Российское образование
Абитуриент | Каталог | Вузы | Карты
Тесты | Стандарты | Документы | Глоссарий
Новости | Мероприятия | Регистрация
Дистанционное обучение | Учебно-методическая библиотека

520600


              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                       ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ





                                               Утверждаю

                                         Заместитель Председателя

                                         Госкомвуза России



                                         ___________В.Д. ШАДРИКОВ



                                         " 30 " декабря   1993 г.





              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





                  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

                     к минимуму содержания

                 и уровню подготовки бакалавра

             по направлению 520600 - Журналистика

    (второй уровень высшего профессионального образования)





                                          Действуют в качестве

                                          временных требований

                                          до введения в действие

                                          стандарта с 1 сентября

                                                  1997 г.







                            Москва - 1993

.

                             - 2 -





    1. Общая  характеристика  направления   520600 - Журналистика



    1.1. Направление утверждено приказом Комитета по высшей школе

Министерства  науки,  высшей школы и технической политики Россий-

ской  Федерации от 06.05.92. N 142.



    1.2. Нормативная длительность обучения  по направлению по оч-

ной  форме - 4  года.  Квалификационная  академическая  степень -

"Бакалавр".



    1.3. Характеристика сферы и  объектов  профессиональной  дея-

тельности бакалавра по направлению 520600 - Журналистика

    Деятельность  бакалавра  направлена  на  обеспечение общества

разнообразной, оперативной, полной и достоверной информацией.

    Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются

печатные издания, радио- и телепередачи.



    1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:

    - к  обучению  в  магистратуре  по  направлению   520600 -

Журналистика;

    - к освоению  профессиональных образовательных   программ  по

специальностям: 021500  -  Издательское  дело  и  редактирование,

022500 - Связи  с общественностью,  052600 - Библиотековедение  и

библиография в сокращенные до 1 года сроки;

    - к профессиональной деятельности в соответствии с  фундамен-

тальной и специальной подготовкой.



    1.5. Бакалавр  может в установленном порядке работать в обра-

зовательных учреждениях.



    2. Требования к уровню  подготовки лиц,  завершивших обучение

по программе бакалавра



                             - 3 -





    2.1. Общие требования к образованности бакалавра

    Бакалавр отвечает следующим требованиям:

    - знаком с основными учениями в области гуманитарных и со-

циально-экономических наук,  способен научно анализировать со-

циально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать мето-

ды  этих наук в различных видах  профессиональной и социальной

деятельности;

    - знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения

человека к человеку и обществу, окружающей среде, умеет учиты-

вать их при разработке экологических и социальных проектов;

    - имеет целостное представление о  процессах  и  явлениях,

происходящих  в неживой и живой природе,  понимает возможности

современных научных методов познания природы и владеет ими  на

уровне,  необходимом для решения задач, имеющих естественнона-

учное содержание и возникающих при выполнении профессиональных

функций;

    - способен продолжать обучение  и  вести  профессиональную

деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реа-

лизацию в полном объеме через 10 лет);

    - имеет  научное  представление  о  здоровом образе жизни,

владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

    - владеет  культурой  мышления,  знает  его  общие законы,

способен в письменной и  устной  речи  правильно (логично) его

оформить;

    - умеет на научной основе организовать свой труд,  владеет

компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации,

применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

    - способен в условиях развития науки и изменяющейся  соци-

альной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих

возможностей, умеет приобретать новые знания, используя совре-

менные информационные образовательные технологии;

    - понимает сущность и социальную значимость своей  будущей



                             - 4 -



профессии, основные проблемы дисциплин,  определяющих конкрет-

ную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной

системе знаний;

    - способен к  проектной  деятельности  в  профессиональной

сфере на основе системного подхода,  умеет строить и использо-

вать модели для описания и прогнозирования различных  явлений,

осуществлять их качественный и количественный анализ;

    - способен поставить цель и сформулировать задачи, связан-

ные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать

для их решения методы изученных  наук;

    - готов  к  кооперации  с коллегами и работе в коллективе,

знаком с методами управления, умеет организовать работу испол-

нителей, находить и принимать управленческие решения в услови-

ях противоречивых требований, знает основы педагогической дея-

тельности;

    - методически и психологически  готов к  изменению  вида и

характера своей профессиональной деятельности, работе над меж-

дисциплинарными проектами.



