Российское образование
Абитуриент | Каталог | Вузы | Карты
Тесты | Стандарты | Документы | Глоссарий
Новости | Мероприятия | Регистрация
Дистанционное обучение | Учебно-методическая библиотека

021400


              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ







                                                    "УТВЕРЖДАЮ"

                                              Заместитель Председателя

                                              Госкомвуза России

                                                          В.Д.Шадриков

                                              ------------------------

                                              " 16"    07      1996 г.







               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ



                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ







                Государственные требования к минимуму

              содержания и уровню подготовки выпускника

                по специальности 021400 - журналистика

        (третий уровень высшего профессионального образования)









                                        Действует в качестве стандарта

                                        с даты утверждения















                            Москва - 1996







                                - 2 -







                1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

                        021400 - ЖУРНАЛИСТИКА





     1.1. Специальность утверждена приказом Государственного  Комитета

РФ по высшему образованию от 5 марта 1994 г. N180.

     1.2. Нормативная длительность обучения по специальности при очной

форме обучения - 5 лет. Квалификация - "Журналист".

     1.3. Характеристика    сферы    и    объектов    профессиональной

деятельности специалиста по специальности 021400 - журналистика.

     Деятельность специалиста направлена на  обеспечение  потребностей

общества   в   разнообразной,   оперативной,   полной   и  достоверной

информации,  анализ  актуальных  социальных   проблем,   выражение   и

формирование    общественного   мнения.   Объектами   профессиональной

деятельности специалиста  являются  материалы  для  печатных  изданий,

радио- и телепередач,  информационных и фотоагентств,  служб рекламы и

pablic relations.

     В соответствии  со  своей фундаментальной специальной подготовкой

он может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

     - журналистскую в соответствии  с  полученной  фундаментальной  и

профессиональной     подготовкой     и    направленной,    углубленной

специализацией (по средствам информации и видам деятельности);

     - редакционно-издательскую.

     Он должен  быть  подготовлен  к   обучению   в   магистратуре   и

аспирантуре, может     работать     в    научно-исследовательских    и

образовательных учреждениях.





         2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛИЦ, УСПЕШНО

         ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛИСТА 021400

              - ЖУРНАЛИСТИКА С КВАЛИФИКАЦИЕЙ "ЖУРНАЛИСТ"



     2.1. Общие требования к образованности специалиста

     Специалист отвечает следующим требованиям:







                                - 3 -



     - должен быть знаком с основными учениями в области  гуманитарных

и   социально-экономических   наук,   способен   научно  анализировать

социально значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих

наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

     - знать основы  Конституции  Российской  Федерации,  этические  и

правовые нормы,  регулирующие отношения человека к человеку, обществу,

окружающей среде,  уметь учитывать их при разработке  экологических  и

социальных проектов;

     - иметь  целостное  представление   о   процессах   и   явлениях,

происходящих в   живой   и   неживой   природе,  понимать  возможности

современных научных методов познания природы и владеть ими на  уровне,

необходимом для решения задач,  имеющих естественно-научное содержание

и возникающих при выполнении профессиональных функций;

     - способен   продолжить   обучение   и   нести   профессиональную

деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в

полном объеме через 10 лет);

     - иметь научное представление о здоровом  образе  жизни,  владеть

умениями и навыками физического самосовершенствования;

     - владеть культурой мышления,  знает его общие законы, способен в

письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

     - уметь  на  научной  основе  организовать  свой  труд,   владеть

компьютерными методами  сбора,  хранения  и обработки (редактирования)

информации, применяемыми в сфере  его  профессиональной  деятельности;

способен использовать компьютерную технику в преподавании философии;

     - способен в условиях развития науки  и  изменяющейся  социальной

практики к переоценке накопленного опыта,  анализу своих возможностей,

уметь приобретать новые знания,  используя современные  информационные

образовательные технологии,     постоянно     совершенствовать    свое

педагогическое мастерство;

     - понимать   сущность   и  социальную  значимость  своей  будущей

профессии,  основные  проблемы  дисциплин,   определяющих   конкретную

область  его  деятельности,  видеть их взаимосвязь в целостной системе

знаний;

     - способен  к  проектной деятельности в профессиональной сфере на

основе системного подхода,  уметь строить и  использовать  модели  для

описания и   прогнозирования   различных   явлений,   осуществлять  их

качественный и количественный анализ;

     - способен  поставить  цели и сформулировать задачи,  связанные с



                                - 4 -



реализацией профессиональных  функций,  уметь  использовать   для   их

решения методы изученных им наук;

     - владеть  приемами  педагогической  работы,   быть   готовым   к

кооперации  с  коллегами,  должен  быть  знаком с методами управления,

уметь  организовать  работу   исполнителей,   находить   и   применять

управленческие решения в условиях противоречивых требований;

     - методически и психологически должен быть  готовым  к  изменению

вида  и  характера  своей профессиональной деятельности,  к работе над

междисциплинарными проектами.





     2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам



2.2.1. Требования  по  общим  гуманитарным  и  социально-экономическим

       дисциплинам



     Специалист должен:



     в области   философии,   экономики,    истории,    культурологии,

психологии и педагогики:



     - иметь  представление  о  научных,  философских  и   религиозных

картинах мироздания,  сущности,  назначении и смысле жизни человека, о

многообразии форм   человеческого   знания,   соотношении   истины   и

заблуждения, знания   и   веры,   рационального  и  иррационального  в

человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в

современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и

повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

     - понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и

техники и  связанные  с  ними  современные  социальные   и   этические

проблемы, ценность  научной  рациональности  и  ее исторических типов,

знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

     - быть  знакомым  с  важнейшими  отраслями  и  этапами   развития

гуманитарного и  социально-экономического  знания,  основными научными

школами, направлениями,  концепциями, источниками гуманитарного знания

и приемами работы с ними;

