Российское образование
Абитуриент | Каталог | Вузы | Карты
Тесты | Стандарты | Документы | Глоссарий
Новости | Мероприятия | Регистрация
Дистанционное обучение | Учебно-методическая библиотека

Федеральные государственные стандарты ВПО

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
 
______________ А.Г. Свинаренко
<22> февраля 2007 г.
 
 
 
 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от <____>__________200__ г. №____
Номер государственной регистрации _______________________________

 
 
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ   СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
 
 
по направлению подготовки
 
___________________________________________________________________________________
(указывается код и наименование направления)
 
Уровни подготовки:
 
Бакалавр
Магистр
Специалист
 
 
 
Москва 2007


 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
 
Направление подготовки __________________________________________
утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от ______ №_________
 
Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в порядке, определенным Правительством Российской Федерации, с участием
___________________________________________________________________
(указываются  федеральные органы исполнительной власти, государственные и государственно-общественные организации, объединения работодателей)
 
Стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации <Об образовании> и Федерального закона <О высшем и послевузовском профессиональном образовании>.
 
 
 
 
 


 

СОДЕРЖАНИЕ
 
 
1  Область применения::::::::::::::::::::  ..    4
 
2  Термины, определения, обозначения, сокращения:::::::  .    5
 
3  Общая характеристика  направления  подготовки:::::::      6
 
4. Общие требования к условиям реализации основных  
    образовательных программ::::::::::::::::::.   9
4.1. Общие требования к правам и обязанностям вуза при
     реализации основных образовательных программ::::::::       ..9
4.2. Общие требования к правам и обязанностям студентов
     при реализации основных образовательных программ:::  :::     ..10
 
Требования к основным образовательным программам
     подготовки  бакалавров:::::::::::::::::::    10
5.1  Требования к результатам освоения  основных образовательных
        программ   подготовки бакалавров :::::::::: ::::.   10
5.2  Требования к структуре основных образовательных
        программ   подготовки бакалавров ::::::::::::::..   11
5.3  Требования к условиям реализации основных образовательных
        программ   подготовки бакалавров ::::::::::::::...  13
 
Требования к основным образовательным программам
     подготовки магистров ::::::::::::::::::::.  14
6.1  Требования к результатам освоения основных образовательных
        программ   подготовки магистров... ::::::::::::::.   14
6.2  Требования к структуре основных образовательных
        программ   подготовки магистров.. .::::::::::::::..  15
6.3  Требования к условиям  реализации основных образовательных
        программ   подготовки магистров.. ::::  ::::::::::.  17
 
Требования к основным образовательным программам
    подготовки специалистов ::::::::::::::::::..    18
7.1  Требования к результатам освоения основных образовательных
        программ   подготовки специалистов.:::::::::::::. .  18
7.2  Требования к структуре основных образовательных
        программ   подготовки специалистов..:::::::::::::.   19
7.3  Требования к условиям  реализации основных образовательных
        программ   подготовки специалистов..:::::::::::::.   20
 
8        Список представителей академического сообщества и
     работодателей, принимавших участие в разработке ФГОС..::.::..  22
 
 
 
1  ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
 
      1.1  Настоящий  федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является комплексной федеральной нормой качества высшего образования по направлению подготовки_________________________________________________________
и уровням подготовки (бакалавр, магистр, специалист) ________, обязательной к исполнению всеми высшими учебными заведениями на территории Российской Федерации, реализующими основные образовательные программы указанных уровней по данному направлению подготовки, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение.
  1.2  Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.
 
  1.3  Основными пользователями ФГОС ВПО являются:
1.3.1 Профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;
1.3.2 Студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данному направлению подготовки (специальности);
1.3.3  Ректоры учебных заведений и проректоры, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников;
1.3.4  Объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
1.3.5 Организации, обеспечивающие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
1.3.6  Органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;
1.3.7 Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере высшего профессионального образования;
1.3.8       Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования.
 
