Российское образование
Абитуриент | Каталог | Вузы | Карты
Тесты | Документы
Новости | Мероприятия | Регистрация
Дистанционное обучение | Библиотека

К заседанию коллегии

К заседанию коллегии

Минобрнауки России

31 января 2007 года

 

СПРАВКА

по вопросу «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования»

 

Исторический аспект

         Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году (ст. 7).

В соответствии с указанным  законом в период с 1994 по 1996 год было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО), федеральные компоненты которых включали в себя:

обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

требования к уровню подготовки выпускников.

ГОС ВПО первого поколения разрабатывались в период стагнации экономики и, в подавляющем своем большинстве, исходили из требований академических сообществ. При этом были сохранены лучшие традиции советского образования - фундаментальность и широта подготовки. По таким профилям подготовки как экономика и управление высшее и среднее профессиональное образование переживали полную ломку привычных марксистко-ленинских догм, в связи с чем, содержание  программ носило эклектический характер. Полный кризис испытала гуманитарная составляющая, базировавшаяся в СССР на истории КПСС и политэкономии. 

Необходимо отметить, что в 1992 году в Российской Федерации была введена ведомственным актом подготовка бакалавров и магистров, которая активно внедрялась в вузах в соответствии с решением ученого совета.

Стандарты первого поколения разрабатывались для программ подготовки бакалавра и специалиста в разные периоды и зачастую с разными подходами, что очень осложнило технологию организации учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру лицензированных образовательных программ. При этом стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной и гуманитарной основе.

Подготовка магистров регламентировалась Положением о магистратуре без разработки государственных образовательных стандартов. Подготовка бакалавров и магистров в 1994 году была нормативно закреплена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа
1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», которым устанавливалось, что основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня.

Модели бакалавриата и магистратуры предполагали подготовку выпускников только к научной и научно-педагогической работе.

Важной особенностью государственных образовательных стандартов первого поколения являлось то, что наряду с требованиями к уровню подготовки выпускников в профессиональной области они содержали также общие требования к развитию личности, что, по сути, опережало сегодняшнюю европейскую тенденцию к формированию национальных квалификационных рамок. Государственный образовательный стандарт содержал также требования к уровню подготовки выпускников по циклам дисциплин, которые являлись исходными данными для формирования инструментов при оценке качества образования в вузе не только у выпускников, но и у обучающихся.

Перечень высшего профессионального образования в первом поколении насчитывал 92 направления подготовки и 422 специальности.

     В 1996 году был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно ст. 5 которого федеральные компоненты ГОС ВПО должны были включать:

общие требования к основным образовательным программам (ООП);

требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике, к итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников;

сроки освоения ООП;

максимальный объем учебной нагрузки студентов.

В соответствии с данным законом в 2000 году были ведены в действие ГОС ВПО следующего поколения.

К позитивным особенностям ГОСов второго поколения необходимо отнести:

согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России;

согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей;

одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что повысило технологичность документов и введения их в практику;

разработка стандартов по направлениям подготовки для специальностей в области техники и технологии.

В соответствии с действующим Перечнем в системе ВПО в настоящий период действуют 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров, по 120 направлениям подготовки 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов (для 320 специальностей).

Несмотря на то, что ГОС ВПО как первого, так и второго поколений значительно расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ (с 10% в 1988 году до 30-40% в 2000 году), они в полной мере не изменили культуру проектирования содержания высшего образования поскольку:

сохранили ориентацию на информационно - знаниевую модель высшего профессионального образования, в которой основной акцент  делается на формировании перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала;

не преодолели отрыва от развивающейся экономики страны и отдельных регионов при проектировании вузовского компонента, обеспечивающего подготовку специалиста под конкретного потребителя.

Необходимо отметить, что большую роль в своевременном и достаточно качественном учебно-методическом обеспечении ВПО сыграли в эти годы Учебно-методические объединения вузов Российской Федерации и Научно-методические советы по дисциплинам федерального компонента, которые разрабатывали не только проекты государственных образовательных стандартов, но и примерных учебных планов и программ дисциплин.

Несмотря на общий экономический спад в стране, многие Учебно-методические объединения вузов постоянно сохраняли взаимодействие с предприятиями. Это Учебно-методические объединения по университетскому политехническому образованию (базовые вузы – Московский государственный  технический университет имени Н.Э. Баумана и Санкт-Петербургский политехнический университет), по образованию в области металлургии (базовый вуз – Московский государственный институт стали и сплавов (технический университет)), по образованию в области ядерной физики и технологии (базовый вуз – Московский инженерно-физический институт (государственный университет), по образованию в области горного дела (базовый вуз – Московский государственный горный университет), по образованию в области сервиса (базовый вуз -  Московский государственный университет сервиса) и другие. Естественная связь с работодателями постоянно поддерживается Учебно-методическими объединениями по образованию в области искусства и культуры.