     - знать основы экономической теории;

     - понимать   необходимость   макропропорций   и  их  особенности,



                                - 5 -



ситуации  на  макроэкономическом   уровне,   сущность   фискальной   и

денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

     - уметь  анализировать  в  общих  чертах  основные  экономические

события в  своей  стране  и  за ее пределами,  находить и использовать

информацию, необходимую  для  ориентирования    в   основных   текущих

проблемах экономики;

     - иметь  научное представление  об  основных  эпохах  в   истории

человечества и их хронологии;

     - знать  основные  исторические  факты,  даты,  события  и  имена

исторических деятелей;

     - уметь  выражать  и  обосновывать  свою  позицию  по   вопросам,

касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

     - понимать  и  уметь  объяснить  феномен  культуры,  ее  роль   в

человеческой жизнедеятельности,   иметь   представление   о   способах

приобретения, хранения  и   передачи   социального   опыта,   базисных

ценностей культуры;

     - знать формы и  типы  культур,  основные  культурно-исторические

центры и регионы мира,  закономерности их функционирования и развития,

знать историю культуры России,  ее место в системе мировой культуры  и

цивилизации;

     - уметь  оценивать   достижения   культуры   на   основе   знания

исторического контекста  их  создания,  быть  способным  к диалогу как

способу отношения к культуре  и  обществу,  приобрести  опыт  освоения

культуры (республики, края, области);

     - иметь представление о сущности сознания,  его взаимоотношения с

бессознательным, роли  сознания и самосознания в поведении,  общении и

деятельности людей, формировании личности;

     - понимать природу психики,  знать основные психические функции и

их физиологические  механизмы,  соотношение  природных  и   социальных

факторов в  становлении  психики,  понимать  значение  воли  и эмоций,

потребности и мотивов,  а также бессознательных механизмов в поведении

человека;

     - уметь  дать   психологическую   характеристику   личности   (ее

темперамента, способностей),  интерпретацию  собственного психического

состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

     - понимать соотношение наследственности и социальной среды,  роли

и значения   национальных   и   культурно-исторических   факторов    в

образовании и воспитании;



                                - 6 -



     - знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

     - владеть  элементарными  навыками  анализа учебно-воспитательной

ситуации, определения и решения педагогических задач.



     в области социологии, политологии и права:



     - иметь  научное  представление  о  социологическом   подходе   к

личности, факторах ее социализации,  основных закономерностях и формах

регуляции социального поведения,  о природе  возникновения  социальных

общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

     - знать типологию,  основные источники возникновения  и  развития

массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы

социального развития,  типы и структуры социальных организаций и уметь

их анализировать;

     - владеть основами социологического анализа;

     - иметь  представление  о  сущности  власти и политической жизни,

политических отношений и процессов,  о  субъектах  политики;  понимать

значение и  роль  политических  систем  и политических режимов в жизни

общества, о    процессах     международной     политической     жизни,

геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и

статусе в современном политическом мире;

     - знать    и   уметь   выделять   теоретические   и   прикладные,

аксиологические и   инструментальные   компоненты    политологического

знания, знать   их   роль   и   функции  в  подготовке  и  обосновании

политических решений,   в    обеспечении    личностного    вклада    в

общественно-политическую жизнь;

     - знать  права  и  свободы  человека  и  гражданина,   уметь   их

реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

     - знать основы российской системы и законодательства, организации

судебных и  иных  правоприменительных  и  правоохранительных  органов,

правовые и  нравственно-этические  нормы  и   сферы   профессиональной

деятельности;

     - уметь  использовать  и  составлять   нормативные   и   правовые

документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;



     в области филологии:



     - свободно  владеть государственным языком Российской Федерации -



                                - 7 -



русским языком;

     - знать  и  уметь  грамотно  использовать  в  своей  деятельности

профессиональную лексику;

     - владеть   лексическим   минимумом   одного  иностранного  языка

(1200-2000  лексических  единиц,  то  есть  слов   и   словосочетаний,

обладающих   наибольшей  частотностью  и  семантической  ценностью)  и

грамматическим   минимумом,   включающим   грамматические   структуры,

необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

     - уметь  вести  на   иностранном   языке   беседу-диалог   общего

характера,  соблюдать  правила речевого этикета,  читать литературу по

специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты

по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые

письма на иностранном языке;



     в области физической культуры:



     - понимать роль физической культуры и здорового образа жизни;

     - владеть системой практических умений и навыков,  обеспечивающих

сохранение и  укрепление  здоровья,   развитие   и   совершенствование

психофизических способностей  и качеств,  самоопределение в физической

культуре;

     - приобрести     опыт    использования    физкультурно-спортивной

деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.





2.2.2. Требования   по   математическим  и  общим  естественно-научным

       дисциплинам



     Специалист должен иметь представление:



     в области математики и информатики:



     - о месте и роли математики в современном мире,  мировой культуре

и истории;

     - о математическом мышлении,  индукции и дедукции  в  математике,

принципах математических рассуждений и математических доказательств;

     - о логических,  топологических и  алгебраических  структурах  на

множествах;



                                - 8 -



     - о неевклидовых геометрических системах;

     - о математическом моделировании;

     - об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

     - о  проблеме  искусственного интеллекта,  способах представления

знаний и манипулирования ими (об инженерии знаний);

     - о  роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях и

образовании;



     в области концепции современного естествознания:



     - об  основных  этапах  развития   естествознания,   особенностях

современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

     - о концепциях пространства и времени;

     - о принципах симметрии и законах сохранения;

     - о понятии состояния в естествознании;

     - о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

     - о   динамических    и    статистических    закономерностях    в

естествознании;

     - о соотношении порядка и беспорядка в  природе,  упорядоченности

строения физических    объектов,    переходах   из   упорядоченных   в

неупорядоченные состояния и наоборот;

     - о самоорганизации в живой и неживой природе;

     - об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и

мегамира;

     - о взаимосвязях между физическими,  химическими и биологическими

процессами;

     - о специфике живого,  принципах воспроизводства и развития живых

систем, их целостности и гомеостазе;

     - об  иерархичности,   уровнях   организации   и   функциональной

ассимметрии живых систем;

     - о   биологическом   многообразии,   его   роли   в   сохранении

устойчивости биосферы и принципах систематики;

     - о  физиологических  основах  психики,  социального   поведения,

экологии и здоровья человека;

     - о взаимодействии организма  и  среды,  сообществах  организмов,

экосистемах, принципах      охраны     природы     и     рационального

природопользования;

     - о  месте  человека  и  эволюции  Земли,  о ноосфере и парадигме



                                - 9 -



единой культуры.