 
 
 
 
 
2  ТЕРМИНЫ,  ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ,  СОКРАЩЕНИЯ
 
        В настоящем стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и послевузовском  профессиональном образовании", а также с международными документами  в сфере высшего образования:
основная образовательная программа  - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса  по данному  направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования;
направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;
профиль - совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержании;
компетенция  - способность применять знания,  умения и личностные качества для  успешной деятельности в определенной области.
модуль - часть образовательной программы  или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;
результаты обучения - усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.
 
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО -              высшее профессиональное образование;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
                          высшего профессионального образования;
ООП -              основная образовательная программа;
УМО -              учебно-методические объединения;
ОКСО -           общероссийский классификатор по образованию;
УЦ ООП  -      учебный цикл основной образовательной программы;
ОНК         -      общенаучные компетенции;
ИК            -     инструментальные компетенции;
СЛК         -      социально-личностные и общекультурные компетенции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
______________________________________________________________  
______________________________________________________________
 
       3.1  В Российской Федерации в направлении подготовки __________
_________________________________________________________реализуется уровневая система высшего профессионального образования:
а) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) <бакалавр>;
б) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) <магистр>.
(указываются уровни, реализуемые в данном направлении подготовки)
в) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации <специалист> (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от____ №____)
      Нормативные сроки, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ  (в зачетных единицах) и соответствующие квалификации (степени) по уровням высшего профессионального образования приводятся в таблице 1.
 
Таблица 1 - Сроки, трудоемкость освоения ООП
 

Наименование
ООП
Квалификация
(степень)
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск
Трудоем-кость
(в зачетных
единицах)
         
Код,   наименование
в соответствии с ОКСО
ООП подготовки бакалавров
62
бакалавр
(степень и (или) квалификация)
 
4 года *)
 
240 **)
ООП подготовки магистров
68
магистр
(степень и (или) квалификация)
 
2 года *)
 
120**)
ООП подготовки специалистов
 
65
специалист (указываются соответствую-щие квалифика-ции )
 
5 лет *)
 
300**)

 
*) иные нормативные сроки освоения ООП (программ бакалавра, специалиста и  
    магистра) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
           Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра и специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на один год, а сроки освоения основных образовательных программ подготовки магистра увеличиваются на полгода относительно нормативного срока, указанного в таблице 1.
(Примечание: пункт включается, если указанные формы освоения основной образовательной программы предусмотрены соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации).
 
**) Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год  равна 60 зачетным единицам.
         Трудоемкость одного семестра равна 30 зачетным единицам (при двух семестровом построении учебного процесса).
 
 
3.2  Цели ВПО по направлению подготовки _________________ в области обучения и воспитания личности.
3.2.1  В области обучения целью ВПО по направлению подготовки ______________________________________________________ является:
 (Формулируются цели ВПО в области обучения. Например: <Подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра), углубленного профессионального (на уровне магистра), специального профессионального (на уровне специалиста) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда>).
 
3.2.2  В области воспитания личности целью ВПО по направлению подготовки ____________________________________________ является:
 (Формулируются цели ООП в области формирования социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры  и т. д.).
 
 
 
3.3  Область профессиональной деятельности выпускников
Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки ____________________ включает:
_____________________________________________________________
(Перечисляются области профессиональной деятельности, для которых ведется подготовка специалистов).
 
3.4  Объекты профессиональной деятельности выпускников
Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки _____________________________ являются:
 ______________________________________________________________
(Указываются объекты профессиональной деятельности выпускников)
 
3.5   Виды профессиональной деятельности выпускников:
 __________________________________________________________
(Указываются виды профессиональной деятельности выпускников. Например: научно-исследовательская; производственно-технологическая; организационно-управленческая;  проектная и др.)
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.
 
3.6  Задачи профессиональной деятельности выпускников (разрабатываются  с участием заинтересованных работодателей) *)
 
3.6.1  Задачи профессиональной деятельности бакалавра
____________________________________________________________________
 (Указываются задачи в соответствии с перечисленными в п.3.5 видами профессиональной деятельности).
 