    2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин



    2.2.1. Требования по  циклу общих гуманитарных  и  социально-

экономических дисциплин

    Бакалавр должен:

    в  области философии, психологии, истории, культурологии, пе-

дагогики:

    - иметь представление о научных,  философских  и  религиозных

картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека,

о  многообразии  форм человеческого знания, соотношении истины и

заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в че-

ловеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования  зна-

ния  в современном обществе, об эстетических ценностях, их значе-

нии в творчестве и повседневной жизни,  уметь  ориентироваться  в



                             - 5 -



них;

    - понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение на-

уки и техники и связанные с ними современные социальные и этичес-

кие  проблемы,  ценность научной рациональности и ее исторических

типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эво-

люцию;

    - быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гу-

манитарного и социально-экономического знания,  основными  научны-

ми школами,  направлениями,  концепциями,  источниками гуманитар-

ного знания и приемами работы с ними;

    - понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного,  био-

логического  и социального начал в человеке, отношения человека к

природе и возникших в  современную  эпоху  технического  развития

противоречий и кризиса существования человека в природе;

    - знать  условия формирования  личности, ее свободы, ответст-

венности за сохранение жизни, природы,  культуры,  понимать  роль

насилия  и  ненасилия в истории и человеческом поведении, нравст-

венных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

    - иметь представление о сущности сознания, его  взаимоотноше-

нии  с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении,

общении и деятельности людей, формировании личности;

    - понимать природу психики, знать основные психические  функ-

ции и их физиологические механизмы, соотношение природных и соци-

альных  факторов  в становлении психики, понимать значение воли и

эмоций,  потребностей и мотивов, а также бессознательных механиз-

мов в поведении человека;

    -  уметь дать психологическую характеристику личности (темпе-

рамента, способностей), интерпретацию  собственного  психического

состояния,  владеть  простейшими приемами психической саморегуля-

ции;

    - понимать соотношение наследственности и  социальной  среды,

роли  и значения национальных и культурно-исторических факторов в

образовании и воспитании;



                             - 6 -



    - знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

    - владеть элементарными навыками анализа  учебно-воспитатель-

ных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

    - понимать и уметь объяснить  феномен культуры, ее роль в че-

ловеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах при-

обретения, хранения и передачи социального опыта,  базисных  цен-

ностей культуры;

    - знать формы и типы культур, основные культурно-исторические

центры  и регионы мира, закономерности их функционирования и раз-

вития, знать историю культуры России, ее место в системе  мировой

культуры и цивилизации;

    - уметь оценивать  достижения культуры на основе знания исто-

рического контекста их создания, быть  способным  к  диалогу  как

способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения

культуры (республики, края, области);

    - иметь  научное  представление  об основных эпохах в истории

человечества и их хронологии;

    - знать основные исторческие факты, даты, события и имена ис-

торических деятелей;

    - уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, ка-

сающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

    в области социологии, экономики, политологии и права:

    - иметь научное представление  о  социологическом  подходе  к

личности, основных закономерностях и формах регуляции социального

поведения,  о  природе возникновения социальных общностей и соци-

альных групп, видах социальных процессов;

    - знать типологию, основные источники возникновения и  разви-

тия  массовых  социальных движений, формы социальных взаимодейст-

вий, факторы социального развития, типы  и  структуры  социальных

организаций и уметь их анализировать;

    - владеть основами социологического анализа;

    - знать основы экономической теории;

    - понимать  необходимость  макропропорций  и их особенностей,



                             - 7 -



ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и  де-

нежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

    - уметь  анализировать  в общих чертах основные экономические

события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать

информацию, необходимую для  ориентирования  в  основных  текущих

проблемах экономики;

    - иметь представление о сущности власти и политической жизни,

политических отношениях и процессах,  о субъектах политики, пони-

мать значение и роль политических систем и политических режимов в

жизни общества, о процессах международной политической жизни, ге-

ополитической обстановке,  политическом  процессе  в  России,  ее

месте и статусе в современном политическом мире;

    - знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиоло-

гические  и инструментальные компоненты политологического знания,

понимать их роль и функции в подготовке и обосновании  политичес-

ких решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-поли-

тическую жизнь;