2.2.3. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин



     Общие требования



     Специалист должен:



     - уметь    квалифицированно   выполнять   свои   профессиональные

обязанности, работая в изданиях или теле-радиопрограммах разных  типов

(массовых, специальных, молодежных, детских, общественно-политических,

деловых, развлекательных,   рекламных   и   т.п.),   с    учетом    их

функциональной предназначенности,       тематического      содержания,

направления, формы изложения материала, специфики аудитории и т.п.;

     - квалифицированно    готовить    материалы    по    определенным

тематическим направлениям  (освещение  вопросов  политики,  экономики,

международной жизни,  культуры,  социальной  сферы,  науки,  экологии,

спорта и т.п.);

     - быть  способным  выполнять  обязанности  по  организации работы

творческого журналистского коллектива (на уровне отдела или  небольшой

редакции).



     По циклам дисциплин



     в области истории отечественной и зарубежной журналистики:



     - знать  историю  журналистики,  понимать  ее  связь  с развитием

мировой цивилизации  и  современной  отечественной  практики   средств

массовой информации;

     - иметь представление  о формировании  системы  журналистики,  ее

типологии;

     - знать творчество крупнейших  мастеров  публицистики,  известных

журналистов;



     в области современного русского языка, стилистики и литературного

редактирования:





                                - 10 -



     - знать лексику, грамматику, стилистику;

     - уметь  стилистически  правильно  выражать  свои мысли,  активно

пользоваться всеми  возможностями  русского   языка   при   подготовке

материалов разных жанров;

     - знать основные правила, владеть приемами редактирования;

     - владеть навыками подготовки текста публикации;



     в области теории литературы:



     - знать основные понятия науки о литературном творчестве;

     - знать теорию литературы в ее историческом развитии;



     в области основ журналистики,  теории и  методики  журналистского

творчества:



     - понимать роль журналистики в обществе, ее функции и особенности

массово-информационной деятельности;

     - иметь    представление   о   правовых   и   этических   основах

журналистской деятельности;

     - знать       особенности       функционально-должностной       и

профессионально-творческой структуры редакции, студий;

     - понимать специфику журналистского творчества,  владеть системой

его методов;

     - уметь  получить  необходимую  информацию  и на ее основе дать в

журналистском произведении адекватную картину действительности;

     - владеть основными жанрами журналистского творчества;



     в области техники и технологии средств массовой информации:



     - иметь  представление о современной технике и технологии печати,

радиовещания, телевидения;

     - знать   особенности   функционирования   редакций,  студий  как

производственно-технологических структур;

     - знать специфику выпуска разных типов изданий, подготовки радио-

и телепрограмм;

     - владеть  современными техническими средствами и методами работы

(в том числе с использованием электронной техники);

     - владеть  навыками  верстки (в том числе компьютерной),  монтажа



                                - 11 -



записанного, снятого материала;



     в области экономики средств массовой информации:



     - понимать  особенности  функционирования  рынка   информационных

продуктов и услуг;

     - знать  экономические  основы  деятельности   средств   массовой

информации;

     - иметь   представление   о   многообразии   форм   экономической

деятельности средств массовой информации;

     - владеть основами маркетинга в сфере деятельности СМИ.





2.2.4. Требования по циклам специальных дисциплин



     Специалист должен обладать новейшей информацией:



     в области актуальных проблем современности и журналистики:



     - иметь представление о наиболее актуальных глобальных проблемах,

стоящих перед мировой цивилизацией в  современный  период,  и  о  роли

журналистики в их освещении и решении;

     - иметь  представление  об  основных  современных   проблемах   в

развитии России (в области государственного строительства,  экономики,

формировании гражданского общества,  социальной и  культурной  сферах,

области национальных  отношений  и  т.п.) и о функциях журналистики по

отношению к различным сферам социальных отношений;

     - видеть  роль  журналистики  в  перспективном  развитии  страны,

формировании гражданского общества и правового государства;

     - понимать     взаимосвязь     журналистики     и     современных

футурологических концепций;

     - уметь  применять полученные знания при подготовке публикаций на

соответствующие темы;



     в области социологии журналистики:



     - понимать  суть  социологического  обоснования  при   разработке

концепции издания, программы, теле-, радиопрограммы;



                                - 12 -



     - разбираться в социологическом механизме  взаимодействия  органа

информации и ее аудитории;

     - представлять особенности,  характеристики аудитории издания или

программы определенного типа:

     - быть знакомым с последними исследованиями в области  социологии

журналистики;

     - быть знакомым с новейшими  исследованиями  в  области  изучения

общественного мнения;

     - обладать необходимыми элементами  социологического  мышления  и

социологической культуры при подготовке журналистских материалов;

     - уметь сформировать заказ социологической службе для  проведения

необходимого редакции  исследования,  иметь  представление о задачах и

методах работы социологической службы редакции;

     - быть   в  курсе  последних  новаций,  связанных  с  применением

социологических методов в редакционной работе;