3.6.2  Задачи профессиональной деятельности магистра
_____________________________________________________________.
(Указываются задачи, развивающие и дополняющие задачи предшествующего уровня высшего профессионального образования в соответствии с перечисленными в п. 3.5 видами профессиональной деятельности).
   3.6.3  Задачи профессиональной деятельности специалиста
_____________________________________________________________
(Указываются задачи в соответствии с перечисленными в п. 3.5  видами профессиональной деятельности).
*) Перечень задач профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник по направлению подготовки, должен быть в основном взят из профессиональных (квалификационных) стандартов в соответствующей области профессиональной деятельности. Если они отсутствуют, перечень  задач профессиональной деятельности должен быть сформирован  разработчиком проекта ФГОС ВПО при обязательном участии работодателей.
 
     4  Общие требования к условиям реализации основных
          образовательных программ
 
          4.1 Общие требования к правам и обязанностям вуза при реализации ООП.
  4.1.1 Высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают основную образовательную программу по направлению подготовки (специальности). ООП разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки (специальности) с учетом потребностей рынка труда.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и  социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества в вузе, заключающихся в:
- разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
- мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;
- разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;
- обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;
- обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых;
- регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;
- информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
4.1.2  Оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию. Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением с учетом действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений.
4.1.3 При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые  для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
4.1.4 Основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает Ученый совет вуза.
4.1.5 Вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.
4.1.6 Вуз обязан ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные студентами дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
 
4.2. Общие требования к правам и обязанностям студента при реализации ООП.
 
4.2.1 Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору студента, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы).
4.2.2 При формировании своей индивидуальной образовательной траектории студент имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию).
4.2.3 В целях достижения результатов при освоении ООП в части развития социально-личностных компетенций студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
4.2.4 Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
4.3 Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
Объем аудиторных занятий в неделю при очной  форме обучения определяется федеральным государственным образовательным стандартом с учетом уровня ВПО и специфики направления подготовки.
4.4.  При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 8 часов в неделю.
4.5.  При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
4.6.  Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
 
 
5  Требования к  основным образовательным программам подготовки  бакалавров
 
 
5.1  Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавра
    
  Выпускник по направлению подготовки ________________ с квалификацией (степенью) <бакалавр> в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.2. и 3.6.1 настоящего ФГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальными:
- общенаучными (ОНК): ___________________________________________________________
(Приводится перечень общенаучных компетенций. Например:
- готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии (ОНК-1);
  - готовность выявить естественнонаучную сущность проблем,                  возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для      решения соответствующий физико-математический аппарат (ОНК-1);
 и т.д.>);
- инструментальными (ИК):
___________________________________________________________
(Приводится перечень конкретных компетенций. Например:
 -  способность самостоятельно работать на компьютере 
   (элементарные  навыки) (ИК-1);
 - способность к письменной и устной коммуникации на государственном
   языке и   необходимое    знание второго языка (ИК-2);
-  готовность к организационно-управленческой работе с малыми
   коллективами  (ИК-3);
-  готовность работать  с информацией из различных источников (ИК- 4)
    и  т.д.);
 
- социально-личностными и общекультурными (СЛК)
______________________________________________________________
(Приводится перечень компетенций, являющихся как результатом изучения гуманитарных, и социальных и экономических  дисциплин, так и  результатом воздействия на обучающихся социально-воспитательной деятельности вуза).
 
б) профессиональными:
__________________________________________________________________
(Указываются  компетенции по видам деятельности, указанным в п.3.5).
 
5.2  Требования к структуре основных образовательных программ подготовки бакалавра
        Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (Таблица 2):
(Например: Б.1 - гуманитарный, социальный и экономический цикл;
                    Б.2 -  математический и естественнонаучный  цикл;
                    Б.3 - профессиональный цикл)
и разделов:
(Например: Б.4 - физическая культура,
                    Б.5 - практика и/или научно-исследовательская работа).
       Каждый учебный цикл  имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту продолжить образование на следующем уровне ВПО для получения квалификации (степени) магистра в соответствии с полученным профилем, получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.
 