По инициативе Минобразования России в 1995-1996 годах  Минтрудом  России  выпущены два письма о трудоустройстве бакалавров на должности, для которых предусмотрено высшее профессиональное образование. Эта возможность предусмотрена статьей 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»  от 22 августа 1996 г.
№ 125-ФЗ. В 2002 году принято постановление Минтруда России, касающееся  приема на работу бакалавров и магистров на общеотраслевые должности. 

Необходимо отметить, что несмотря на сложности практического признания степени «бакалавр» рынком труда, которое выражается, прежде всего, в отсутствии соответствующих тарифно-квалификационных характеристик, объемы подготовки бакалавров остаются достаточно стабильным.

Сегодня исторически в России сложилась система высшего профессионального  образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: включающая как непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения,  как правило, 5 лет), так и ступенчатой, обеспечивающей  реализацию образовательных программ по ступеням  высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:

независимые траектории обучения по  подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей;

совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют ГОС ВПО, введенные в 2000 году.

В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что системой высшего профессионального образования пройден этап апробации уровневой системы подготовки кадров.

В целях дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования Министерством разработан законопроект, который после согласования с федеральными органами исполнительной власти, повторно внесен в Правительство Российской Федерации в декабре 2006 года.

Настоящим законопроектом бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования, где основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня, что фактически возвращает ситуацию, заданную в 1994 году постановлением Правительства Российской Федерации № 940, которое ранее упоминалось.

Введение уровневого высшего профессионального образования (бакалавр-магистр) является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда. Такая система станет более гибкой и будет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества.

Учитывая, что молодой человек поступает в российский вуз в 17 лет, он не всегда осознанно выбирает траекторию образования для будущей профессии. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет после первых лет обучения по широкому направлению, более осознанно выбрать профиль программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата. А после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. Это возможно как продолжение образования в магистратуре, так и с использованием широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

Не дожидаясь выхода закона, Министерством сделаны шаги, которые способствуют развитию подготовки бакалавров и магистров в Российской Федерации:

издан приказ Минобрнауки России № 62 от 22 марта 2006 г. «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра, как вида программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности;

принято решение аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров  лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов;

развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

формирование конкурентоспособных программ подготовки бакалавров и магистров с лучшими мировыми образцами ставится как важнейшая задача новых федеральных университетов, созданных в Южном и Сибирском федеральных округах.

Можно считать, что таким образом формируются условия для дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования.

 

Законодательные инициативы Минобрнауки России и развитие стандартизации в высшем образовании

В 2006 году Министерство развернуло работу по подготовке законопроекта, устанавливающего, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» (далее - ФГОС).

Необходимо отметить, что, несмотря на 14-летний период существования государственных образовательных стандартов в Российской Федерации, их нет в том качестве, который установлен Законом Российской Федерации «Об образовании»: нет единого документа, устанавливающего федеральный и национально-региональный (вузовский) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

По сути, за рамками установленных государственным органом управления образованием федеральных компонентов, стандарт переходит в категорию образовательной программы, но уже определяющей требования к образовательному процессу не на государственном уровне.

Разрабатываемым законопроектом ФГОС не делится на компоненты, а устанавливает необходимые свободы образовательному учреждению для формирования основных образовательных программ с участием всех заинтересованных субъектов.

Проект нового стандарта высшего профессионального образования разрабатывался как федеральный государственный образовательный стандарт, который впитал в себя весь положительный опыт, накопленный при разработке стандартов первых двух поколений. При этом принимались во внимание требования Президента Российской Федерации Путина В.В., высказанные в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации: о внедрении в практику адекватных времени образовательных стандартов, учитывая, что содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам, не забывая и о накопленных отечественных преимуществах;  создание конкурентоспособной образовательной системы, на основе пересмотра содержания образовательных программ профессионального образования, совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей и создания системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний.

 

Международные тенденции в высшем образовании и их влияние на проект макета ФГОС

Введение уровневой структуры ( при этом имеется в виду, что присвоение степени PhD также относится к высшему профессиональному образованию) в странах ЕС характеризуется следующими данными:

82% вузов используют данную структуру (более 1000 вузов присуждают степень PhD);

47% вузов ввели общеевропейское приложение к диплому Diploma Supplement.