     - обладать    оперативной   информацией   в   работе   крупнейших

исследовательских центров в области изучения  общественного  мнения  и

средств массовой   информации,   уметь   работать  с  социологическими

материалами, готовить их для публикации в прессе;



     в области   теории   и   практики   зарубежных  средств  массовой

информации:



     - иметь  представление о современной типологической структуре СМИ

разных стран  и  происходящих  в  них  процессах,  преобразованиях   и

тенденциях развития;

     - быть знакомым  с  последними  теоретическими  исследованиями  в

данной сфере;

     - иметь  представление  о  новаторских  моментах  о   организации

деятельности зарубежных органов информации,  в работе ведущих мастеров

журналистики;

     - иметь сведения о современном законодательстве в области СМИ;

     - обладать  информацией  о   новейших   разработках   в   области

технологии и экономики зарубежных СМИ;

     - иметь  представление  об   актуальных   проблемах   мировой   и

отечественной современной   науки,   важнейших   и   новейших  научных

достижениях, разработках  в   области   современного   естествознания,

экологии, философии, истории, культурологии;



                                - 13 -



     - понимать роль журналистики в развитии и популяризации науки;

     - обладать  навыками  подготовки публикаций,  посвященных тем или

иным проблемам и аспектам науки;



     в области рекламы и паблик рилейшнз:



     - представлять особенности рекламы (видов,  жанров,  кампаний)  в

изданиях, программах различных типов;

     - понимать  психологические  особенности   восприятия   различных

рекламных текстов  в  зависимости  от  различных  типов аудитории,  ее

характеристик;

     - уметь  готовить  рекламные  тексты разных жанров,  иметь навыки

организации и проведения рекламных кампаний;

     - иметь  информацию  о  современном  законодательстве  в  области

рекламы в СМИ;

     - иметь сведения о последних теоретических исследованиях в данной

области, в том числе в социологии рекламы;

     - быть  знакомым  с  новейшими достижениями в практике рекламного

дела в различных органах информации, в том числе зарубежных;

     - представлять  особенности  организации  работы рекламных служб,

отделов паблик рилейшнз в органах информации различных типов.





2.2.5. Требования по дисциплинам специализации





     Специалист должен  иметь  глубокие  знания  и  владеть   методами

журналистской работы,    уметь    квалифицированно    выполнять   свои

профессиональные обязанности при работе в различных средствах массовой

информации, в изданиях, редакциях разных типов.

     Конкретные требования к подготовке специалиста и содержания цикла

дисциплин специализации устанавливаются высшим учебным заведением.





         3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

                      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

               ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 - "ЖУРНАЛИСТИКА"





                                - 14 -





ГСЭ.00   Общие   гуманитарные   и    социально-экономические      1800

         дисциплины

ГСЭ.01   Философия:

         роль философии  в  жизни   человека   и   общества;

         исторические типы философии;  человек во Вселенной;

         философская,  религиозная и научная  картина  мира;

         природа   человека   и   смысл  его  существования;

         познание, его возможности и границы; знание и вера;

         общество;  многообразие культур,  цивилизаций, форм

         социального опыта;  человек в мире культуры; Запад,

         Восток,   Россия   в   диалоге  культур;  личность;

         проблемы  свободы  и  ответственности;  человек   в

         информационно-техническом    мире;   роль   научной

         рациональности  в  развитии  общества;  проблемы  и

         перспективы  современной цивилизации;  человечество

         перед лицом глобальных проблем.

ГСЭ.02   История:

         сущность, формы,  функции  исторического  сознания;

         типы     цивилизаций    в    древности;    проблема

         взаимодействия человека и природной среды в древних

         обществах;    цивилизация   древней   Руси;   место

         Средневековья  во  всемирно-историческом  процессе;

         Киевская Русь;  тенденции становления цивилизации в

         русских землях;  проблема  зарождения  национальных

         государств    в    Западной   Европе,   Московского

         государства;  Европа  в  начале  Нового  времени  и

         проблема   формирования   целостности   европейской

         цивилизации;  Россия в XV-XVII  вв.;  XVIII  век  в

         европейской и северо-американской истории; проблема

         перехода в "царство разума"; особенности российской

         модернизации  в XVIII в.;  духовный мир человека на

         пороге   перехода   к   индустриальному   обществу;

         основные тенденции развития всемирной истории в XIX

         веке;  пути  развития  России;  место  XX   в.   во

         всемирно-историческом   процессе;   новый   уровень

         исторического    синтеза;    глобальная    история;

         менталитет  человека,  его эволюция и особенности в



                                - 15 -



         Западной Европе и России, в других регионах мира.

ГСЭ.03   Культурология:

         история мировой культуры;  история культуры России;

         школы, направления и теории в культурологии; охрана

         и использование культурного наследия.

ГСЭ.04   Психология и педагогика:

         Психология: объект     и     предмет    психологии;

         соотношение субъективной и объективной  реальности;

         психика  и  организм;  активность  психики  (души);

         психика,  поведение   и   деятельность;   структура

         субъективной реальности; личностные и межличностные

         отношения;      свобода      воли,       личностная

         ответственность;  общее  и индивидуальное в психике

         человека.

         Педагогика: предмет педагогики;  цели образования и

         воспитания;    педагогический    идеал    и     его

         конкретно-историческое   воплощение;   средства   и

         методы  педагогического  воздействия  на  личность;

         общие   принципы   дидактики   и  их  реализация  в

         конкретных    предметных    методиках     обучения;

         нравственно-психологические        и        идейные

         взаимоотношения поколений;  семейное  воспитание  и

         семейная   педагогика;  межличностные  отношения  в

         коллективе;    нравственно-психологический    образ

         педагога; мастерство педагогического общения.