Таблица 2 - Структура ООП бакалавра
 

 
Код
УЦ ООП
 
Учебные циклы  и проектируемые
результаты их освоения
Трудоемкость
(Зачет-ные еди-ницы)
Перечень дис-циплин для раз-работки при-мерных прог-рамм, учебни-ков и учебных пособий
Коды форми-руемых
компе-тенций
 
 
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
*)
 
 
Базовая часть
*)
 
 
В результате изучения базовой части цикла студент должен:
знать:
уметь:
владеть:
 
 
 
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
 
 
 
 
Б.2
**)
Математический и естественнонаучный цикл
*)
 
 
Базовая часть
*)
 
 
В результате изучения базовой части цикла студент должен:
знать
уметь
владеть
 
 
 
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
 
 
 
 
 
Б.3
Профессиональный цикл
*)
 
 
Базовая (общепрофессиональная)  часть
*)
 
 
В результате изучения  базовой части цикла студент должен:
знать
уметь
владеть
 
 
 
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
 
 
 
Б.4
Физическая культура
2
(400 часов)
 
 
Б.5
Практика и (или) научно-исследовательская работа
практические умения и навыки определяются ООП вуза
*)
 
 
Б.6
Итоговая государственная аттестация             ***)
 
 
 
 
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
 
 
 

 *) 1. Трудоемкость УЦ ООП задается в интервале до 10 зачетных единиц.
    2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП Б.1, Б.2 и Б.3 должна составлять не более 50% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
**) Наименование  учебного цикла Б.2 определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит направление подготовки.
***) Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы.  Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
 
5.3   Требования к условиям реализации основных образовательных
        программ подготовки бакалавров
 
5.3.1   Кадровое обеспечение учебного процесса
 
       Реализация основных  образовательных программ подготовки бакалавров,   должна  обеспечиваться   педагогическими кадрами, имеющими,  как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
      Преподаватели профессионального цикла, как правило, должны иметь ученую степень кандидата, доктора наук и (или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
      Доля преподавателей, имеющая степень кандидата или доктора наук, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе должно быть не менее _____ %.
 
5.3.2    Учебно-методическое  и информационное обеспечение  учебного процесса
 
      Реализация основных  образовательных программ подготовки бакалавров должна  обеспечиваться  доступом  каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым  по  полному  перечню  дисциплин (модулей) основной образовательной программы. Образовательная программа вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия ____________________________________________________________________
(определяются с учетом формируемых компетенций)
     Должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда не менее  ____  наименований отечественных и не менее ____ наименований зарубежных журналов из следующего перечня:
____________________________________________________________________________________________
 
 
 
 
5.3.3   Материально-техническое обеспечение учебного  процесса
 
      Высшее учебное заведение,  реализующее основные  образовательные программы подготовки бакалавра, должно располагать материально-технической базой,  обеспечивающей проведение всех видов лабораторной,  дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы  студентов,  предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
         (Указывается значимое для основной образовательной программы подготовки бакалавра материально-техническое обеспечение, например: полигоны, технологические лаборатории, студии и т.п.).
 
 
6  Требования к основным образовательным программам подготовки магистров
 
6.1  Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки магистров
 
    Выпускник по направлению подготовки ________________ с квалификацией (степенью) <магистр> в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.2. и 3.6.2 настоящего ФГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальные:
____________________________________________________________
 
б) профессиональные: (указываются по видам деятельности)
 
(Например:
- производственно-технологическая деятельность:
_____________________________________________________________
- организационно-управленческая деятельность:
______________________________________________________________
- научно-исследовательская деятельность:
______________________________________________________________
- проектная деятельность:               ______________________________
- другие виды деятельности____________________________________).
6. 2  Требования  к структуре основных образовательных
программ  подготовки магистров
 
      Основная образовательная программа подготовки магистров предусматривает изучение следующих учебных циклов (Таблица 3).:
(Например:  -  гуманитарный, социальный и экономический цикл,
                     -   математический и естественнонаучный цикл,
                     -   профессиональный цикл)
и разделов:
(Например:   -   практика и (или) научно-исследовательская работа).
Программы специализированной подготовки магистра вводятся решением ученого совета вуза  по согласованию с заказчиком кадров.
 