При этом большая часть вузов рассматривают трудоустраиваемость выпускников как главный двигатель реформ образовательных программ.

В целом к 2005 году структура, основанная на двух уровнях –бакалавриат и магистратура установлена во всех странах-участницах Болонского процесса за исключением Испании, Венгрии, Португалии,  Швеции, Румынии. Переход на уровневое образование в указанных странах  запланирован  к  2007 – 2008 году.

Процессы введения уровневого высшего образования характерны и для стран – бывших республик СССР. Двухуровневая структура введена в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Украине и др.. Большинство вузов Латвии (55%) и Эстонии (57%) начали реформу образовательных программ в духе Болонского процесса.

Сравнительный анализ особенностей  и тенденций развития образовательных систем различных стран позволил выделить две основные модели, существенно отличающиеся подходами к реализации механизмов государственного регулирования образовательных программ и их классификации: либеральная и административная.

Либеральная модель характерна для стран с рыночной экономикой, приверженных демократическим ценностям, с устоявшимися традициями уважения автономии университетов и академических свобод.

Модель административного типа характерна для стран, имевших в недавнем прошлом плановую экономику с жестким государственным регулированием и командно-административным управлением.

         Система классификации образовательных программ в либеральной модели является элементом национальной образовательной статистики, разрабатывается национальными органами статистического учета и для удобства международных сравнений строится как сопоставимая с Международной стандартной классификацией образования (МСКО-97).

Сохраняющаяся приверженность к излишней регламентации образования в странах, вставших на путь рыночных преобразований, несомненно, является одним из элементов, унаследованных от плановой экономики. В этом смысле путь модернизации российского образования есть движение от модели образовательной системы административного типа к либеральной модели.

Большинству европейских стран единство качества и гарантии студенческой мобильности  видятся важнейшими условиями обеспечения  доступа к качественным образовательным услугам. Сопоставимость учебных планов, предметных программ и учебных материалов в современном высшем образовании ведет к формам,  выходящим за рамки простого согласования, в ходе Болонского процесса вырабатывается понимание стандартизации как процесса постоянного сближения критериев и требований:

к результату процесса обучения, т.е. к компетенциям выпускника;

к системам управления качеством;

контроля качества.

Не говоря сегодня подробно о системах оценивая результатов обучения, поскольку данный вопрос является отдельной большой проблемой, заслуживающей внимания коллегии Министерства, необходимо отметить, что макет ФГОС предполагает не стандартизацию дидактики обучения, а, прежде всего, его результатов-компетенций и согласование их с общеевропейскими подходами, разработанными в ходе реализации проекта «TUNING» направленного на взаимную «настройку» Европейских систем высшего образования, к которым в последние годы присоединилась Россия.

В макете ФГОС предусматривается также переход расчета учебной нагрузки студентов и преподавателей в зачетных единицах по типу ECTS, введение ФГОС предлагает изменение приложения к диплому о высшем образовании по типу европейского Diploma Supplement.

 

Развитие высшего образования и работодатели

Общеизвестно, что с середины 2004 года Минобрнауки России направляет свои усилия на активизацию взаимодействия профессионального образования с работодателями, на поиск взаимопонятного и конструктивного языка в целях повышения качества образования:

стали традиционными «круглые столы» по обсуждению острых проблем развития высшего профессионального образования;

совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей развернуты работы по формированию общероссийской системы квалификаций – важнейшему компоненту для разработки профессиональных стандартов.

 При формировании образовательных стандартов профессионального образования, определении необходимых квалификаций (степеней) в определенной области деятельности лидирующую роль должен играть профессиональный стандарт, т.е. требования, которые предъявляет к работнику конкретная область трудовой деятельности. Именно на основе этих требований к умениям строится как требования к выпускнику, так и требования к содержанию подготовки.

По мнению Министерства и Российского союза промышленников и предпринимателей и других объединений работодателей, профессиональные стандарты должны представлять собой качественный запрос работодателей на подготовку кадров и содействовать в обеспечении их специалистами - выпускниками профессиональных образовательных учреждений, которые должны иметь необходимые компетенции для выполнения ими профессиональной деятельности. Они включили разработку профессиональных стандартов в приоритетные направления своей деятельности.

Однако необходимо констатировать, что работа по созданию профессиональных стандартов продвигается крайне медленно. В значительной мере это обусловлено нерешенностью процедурных вопросов организации разработки, экспертизы и применения профессиональных стандартов.

