     Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:
     независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей;
     совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 году.
     В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины и информационной безопасности.
     С целью дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования Министерством предпринят ряд целенаправленных шагов:
     издан приказ Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. N 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра как вида программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности;
     принято решение аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров, лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов;
     развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
     формирование конкурентоспособных программ подготовки бакалавров и магистров с лучшими мировыми образцами ставится как важнейшая задача новых федеральных университетов, созданных в Южном и Сибирском федеральных округах.
     Можно считать, что таким образом формируются условия для дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования.
     Работа по организации разработки нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Российской Федерации осуществлялась в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы.
     Министерством привлечен к работам значительный ресурсный потенциал широкой академической общественности для решения поставленных задач в рамках проектов в 2005-2006 годах Федеральной целевой программы развития образования и аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы».
     В реализации проектов приняли активное участие творческие коллективы многих ведущих вузов Российской Федерации, причем не только тех, на базе которых функционируют учебно-методические объединения высших учебных заведений Российской Федерации, в обязанности которых входит участие в решении указанных задач, но и вузы-новаторы, имеющие достаточно интересные наработки в реализации действующих ГОС ВПО. Среди них: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, ряд классических университетов - Башкирский, Воронежский, Уральский, Дальневосточный, Кабардино-Балкарский, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и еще боле 30 вузов.
     Итогом исследовательской работы явились проект макета ФГОС ВПО и подходы к формированию проекта перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, которые одобрены на заседании Совета Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования, состоявшемся 2 октября 2006 года.
     С введением новых образовательных стандартов и принятием соответствующего закона об уровневом высшем профессиональном образовании будут созданы условия для устойчивого развития подготовки кадров с высшим профессиональным образованием и их применения с учетом требований современного рынка труда.
     В то же время, впереди стоят сложнейшие задачи по:
     формированию проектов ФГОС совместно с работодателями;
     созданию методологии механизма экспертизы перед их утверждением;
     совершенствованию системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод высших учебных заведений;
     разработке механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня;
     разработке Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.

     Коллегия решила:

     1. Одобрить представленные подходы к формированию макета федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения с учетом законодательных инициатив Минобрнауки России по данной проблеме, обеспечивающие дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда на основе:
     формирования стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ различного уровня, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;
     формирования требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров (магистров, специалистов) в целом и их разделов в виде компетенций как в области профессиональной, так и социально-личностной деятельности;
     введения научно-исследовательской работы как обязательного компонента основной образовательной программы подготовки специалиста;
     установления трудоемкости (объема учебной работы студента) основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.
     2. Департаменту государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования (Калине И.И.) организовать работу по:
     доработке в срок до 1 марта 2007 г. проекта макета ФГОС с учетом высказанных замечаний и предложений;
     разработке до 10 апреля 2007 г. года перечня нормативно-правовых документов, необходимых для эффективной реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов и поэтапного введения уровневого высшего профессионального образования;
     разработке проектов макетов федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и среднего профессионального образования с учетом опыта формирования проекта макета федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с целью обеспечения их преемственности;
     рассмотрению вопроса о внесении необходимых изменений в государственные образовательные стандарты уровней образования, предшествующих высшему, с целью повышения качества подготовки поступающих в вузы.
     3. Департаменту государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования (Калине И.И.) совместно с координационными советами по областям знаний высшего профессионального образования, учебно-методическими объединениями вузов Российской Федерации, научно-методическими советами Минобрнауки России и объединениями работодателей в условиях отсутствия профессиональных стандартов приступить к определению компетенций выпускников по программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов, а также специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих с начальным профессиональным образованием с учетом основных функций и видов профессиональной деятельности.
     4. Рособразованию (Балыхину Г.А.), Департаменту государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования (Калине И.И.), Рособрнадзору (Болотову В.А.) предусмотреть реализацию в рамках ФЦПРО в 2007 году проектов по разработке:
     проектов ФГОС с учетом результатов проектов ФЦПРО 2006 года и аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы»;
     механизмов проведения экспертизы ФГОСов работодателями и академическим сообществом, их апробации и формирования перечня направлений подготовки и специальностей на их основе;
     повышение квалификации руководителей и профессорско-преподавательского состава вузов по формированию результатов освоения основных образовательных программ на основе компетенций;
     формирования механизмов лицензирования и контроля качества основных образовательных программ высшего профессионального образования в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, основанных на эффективной оценке освоения компетенций обучающимися, с привлечением работодателей и общественно-профессиональных организаций;
     формирования механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня.
     5. Департаменту государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования (Калине И.И.) совместно с Рособразованием (Балыхиным Г.А.) и Рособрнадзором (Болотовым В.А.) организовать в первом полугодии 2007 г. проведение Всероссийского совещания проректоров по учебной работе с разъяснением политики Министерства в области разработки нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и о поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования.
     6. Федеральному институту развития образования (Харисову Ф.Ф.) подготовить проект предложения о разработке нового Общероссийского классификатора образовательных программ в соответствии с требованиями, установленными Ростехрегулированием, и представить его в Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования до 15 марта 2006 года.
     7. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти активизировать работу по формированию профессиональных стандартов, представляющих собой качественный запрос на подготовку кадров с различным уровнем подготовки.
     8. Ректорам вузов развернуть работу по совершенствованию технологий реализации образовательных программ, ориентированных на гарантии качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.


II. Об итогах выполнения федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы»
(Фурсенко, Клименко, Хлунов, Сауров, Матвеенко, Поляков, Мазуренко)

     Заслушав и обсудив доклад заместителя руководителя Федерального агентства по науке и инновациям Клименко А.В. по вопросу «Об итогах выполнения федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы»

     коллегия решила:

     1. Одобрить результаты, полученные в ходе реализации федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы» (далее – ФЦНТП), отметив, что реализация программы обеспечила выполнение ее основных целей и задач.
     2. Департаменту научно-технической и инновационной политики (Хлунову А.В.), Роснауке (Мазуренко С.Н.), Рособразованию (Балыхину Г.А.) и Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова (Садовничему В.А.) при реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (далее – ФЦП) учесть опыт, полученный при выполнении ФЦНТП.
     3. Департаменту научно-технической и инновационной политики (Хлунову А.В.), Роснауке (Мазуренко С.Н.), помощнику Министра (Ганн И.В.) представить в срок до 20 февраля 2007 г. руководству Министерства предложения по организации публичного обсуждения результатов выполнения ФЦНТП, а также хода реализации ФЦП.
     4. Департаменту научно-технической и инновационной политики (Хлунову А.В.) совместно с Роснаукой (Мазуренко С.Н.):
     разработать в срок до 25 февраля 2007 г. организационно-финансовый план мероприятий по реализации ФЦП;
     обеспечить ежегодное уточнение показателей эффективности ФЦП на 2008 и последующие годы и согласование уточненных показателей с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации ФЦП;
     подготовить в двухнедельный срок после проведения коллегии приказ по реализации ее решений.


  А.А. Фурсенко



Информационное сопровождение: info@edu.ru
 
На главную Наверх
  О проекте   |   Редакция   |   Напишите нам   |   Правовая информация    |  Разработчикам сайтов   |  Рекламодателям
Персонализация
 
Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
Rambler's Top100 яндекс.ћетрика
Яндекс цитирования