ГСЭ.05   Экономика:

         предмет экономической науки;  введение в  экономику

         (основы экономического   анализа,   основы  обмена,

         функционирование конкурентного   рынка   и   основы

         государственного сектора);     основные     понятия

         собственности: экономические  и  правовые  аспекты;

         введение в    макроэкономику;    деньги,   денежное

         обращение и денежная  политика;национальный  доход,

         совокупные расходы,   спрос,  предложение,  ценовой

         уровень, фискальная  политика;   макроэкономические

         проблемы инфляции     и    безработицы;    основные

         макроэкономические школы;   мировая   экономика   и

         экономический рост;  спрос,  потребительский выбор,



                                - 16 -



         издержки и предложение;  фирма и формы конкуренции;

         структура бизнеса, регулирование и дерегулирование;

         факторные рынки и распределение доходов;  экономика

         сельскохозяйственных    и    природных    ресурсов;

         сравнительные экономические системы.

ГСЭ.06   Социология:

         история становления и развития социологии; общество

         как социокультурная  система;  социальные  общности

         как источник  и  субъект  самодвижения,  социальных

         изменений; личность     как    активный    субъект;

         взаимосвязь личности  и  общества;  ролевые  теории

         личности; социальный  статус  личности;  социальные

         связи, действия,  взаимодействия между индивидами и

         группами, групповая динамика, социальные институты,

         социальная организация;  гражданское   общество   и

         государство; социальный контроль; массовое сознание

         и массовые действия; социальные движения; источники

         социального напряжения,   социальные   конфликты  и

         логика их    развития;    социальные     изменения;

         глобализация социальных  и  культурных  процессов в

         современном мире;  социально-культурные особенности

         и проблемы развития российского общества; возможные

         альтернативы его развития в будущем;  методология и

         методы социологического исследования.

ГСЭ.07   Политология:

         объект, предмет  и  метод  политологии,  ее место в

         системе социально-гуманитарных  дисциплин;  история

         политических учений;   теория   власти  и  властных

         отношений; политическая    жизнь,    ее    основные

         характеристики; политическая               система,

         институциональные аспекты  политики;   политические

         отношения и     процессы;     субъекты    политики;

         политическая культура;    политические    идеологии

         (история развития,      современное      состояние,

         перспективы); политический   процесс   в    России;

         мировая политика    и    международные   отношения;

         сравнительная политология.

ГСЭ.08   Право:



                                - 17 -



         право, личность и общество;  структура права и  его

         действия; конституционная  основа правовой системы;

         частное право; сравнительное правоведение.

ГСЭ.09   Иностранный язык:                                         340

         закрепление программы   средней   школы,   изучение

         нового лексико-грамматического           материала,

         необходимого для      общения      в       наиболее

         распространенных повседневных ситуациях;  различные

         виды речевой деятельности  и  формы  речи  (устной,

         письменной, монологической    или   диалогической),

         овладение лексико-грамматическим  минимумом;   курс

         реферирования и  аннотирования  научной литературы,

         курс научно-технического перевода и т.п.

ГСЭ.10   Физическая культура:                                      408

         физическая культура     в     общекультурной      и

         профессиональной подготовке              студентов;

         социально-биологические основы физической культуры;

         основы здорового     образа    и    стиля    жизни;

         оздоровительные системы и спорт (теория,  методика,

         практика); профессионально-прикладная    физическая

         подготовка студентов.

ГСЭ.11   Дисциплины   и   курсы    по    выбору    студента,

         устанавливаемые вузом (факультетом)                       324



ЕН.00    Общие  математические  и  общие  естественнонаучные

         дисциплины.                                               694

ЕН.01    Математика и информатика                                  394

         геометрия Эвклида  как  первая  естественно-научная

         теория; аксиоматический   метод;   основные   этапы

         становления современной математики;  основные черты

         математического мышления;            математические

         доказательства; элементы,   множества,   отношения,

         отображения; числа;   комбинаторика;   конечные   и

         бесконечные множества;    неэвклидовы    геометрии;

         геометрия микро-   и   макромира;   основные   идеи

         математического анализа;           дифференциальные

         уравнения; общая  постановка  задачи   о   принятии

         решения; математические    методы    случайного   в



                                - 18 -



         целенаправленной деятельности;           математика

         случайного; элементы теории вероятностей;  основные

         понятия математической  статистики;  математические

         методы проверки    гипотез;   роль   математики   в

         гуманитарных науках.

         Общая характеристика   процессов  сбора,  передачи,

         обработки и накопления  информации;  технические  и

         программые средства    реализации    информационных

         процессов; модели    решения    функциональных    и

         вычислительных задач;        алгоритмизация       и

         программирование; языки   программирования;    базы

         данных; программное    обеспечение   и   технология

         программирования; компьютерная графика; особенности

         использования ЭВМ  в  социальной  работе различного

         уровня.

ЕН.02    Концепции современного естествознания                     200

         естественнонаучная и гуманитарная культура; научный

         метод;     история     естествознания;     панорама

         современного  естествознания;  тенденции  развития;

         корпускулярная  и  континуальная концепции описания

         природы;  порядок и  беспорядок  в  природе;  хаос;

         структурные  уровни  организации  материи;  микро-,

         макро- и мегамиры;  пространство,  время;  принципы

         относительности;    принципы    симметрии;   законы

         сохранения;     взаимодействие;     близкодействие,

         дальнодействие;  состояние;  принципы суперпозиции,

         неопределенности,  дополнительности; динамические и

         статистические  закономерности  в  природе;  законы

         сохранения энергии  в  макроскопических  процессах;

         принцип  возрастания энтропии;  химические системы,

         энергетика   химических   процессов,    реакционная

         способность   веществ;  особенности  биологического

         уровня      организации      материи;      принципы

         воспроизводства    и    развития    живых   систем;

         многообразие живых организмов; основы организации и

         устойчивости   биосферы;   генетика   и   эволюция;

         человек:  физиология, здоровье, эмоции, творчество,

         работоспособность;  биоэтика;  экология и здоровье,



                                - 19 -



         человек,  биосфера и космические  циклы;  ноосфера;

         необратимость  времени;  самоорганизация  в живой и

         неживой    природе;     принципы     универсального

         эволюционизма; путь к единой культуре.