Министерство выполняет необходимую организационную работу по разработке профессиональных стандартов в подведомственной ему области: осуществляется разработка профессиональных стандартов на основе отраслевых требований  к основным должностям педагогических работников.

В целях обеспечения связи содержания профессионального образования с реальными потребностями  промышленности и социальной сферы, развития социального партнерства, совместного решения вопросов развития уровневой структуры высшего профессионального образования,   Министерством сделаны следующие шаги:

внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании  и мониторинге рынка труда…) и прошло его первое чтение;

разработаны и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации   от 21 января 2005 г. № 36 Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования, предусматривающие участие в их разработке работодателей;

приказом Минобрнауки России от 30 декабря 2004 г. № 152 создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей;

издано письмо Минобрнауки России от 12 ноября 2004 г.
№ АС-827/03, предусматривающее механизм внесения изменений в действующие государственные образовательные стандарты профессионального образования  с учетом  требований работодателей;

в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования вводятся представители работодателей;

развивается сотрудничество государственно-общественных организаций в системе профессионального образования с объединениями работодателей;

в рамках ФЦПРО в 2006 году выполнен ряд проектов совместно работодателями и академическим сообществом в области стандартизации образования в которых сделаны серьезные шаги по совместной разработке проектов профессиональных и образовательных стандартов.

Министерство планирует в 2007 году совместно с работодателями проработать вопросы экспертизы и согласования проектов ФГОС.

 

Организация  разработки нового поколения ФГОС с учетом перехода на уровневое высшее профессиональное образование

Разработка подходов по формированию нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Российской Федерации осуществлялась в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы.

Подходы к проектированию проекта макета ФГОС ВПО, проектов примерного перечня направлений подготовки высшего профессионального образования, перечня специальностей, которые предполагается реализовать по моноуровневой системе, разрабатывались в 2005-2006 годах в рамках проектов Федеральной целевой программы развития образования и Аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы».

В реализации проектов приняли активное участие творческие коллективы многих ведущих вузов Российской Федерации, причем не только тех, на базе которых функционируют Учебно-методические объединения высших учебных заведений Российской Федерации, в обязанности которых входит участие в решении указанных задач, но и вузы новаторы, имевшие достаточно интересные наработки в реализации действующих ГОС ВПО. Среди них: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный университет имени Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московский государственный университет им. А.Н.Косыгина, ряд классических университетов - Башкирский, Воронежский, Уральский, Дальневосточный, Кабардино-Балкарский, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и еще боле 30 вузов.

В  проектах реализованных в рамках аналитической программы  разрабатывались проблемы определения специфики разработки образовательных стандартов в разрезе конкретных образовательных областей, например, естественных наук, искусства и культуры, техники и технологии, образования, сельского хозяйства и т.д., а в проектах ФЦПРО решались комплексные проблемы создания проекта макета стандарта, примерного перечня направлений подготовки  высшего профессионального образования, методик формирования компетенций и на их основе -образовательных программ вузов.

В целях обобщения полученных результатов и разработки проектов нормативных и методических документов, обеспечивающих формирование ГОС ВПО третьего поколения Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования была создана рабочая группа, в работе которой принимали участие специалисты среднего профессионального образования, ведущие эксперты в системе образования, представляющие: Минобрнауки России (эксперты по разным уровням образования для обеспечении преемственности методологических подходов), Рособрнадзора, ведущие университеты, Федеральный институт развития образования, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технического университета), Институт содержания образования Государственного университета – Высшей школы экономики, представители УМО. Работа велась в открытом режиме, в заседании могли принять участие эксперты, мнение которых внимательно заслушивалось.

Согласованные решения прошли апробацию на секциях VII-го Съезда ректоров России, на конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций»  (Уфа-Москва), на заседаниях Координационных советов УМО, на семинаре в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, на курсах повышения квалификации в Национальном аккредитационном агентстве, на пленумах и советах УМО.

Итогом исследовательской работы явились проект макета ФГОС ВПО и подходы к формированию проекта перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования, которые одобрены Советом Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования, состоявшимся 2 октября 2006 года.

На основе опыта разработки и реализации ГОС ВПО первого и второго поколения и с учетом документов Болонского процесса проект макета ФГОС ВПО предусматривает:

формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;

формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций как  в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной;

разработку стандартов без деления их на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты одновременно с расширением академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП);

установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ;

введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы;

установление трудоемкости (объема учебной работы студента) основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.

На основе проделанной исследовательской и аналитической работы, с учетом международного и отечественного опыта предлагается сохранить цикловую структуру ФГОС ВПО (гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; практики и научно-исследовательская работа) при этом каждый цикл (который в европейском варианте называется модулем) должен иметь базовую и вариативную части.