    - знать  права и свободы человека и гражданина, уметь их реа-

лизовывать в различных сферах жизнедеятельности;

    - знать основы российской правовой системы и  законодательст-

ва, организации и функционирования  судебных и иных правопримени-

тельных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-эти-

ческие нормы в сфере профессиональной деятельности;

    - уметь использовать и составлять нормативные и правовые  до-

кументы, относящиеся  к  будущей  профессиональной  деятельности,

предпринимать необходимые меры к  восстановлению нарушенных прав;

    в области физической культуры:

    - понимать роль физической культуры  в  развитии  человека  и

подготовке специалиста;

    - знать основы физической  культуры и здорового образа жизни;

    - владеть системой практических умений и навыков, обеспечива-

ющих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствова-

ние психофизических способностей и качеств, самоопределение в фи-



                             - 8 -



зической культуре;

    - приобрести  опыт использования  физкультурно-спортивной де-

ятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

    в области филологии:

    - свободно владеть государственным языком  Российской Федера-

ции - русским языком;

    - знать и уметь грамотно использовать  в  своей  деятельности

профессиональную лексику;

    - владеть лексическим минимумом  одного из иностранных языков

(1200-2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, об-

ладающих  наибольшей  частотностью  и  семантической ценностью) и

грамматическим  минимумом, включающим  грамматические  структуры,

необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

    - уметь вести на иностранном языке беседу-диалог  общего  ха-

рактера, пользоваться  правилами речевого этикета, читать литера-

туру по  специальности  без  словаря с целью  поиска  информации,

переводить тексты со словарем,  составлять аннотации,  рефераты и

деловые письма на иностранном языке.



    2.2.2. Требования по циклу общих математических и естественно-

научных дисциплин

    Бакалавр должен иметь представление:

    - о месте и роли математики в современном мире, мировой куль-

туре и истории;

    - о математическом мышлении, индукции и дедукции  в математи-

ке, принципах математических рассуждений и математических доказа-

тельств;

    - о логических, топологических и алгебраических структурах на

множестве;

    - о неэвклидовых геометрических системах;

    - о математическом моделировании;

    - об информации,  методах  ее хранения,  обработки и  передачи;

    - о проблеме  искусственного  интеллекта, способах  представле-



                             - 9 -



ния знаний и манипулирования ими (об инженерии знаний);

    - о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;

    - об основных этапах развития естествознания,  особенностях со-

временного естествознания,  ньютоновской и эволюционной парадигмах;

    - о концепциях пространства и времени;

    - о принципах симметрии и законах сохранения;

    - о понятии состояния  в  естествознании;

    - о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

    - о динамических и статистических закономерностях в науке;

    - о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности

строения физических объектов,  перехода из упорядоченных в неупоря-

доченные состояния и наоборот;

    - о самоорганизации в живой и неживой природе;

    - об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро-

и мегамира;

    - о взаимосвязях между  физическими,  химическими и биологичес-

кими процессами;

    - о специфике  живого,  принципах  эволюции,  воспроизводства и

развития живых систем и их целостности и гомеостазе;

    - об иерархичности,  уровнях организации и функциональной асим-

метрии живых систем;

    - о биологическом многообразии,  его роли в сохранении устойчи-

вости биосферы и принципах систематики;

    - о физиологических  основах  психики,  социального  поведения,

экологии и здоровья человека;

    - о взаимодействии  организма и среды,  сообществах организмов,

экосистемах, принципах охраны природы и рационального  природополь-

зования;

    - о месте  человека  в эволюции  Земли,  о ноосфере и парадигме

единой культуры.



    2.2.3.  Требования  по  циклу   общепрофессиональных  дисциплин

направления



                            - 10 -



    Бакалавр должен:

    в области истории отечественной и зарубежной литературы:

    -знать историю  развития литературы,  понимать ее как целостный

общественный и художественный процесс;

    - иметь  представление о художественном  своеобразии  различных

направлений, школ и течений в литературе;

    - знать творчество выдающихся писателей;

    в области истории отечественной и зарубежной журналистики:

    - знать историю журналистики, понимать ее связь с развитием ми-

ровой цивилизации;

    - иметь  представление о формировании  системы журналистики, ее

типологии;

    - знать творчество крупнейших мастеров публицистики,  известных

журналистов;