Таблица 3 - Структура ООП магистров
 

 
Код
 
Учебные циклы  и проектируемые
результаты их освоения
Трудоем- кость
(Зачет-ные едини-цы)
Перечень дисцип-лин для разработ-ки примерных программ, учебни-ков и учебных пособий
Коды форми-руемых
компе-тенций
 
 
М.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
*)
 
 
Базовая часть
*)
 
 
В результате изучения  базовой части цикла студент должен:
знать:
уметь:
владеть:
 
 
 
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
 
 
 
 
М.2
**)
Математический и естественнонаучный цикл
*)
 
 
Базовая часть
*)
 
 
В результате изучения  базовой части цикла студент должен:
знать:
уметь:
владеть:
 
 
 
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
 
 
 
 
М.3
Профессиональный цикл
*)
 
 
Базовая  (общепрофессиональная) часть
*)
 
 
В результате изучения  базовой части цикла студент должен:
знать:
уметь:
владеть:
 
 
 
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
 
 
 
М.4
Практика и (или) научно-исследовательская работа
*)
 
 
 
практические умения и навыки определяются ООП вуза
 
 
 
М.5
Итоговая государственная аттестация                            ***)
 
 
 
 
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
 
 

 
*) 1. Трудоемкость УЦ ООП магистра задается в интервале до 10 зачетных единиц.
   По усмотрению  разработчика ФГОС  базовую часть можно выделять не в каждом учебном цикле.
   2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП М.1, М.2 и М.3 должна составлять не более 30% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
**) Наименование  учебного цикла М. 2 определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит направление подготовки.
***)Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту  выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации.     
      Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза, в том числе и по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным специальностям.
 
 
6.3   Требования к условиям реализации основных образовательных
        программ подготовки магистров
 
6.3.1  Кадровое обеспечение учебного процесса
 
      Реализация основной  образовательной программы подготовки магистров должна  обеспечиваться  квалифицированными   педагогическими кадрами, причем не менее _____ % преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученые степени доктора или кандидата наук.
     Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором или доктором наук; один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более чем двумя магистерскими программами; по решению Ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента.
     Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание или опыт руководящей работы в данной области; один научный руководитель может руководить не более чем ______ студентами-магистрантами (определяется Ученым советом вуза).
 
 
 
 
6.3.2   Учебно-методическое  и информационное обеспечение  учебного процесса
 
      Реализация основных  образовательных программ подготовки магистров  должна  обеспечиваться  доступом  каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым  по  полному  перечню  дисциплин (модулей) основной   образовательной программы.
Для студентов должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.
Образовательная программа вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия ______________________________________________
(определяются с учетом формируемых компетенций)
     Должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда не менее  ____  наименований отечественных и не менее ____ наименований зарубежных журналов из следующего перечня:
___________________________________________________________________________
 
 
6.3.3   Материально-техническое обеспечение учебного  процесса
 
      Высшее учебное заведение,  реализующее основные  образовательные программы подготовки  магистра,  должно располагать материально-технической базой,  обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы  студентов,  предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, или устойчивыми связями с НИИ, предприятиями, предоставляющими базу для обеспечении эффективной  научно-практической подготовки магистров.
 
       (Указывается значимое для всей основной образовательной программы материально-техническое обеспечение, например: полигоны, бизнес-инкубаторы, студии и т.п.).
 
 
7  Требования  к основным образовательным
программам подготовки  специалистов
 
7.1  Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалистов
 
(- приводятся компетенции, наиболее характерные для всех специальностей   
   данного направления;
- разрабатываются совместно с заинтересованными работодателями)
   
     Выпускник по направлению подготовки ________________ с квалификацией <специалист> в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.2. и 3.6.3 настоящего ФГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальные:
_________________________________________________
 
б)  профессиональные: (указываются по видам деятельности)
 
(Например:
- производственно-технологическая деятельность:
_____________________________________________________________
- организационно-управленческая деятельность:
______________________________________________________________
- научно-исследовательская деятельность:
______________________________________________________________
- проектная деятельность:
_____________________________________________________________
- другие виды деятельности_____________________________________).
 