ЕН.03    Дисциплины    и    курсы    по    выбору  студента,       100

         устанавливаемые вузом (факультетом)



ДН.00    Цикл общепрофессиональных дисциплин                      3950

ДН.01    История отечественной литературы                          630

         древняя русская     литература     (X-XII     вв.):

         литературные памятники Киевской Руси;  литература и

         фольклор; церковь   и   литература;   литература  и

         национально-освободительная борьба;     образование

         единого Российского   государства   и   литература;

         поэтика древнерусской  литературы;  героический   и

         национально-патриотический характер      литературы

         Древней Руси;  литература XVIII  в.:  литература  в

         эпоху реформ   Петра  I;  классицизм,  формирование

         национального облика      русской       литературы;

         просветительство; литература и становление русского

         литературного языка;     реформа     стихосложения;

         сентиментализм; журналистика  XVIII в.;  литература

         XIX в.:  возникновение  и  становление  романтизма;

         литература и Отечественная война 1812 г.;  "Золотой

         век" русской поэзии,  А.С.Пушкин и поэты пушкинской

         плеяды; движение    декабристов    и    литература;

         художественное своеобразие   русского   романтизма;

         "Натуральная школа" 1840-х гг.;  литература в эпоху

         общественных реформ;   социальная    заостренность,

         нравственные искания литературы второй половины XIX

         в.; расцвет   реализма;   поэтика    реалистической

         литературы; литература   и   религиозно-философская

         мысль; литература и народничество; мировое значение

         русской классики  XIX  в.;  литература  конца XIX -

         начала XX вв.;  новые тенденции в литературе рубежа

         веков; взаимодействие  двух  основных направлений -

         реализма и   модернизма;   литература   и    первая

         российская революция   1905-1907   гг.;  обновление



                                - 20 -



         реалистической литературы;    "Серебрянный     век"

         русской поэзии;   символизм,   акмеизм,   футуризм;

         литература в борьбе за демократию;  1917 г. - рубеж

         в развитии  русской литературы;  судьба культурного

         наследия; русская литература после 1917  г.;  связь

         отечественной культуры   с   коллизиями  и  драмами

         истории XX в.;  судьбы литературных  течений начала

         XX в.    -    символизма,    акмеизма,   футуризма;

         многообразие литературных направлений и программ  в

         строительстве "нового   искусства";   литература  в

         тоталитарном обществе  1930-1950  гг.;  особенности

         художественного освоения   действительности   конца

         50-х гг.;    процессы    развития     отечественной

         культуры и литературы во второй половине 80-х гг.

ДН.02    История зарубежной литературы                             580

         литература античности;  литература  Средневековья и

         Возрождения: эпос,  народное  творчество,  рождение

         романа и   других   жанров   светской   литературы;

         классицизм в прозе,  поэзии,  драме XVII в.; роман,

         памфлет, философская проза;  сентиментализм - XVIII

         в.; романтизм в поэзии и прозе;  реализм и  мастера

         реалистического романа XIX в.; рубеж XIX - XX вв. -

         обновление литературы;  XX  в.   -   взаимодействие

         модернистской, реалистической   и  социалистической

         литературы; гуманизм литературы второй половины  XX

         в.

ДН.03    История отечественной журналистики                        310

         возникновение и   развитие  журналистики  в  первой

         половине XVIII   в.;   частные   журналы;    первые

         сатирические издания   второй  половины  XVIII  в.;

         журналистика начала XIX  в.;  журналистика  периода

         Отечественной войны     1812    г.;    журналистика

         декабристской и      постдекабристской       эпохи;

         журналистика и    публицистика   1840-1850-х   гг.;

         журналистика 1860-х гг.; эпоха реформ; журналистика

         1870-1880-х гг.;  народничество  и другие течения в

         прессе; либеральная  пресса;   развитие   газетного

         дела; журналистика  1890-х  гг.;  система  печати в



                                - 21 -



         конце XIX в.;  журналистика начала XX в.;  основные

         типы периодической       печати;      отечественная

         журналистика после Февральской революции;  средства

         массовой информации  после  Октябрьской  революции;

         журналистика в условиях  сталинского  тоталитарного

         режима во второй половине 20-х - 30-х гг.; средства

         массовой информации в  годы  Великой  Отечественной

         войны; послевоенная    журналистика    в   условиях

         сохранения тоталитарного    режима    и     периода

         социально-политического реформирования   советского

         общества во второй половине 50-х - начале 80-х гг.;

         журналистика в         условиях         становления

         государственного суверенитета  России,  ее  роль  в

         экономических и              социально-политических

         преобразованиях страны;  печать русского зарубежья,

         творческое наследие   ее   ведущих   публицистов  в

         контексте отечественной журналистики.

ДН.04    История зарубежной журналистики                           300

         история журналистики    в    античном    мире     и

         средневековой Европе;     ораторское     искусство;

         рукописные книги,  журналы  и  газеты;  изобретение

         книгопечатания; возникновение       и      развитие

         журналистики в Западной Европе XVII  -  XVIII  вв.;

         борьба за  свободу  печати;  периодическая печать в

         XIX в.,   развитие   массовой    печати;    издания

         политических партий;  журналистика  в  конце  XIX -

         начале XX   вв.;    газетно-журнальные    концерны;

         журналистика после Первой мировой войны;  революция

         в России  и  борьба  направлений  в   журналистике;

         радиовещание и  изменения в структуре журналистики;

         журналистика после     Второй     мировой    войны;

         журналистика   в   современном   обществе   и    ее

         взаимодействие    с    экономикой,    государством,

         партиями,    церковью;     информационно-журнальная

         промышленность;    методы,    приемы    и    теории

         журналистики;  журналистика различных регионов мира

         в условиях информационной революции.