Предполагается задавать циклы не в жестком объеме трудоемкости а в интервале, а также отказаться от регламентации состава дисциплин цикла, что позволит вузам самостоятельно проектировать программу в дисциплинарном или модульном варианте.

Проект ФГОС ВПО задает перечень дисциплин только для создания учебников и учебных пособий. Единство образовательного пространства будет обеспечиваться единством требований к уровню подготовки как выпускника вуза (в виде компетенций), так и единством требований к освоению цикла программы студентом.

Требования к выпускникам должны будут формироваться на основе профессиональных стандартов (при их наличии), либо разработчиками образовательных стандартов совместно с объединениями работодателей. Такая же процедура должна будет сопровождать разработку основной образовательной программы вузом.

Формирование ФГОС ВПО на компетентностной основе ставит новые сложные задачи для обеспечения и контроля качества, как в самом вузе, так и при внешних оценках. Этот переход требует формирования новой педагогической культуры. Данную задачу европейское сообщество решает на протяжении более 20 лет, и высшей школе России она потребует значительных финансовых, методических и методологических усилий и, самое главное, перестройки сознания профессорско-преподавательского состава, руководителей всех уровней.

ФГОС ВПО органически связан с перечнем направлений подготовки и специальностей, задает количество и разнообразие стандартов, которых в настоящее время, как уже упоминалось, в системе высшего профессионального образования более 500. Такое количество стандартов и их зачастую несогласованность или, напротив, дублируемость задает экономическую неэффективность научно-методического и организационного сопровождения образовательного процесса.

Проект примерного перечня направлений подготовки и специальностей для ФГОС ВПО третьего поколения разрабатывался с учетом опыта формирования Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) в 2002-2004 годах, который используется Минобрнауки России для новой систематизации образовательных программ (приказ Минобрнауки России от 12 января
2005 г. № 4).

Федеральным институтом развития образования разработаны предложения, предусматривающие разработку взамен трех существующих общероссийских классификаторов (ОКСО, ОКНПО и ОКСВНК) единого для всей системы образования нового Общероссийского классификатора образовательных программ (ОКОП), сопряженного с Международной стандартной классификацией образования 1997.

При разработке нового проекта примерного перечня направлений подготовки и специальностей учитывались научные разработки Федерального института развития образования и ставились следующие цели:

учет международной практики классификации образовательных программ, требований международной и национальной образовательной статистики; 

обеспечение рационального объема нормативных правовых документов федерального уровня, регламентирующих образовательную деятельность с целью повышения экономической и организационной эффективности образовательного процесса в вузах.

Основные принципы формирования направлений подготовки:

объединение направлений с общей фундаментальной подготовкой;

объединение направлений с общей прикладной (отраслевой) ориентацией подготовки;

определение новых классификационных признаков, позволяющих формировать новые направления;

учет классификационных принципов формирования научных специальностей ВАК.

Законопроект о введении уровневой подготовки предусматривает возможность сохранения непрерывной подготовки по перечню специальностей, определяемом Правительством Российской Федерации. Его формирование, по мнению рабочей группы, должно исходить из учета:

уникальных требований к подготовке специалиста в некоторых видах деятельности, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и государства;

имеющейся практики реализации ступенчатой системы подготовки специалистов с 1993 по 2006 год.

В результате большой научно-методической и организационной работы, проделанной академической общественностью, научными учреждениями сформирован проект макета ФГОС ВПО и проект примерного перечня направлений подготовки и специальностей.

При этом впервые предполагается, что Перечень направлений подготовки и специальностей окончательно будет формироваться после экспертизы и утверждения ФГОС.

В то же время  впереди стоят сложнейшие задачи по:

поэтапному формированию проектов ФГОС совместно с работодателями;

созданию методологии экспертизы перед их утверждением;

совершенствованию системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод высших учебных заведений;

разработке механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня;

разработке Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.

С поэтапным введением новых образовательных стандартов  и принятием соответствующего закона об уровневом высшем профессиональном образовании будут созданы условия для устойчивого развития подготовки кадров с высшим профессиональным образованием и их применением с учетом требований современного рынка труда.

 

Приложение: проект макета ФГОС ВПО

 
 
На главную Наверх
  О проекте   |   Редакция   |   Напишите нам   |   Правовая информация    |  Разработчикам сайтов   |  Рекламодателям
Персонализация
 
Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
Rambler's Top100 яндекс.ћетрика
Яндекс цитирования