7. 2  Требования к структуре основных образовательных
программ подготовки специалистов
 
Основная образовательная программа подготовки специалистов предусматривает изучение следующих учебных циклов (Таблица 4):
(Например: С.1 -   гуманитарный, социальный и экономический цикл;
                     С.2 -   математический и естественнонаучный цикл **),
                     С.3  -   профессиональный цикл)
и разделов:
(Например: С.4 -  физическая культура,
                     С.5 -   практика и (или) научно-исследовательская работа).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 4 - Структура ООП специалиста
 

 
Код
 
Учебные циклы и проектируемые
результаты их освоения
Трудоем-кость
(Зачет-ные еди-ницы)
Перечень дис-циплин для раз-работки при-мерных прог-рамм, учебни-ков и учебных пособий
Код форми-руемых
компе-тенций
 
 
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
*)
 
 
Базовая часть
*)
 
 
В результате изучения  базовой части цикла студент должен:
знать:
уметь:
владеть:
 
 
 
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
 
 
 
С.2
**)
Математический и естественнонаучный цикл
*)
 
 
Базовая часть
*)
 
 
В результате изучения  базовой части цикла студент должен:
знать:
уметь:
владеть:
 
 
 
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
 
 
 
С.3
Профессиональный цикл
*)
 
 
Базовая  (общепрофессиональная) часть
*)
 
 
В результате изучения базовой части  цикла студент должен:
знать:
уметь:
владеть:
 
 
 
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
 
 
 
С.4
Физическая культура
2
(400 часов)
 
 
С.5
Практика и (или) научно-исследовательская работа
*)
 
 
 
практические умения и навыки определяются ООП вуза
 
 
 
 
Общая трудоемкость основной образовательной программы
300
 
 

*)  1. Трудоемкость УЦ ООП магистра задается в интервале до 10 зачетных единиц.
    2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 70% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
**) Наименование  учебного цикла С.2 определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит направление подготовки.
***)Итоговая государственная аттестация включает защиту  выпускной квалификационной работы - дипломного проекта или дипломной работы.    
       Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
 
 
7.3   Требования к условиям реализации основных образовательных
        программ подготовки специалистов
 
7.3.1   Кадровое обеспечение учебного процесса
 
       Реализация основных образовательных программ подготовки специалистов  должна  обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими,  как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью, причем не менее _____ %  преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по специальности, должны иметь ученые степени доктора или кандидата наук.
      Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и (или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
 
7.3.2   Учебно-методическое  и информационное обеспечение  учебного процесса
 
      Реализация основных  образовательных программ подготовки специалистов должна  обеспечиваться  доступом  каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым  по  полному  перечню  дисциплин  основной   образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее ____ экземпляра на одного студента.
Для студентов старших курсов должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.
Образовательная программа вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия____________________________________ ____________________________________
(определяются с учетом формируемых компетенций)
Должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда не менее  ____  наименований отечественных и не менее ____ наименований зарубежных журналов из следующего перечня:
________________________________________________________
 
 
      7.3.3   Материально-техническое обеспечение учебного  процесса
 
      Высшее учебное заведение,  реализующее основные  образовательные программы подготовки  специалиста должно располагать материально-технической базой,  обеспечивающей проведение всех видов лабораторной,  практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы  студентов,  предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
(Указывается значимое для всей основной образовательной программы материально-техническое обеспечение, например: полигоны, технологические лаборатории, студии и т.п.).
 
8. Список представителей академического сообщества и работодателей, принимавших участие в разработке ФГОС:
 
___________________      __________________       ________________________
 
___________________       __________________       ________________________
 
___________________        _________________       ________________________
 
___________________        _________________       ________________________
 
___________________        _________________       ________________________
 
Эксперты:
__________________         __________________        _________________________
 
__________________         __________________        _________________________
 
__________________         __________________        _________________________
 
_________________         _________________       ________________________
 
Руководитель базового учреждения - разработчика ФГОС ВПО
 
_________________        _________________       ________________________
 
   (занимаемая должность)                   (подпись)                            (инициалы, фамилия)

 
 
На главную Наверх
  О проекте   |   Редакция   |   Напишите нам   |   Правовая информация    |  Разработчикам сайтов   |  Рекламодателям
Персонализация
 
Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
Rambler's Top100 яндекс.ћетрика
Яндекс цитирования