ДН.05    Современный русский и родной язык                         500



                                - 22 -



         лексика, фразеология,                лексикография,

         словообразование;  морфология: имя существительное,

         имя прилагательное,  имя числительное, местоимение,

         глагол; синтаксис:    словосочетание,   простое   и

         сложное предложения.

ДН.06    Стилистика и литературное редактирование                  290

         стилистическая система    русского    литературного

         языка; научный      стиль,      официально-деловой,

         литературно-художественный,       публицистический,

         разговорный;   функционирование    лексических    и

         фразеологических      средств;     функционирование

         морфологических   форм    речи;    функционирование

         простого и сложного предложений; стилистика текста;

         текст  как  объект  литературного   редактирования;

         научная база редактирования;  значение традиционных

         филологических   методик   анализа    текста    для

         формирования  практических  методик редактирования;

         психологические     предпосылки     редактирования;

         коммуникативные         особенности        процесса

         редактирования;  логические основы  редактирования;

         работа   над   композицией   авторского  материала;

         способы изложения и виды текстов, их классификация,

         логическая и синтаксическая структуры,  особенности

         построения;   работа   редактора   над    текстами,

         различными   по   способу   изложения;  работа  над

         фактическим материалом; приемы проверки и обработки

         различных  видов  фактического материала (элементов

         номинации,  фактов  истории,  ситуаций  современной

         действительности, цифр, цитат); работа над языком и

         стилем авторского материала;  редакторский анализ и

         правка   текста;   виды   редакторской  правки,  ее

         техника.

ДН.07    Теория литературы                                         140

         интерпретация художественного произведения; форма и

         содержание в литературе;  пространство  и  время  в

         художественном произведении;     литература     как

         искусство слова; художественная речь и ее элементы;

         условность искусства;  литературные  роды  и жанры;



                                - 23 -



         культурная и литературная традиция; формы и способы

         выражения традиции; направления и течения в истории

         литературы; литература и  мифология;  литература  и

         другие виды   искусства;   массовое   искусство   и

         массовая литература;   понятие    о    литературном

         процессе; историческое развитие литературы.

ДН.08    Основы журналистики                                       320

         журналистика как   область   массово-информационной

         деятельности; функции  журналистики;   журналистика

         как область  общественно-политической деятельности;

         социальная позиция  журналиста;  журналистика   как

         система средств массовой информации; свобода печати

         в журналистской   деятельности;   журналисты    как

         субъекты массово-информационной       деятельности;

         эффективность журналистской деятельности.

ДН.09    Теория и методика журналистского творчества               380

         Журналистское творчество    как    профессиональная

         деятельность; слагаемые  журналистского творчества;

         журналистское произведение    как    особый     вид

         текста; структура   творческого   акта  журналиста;

         система методов     журналистского      творчества;

         технические средства   в   процессе  журналистского

         творчества; профессионально-этические   правила   и

         нормы, регулирующие поведение журналиста;  жанровые

         разновидности журналистского текста  и  особенности

         работы над материалами разных жанров.

ДН.10    Техника и технология средств массовой информации          200

         Полиграфическая техника и полиграфические процессы;

         современная электронная    редакционно-издательская

         техника; верстка   и   печатание   тиража  издания;

         основные технологические схемы выпуска; технические

         основы телевидения;     телевизионный     стандарт;

         современные вещательные      системы       цветного

         телевидения; телевизионные                  центры;

         производственно-техническая              подготовка

         телевизионных программ; система технических средств

         радиовещания; радиодом    и    его    оборудование;

         аппаратно-студийный комплекс и его оборудование.



                                - 24 -



ДН.11    Экономика и технология средств массовой информации        100

         рыночная экономика  и средства массовой информации;

         рынок информационных продуктов  и  услуг;  средства

         массовой информации как объект маркетинга; реклама;

         понятие прибыли в  средствах  массовой  информации;

         проблемы акционирования       средств      массовой

         информации; экономическая             эффективность

         деятельности средств массовой информации.

ДН.12    Вспомогательные      (прикладные)       дисциплины:

         современные технические   средства   журналиста   -

         машинопись,  фотодело,  техника магнитной записи  и       200

         т.д.

ДН.13    Дисциплины    и    курсы    по    выбору студентов,

         устанавливаемые вузом (факультетом)                       200



СД.00    Цикл  специальных  дисциплин, устанавливаемых вузом

         (факультетом)                                             180

СД.01    Теоретические курсы

СД.01.1  Актуальные  проблемы  современности и журналистика:        36

         актуальные проблемы     мировой    цивилизации    и

         журналистика, основные проблемы развития России  на

         современном этапе и роль журналистики, журналистика

         и современные футурологические концепции.

СД.01.2  Социология журналистики

         социологическая теория             функционирования

         журналистики;   социологическое   обоснование   при

         определении типа издания и его программы; аудитория

         СМИ; журналистика и общественное мнение; тексты СМИ

         и методы  их  анализа;   социологические   проблемы

         журналистской деятельности;  социологические методы

         в работе   редакции    и    журналиста;    изучение

         эффективности СМИ;    социологическая    служба   в

         редакциях.

СД.01.3  Психология журналистики                                    36

         предмет психологии  журналистики;   психологические

         механизмы взаимоотношения журналистики и аудитории;

         психология восприятия        массово-информационных

         текстов; особенности психологии общения, психология



                                - 25 -



         журналистской деятельности    и    функционирования

         редакционного коллектива;   методы  исследований  в

         этой области.

СД.01.4  Современные зарубежные средства массовой информации        18

         современная структура  СМИ  в  различных   странах;

         экономические и  правовые  основы функционирования;

         современные зарубежные       теории        массовых

         коммуникаций; опыт   и   методы   работы;   ведущие

         журналисты; технологические новации  в области СМИ.

СД.01.5  Актуальные проблемы современной науки                      18

         направления и   концепции   развития   современного

         естествознания, экологии,  философии, политических,

         исторических наук,        проблемы         развития

         культурологического знания,   роль  журналистики  в

         развитии и популяризации науки.

СД.01.6  Реклама и паблик рилейшнз                                  36

         роль и место  рекламы  в  системе  экономической  и

         информационной деятельности;   законодательство   в

         этой сфере;  информационная  база;  виды   рекламы;

         рекламная кампания;    социология    и   психология

         рекламы; организация работы рекламных служб и служб

         паблик рилейшнз.

СД.02    Дисциплины  и   курсы    по    выбору    студентов,

         устанавливаемые вузом (факультетом)                       180

СД.03    Мастерские,    студии,     лабораторно-практические

         занятия                                                   180



ДС.00    Дисциплины специализации                                 1000

         (940 часов  базовое  образование  и  60   часов   -

         специальное)



ДП.00    Дополнительные виды подготовки                            510

         (военная подготовка, гражданская оборона и др.)



Ф.00     Факультативы                                              100



         Общая продолжительность теоретического обучения          8748





                                - 26 -



П.00     Практики                                            16 недель



КР.00    Квалификационная работа  (работа   над    дипломным  8 недель

         сочинением)



ИГА      Итоговая      государственная      квалификационная 14 недель

         аттестация



         Настоящая программа составлена, исходя из следующих

         данных:



         Теоретическое обучение                             170 недель

         Практика                                            16 недель

         Квалификационная работа                              8 недель

         Экзаменационные сессии                              42 недели

         Каникулы                                            32 недели

         Отпуск после окончания вуза                          4 недели

                                                     њњњњњњњњњњњњњњњњњ

                                                     Итого: 272 недели







                             ПРИМЕЧАНИЯ:

     1. Вуз (факультет) имеет право:

     1.1. Изменять  объем  часов,  отводимых  на   освоение   учебного

материала: для  циклов  дисциплин  -  в  пределах  5%,  для дисциплин,

входящих в цикл - в пределах 10%  без превышения указанного  в  данной

программе максимального   объема   недельной   нагрузки   студента   и

уменьшения минимального содержания дисциплин.

     1.2. Устанавливать   объем  часов  по  дисциплинам  циклов  общих

гуманитарных и социально-экономических дисциплин  (кроме  иностранного

языка и     физической     культуры),     математических    и    общих

естественно-научных дисциплин,   а   также    психолого-педагогических

дисциплин при  условии  сохранения общего объема часов данного цикла и

реализации минимума содержания дисциплин, указанного в графе 2.

     1.3. Осуществлять     преподавание     общих    гуманитарных    и

социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных  курсов

и разнообразных   видов  коллективных  и  индивидуальных  практических



                                - 27 -



занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе

и учитывающим  региональную,  национально-этическую,  профессиональную

специфику, а    также    и    научно-исследовательские    предпочтения

преподавателей), обеспечивающим  квалифицированное  освещение тематики

дисциплин.

     1.4. Устанавливать   необходимую   глубину   усвоения   отдельных

разделов дисциплин (графа 2),  входящих в цикл  общих  гуманитарных  и

общих естественно-научных дисциплин,  в зависимости от профиля данного

направления.

     2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды

аудиторной и неаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов

в неделю.  Объем  обязательных  аудиторных  занятий студента не должен

превышать в среднем за период обучения 27 часов в неделю.  При этом  в

указанный объем   не   входят  обязательные  практические  занятия  по

физической культуре и занятия  по  факультативным  дисциплинам.  Общее

число каникулярного  времени  в  учебный  год  должно  составлять 7-10

недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

     3. Факультативные  дисциплины  предусматриваются  учебным  планом

вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.

     4. Курсовые  работы  (проекты)  рассматриваются  как  вид учебной

работы по дисциплине и выполняются в пределах часов,  отводимых на  ее

изучение.

     5. Специальные  дисциплины  представляют  собой  профессиональную

подготовку, более   узкую   по   сравнению  со  специальностью.  Вузом

(факультетом) могут быть предложены различные варианты этих дисциплин,

из которых  студент вправе выбрать один.  Каждый из вариантов наряду с

обязательными дисциплинами должен включать курсы по выбору студента.

     6. Итоговая     государственная    квалификационная    аттестация

осуществляется согласно   п.5.3   Государственного    образовательного

стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования".

Формы и   содержание   итоговой    государственной    квалификационной

аттестации специалиста    должны    обеспечить   контроль   выполнения

требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.

     7. Лица,  выполнившие  за  время обучения по специальности 021400

"Журналистика" государственные  требования к минимуму   содержания   и

уровню подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации

- "Преподаватель",  введенные в действие Приказом Госкомвуза России от

30.03.95г. Т439 (приложение 1),  получают дополнительную квалификацию,



                                - 28 -



добавляемую к основной,  о  чем  в  дипломе  делается  соответствующая

запись: "Журналист. Преподаватель журналистики".









                                       Составители:

                                       Учебно-методическое объединение

                                       университетов     (Совет     по

                                       журналистике), Экспертный совет

                                       по  циклу  общих   естественно-

                                       научных   дисциплин  Госкомвуза

                                       России









Управление гуманитарным образованиям

Госкомвуза России

                                                          Сериков В.В.

                                                       Овчинников Г.К.



Главное управление образовательно-профессиональных

программ и технологий Госкомвуза России

                                                            Татур Ю.Г.

 

 
 
На главную Наверх
  О проекте   |   Редакция   |   Напишите нам   |   Правовая информация    |  Разработчикам сайтов   |  Рекламодателям
Персонализация
 
Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
Rambler's Top100 яндекс.ћетрика
Яндекс цитирования