    в области современного русского языка,  стилистики и литератур-

ного редактирования:

    - знать лексику, грамматику, стилистику;

    - уметь стилистически  правильно выражать  свои мысли,  активно

пользоваться всеми возможностями  русского языка при подготовке ма-

териалов в разных жанрах;

    - знать основные правила и приемы редактирования;

    - владеть навыками подготовки текста к публикации;

    в области теории литературы:

    - знать основные понятия науки о литературном творчестве;

    - предсталять теорию литературы в ее историческом развитии;

    в области основ журналистики, теории и методики  журналистского

творчества:

    - иметь  представление о месте и роли  журналистики в обществе,

о правовых основах журналистской деятельности;

    - знать  особенности  журналистского  творчества,  систему  его

методов;

    - уметь  получить  необходимую информацию и на ее основе дать в

журналистском произведении адекватную картину  действительности;



                            - 11 -



    в области техники и технологии средств массовой информации:

    - иметь  представление о технике и технологии печати,  радиове-

щания, телевидения;

    - знать  специфику  выпуска  разных  типов изданий,  подготовки

радио- и телепрограмм;

    - знать особенности функционирования редакций,  студий как про-

изводственно-творческих структур;

    в области экономики средств массовой информации:

    - знать  экономические основы деятельности средств массовой ин-

формации;

    - иметь  представление о многообразии форм  экономической  дея-

тельности  средств  массовой информации в условиях  информационного

рынка.



    2.2.4. Требования по циклу специальных дисциплин

    Бакалавр  должен иметь знания,  владеть методами научных иссле-

дований и навыками  практической деятельности в более узких направ-

лениях журналистики.

    Конкретные  требования  к  специальной  подготовке  бакалавра и

содержание  цикла  специальных  дисциплин   устанавливаются  высшим

учебным заведением.

.

                            - 12 -





    3.  Обязательный  минимум содержания профессиональной образова-

тельной  программы по направлению 520600 - Журналистика

__________________________________________________________________



Индекс        Наименование дисциплин              Всего часов на

              и их основные дидакти-              освоение учебного

              ческие единицы*                     материала

__________________________________________________________________



ГСЭ.00    Цикл  общих гуманитарных и  социально-

       экономических дисциплин:                        1800



ГСЭ.01    Философия:

       роль философии в жизни человека и общест-

       ва;  исторические типы философии; человек

       во Вселенной; философская, религиозная  и

       научная картины мира;  природа человека и

       смысл его  существования;  познание,  его

       возможности  и  границы;  знание  и вера;

__________________________

       * Дидактические единицы представлены раз-

         делами,  темами,  понятиями,  с помощью

         которых  определяется основное содержа-

         ние дисциплины.

.

                            - 13 -



       общество; многообразие культур, цивилиза-

       ций, форм социального  опыта;  человек  в

       мире  культуры;  Запад,  Восток, Россия в

       диалоге культур; личность; проблемы  сво-

       боды и ответственности;человек в информа-

       ционно-техническом мире; роль научной ра-

       циональности в развитии общества; пробле-

       мы и перспективы современной цивилизации;

       человечество перед лицом глобальных проб-

       лем.

ГСЭ.02     Иностранный язык:                            340

       закрепление  программы  средней  школы по

       иностранному языку, изучение нового  лек-

       сико-грамматического материала, необходи-

       мого  для  общения в наиболее распростра-

       ненных повседневных ситуациях;  различные

       виды  речевой  деятельности  и формы речи

       (устной, письменной,  монологической  или

       диалогической),овладение лексико-граммати-

       ческим  минимумом;  курс  реферирования и

       аннотирования  научной  литературы,  курс

       научно-технического перевода и т.п.

ГСЭ.03     Культурология:

       история мировой культуры; история культу-

       ры  России; школы, направления и теории в

       культурологии; охрана   и   использование

       культурного наследия.

ГСЭ.04     История:

       сущность,  формы,  функции  исторического

       сознания; типы цивилизаций  в  древности;

       проблема  взаимодействия  человека и при-

       родной среды в древних обществах; цивили-

       зация древней Руси;  место  Средневековья



                            - 14 -



       во всемирно-историческом процессе; Киевс-

       кая Русь; тенденции становления цивилиза-

       ци в русских землях; проблема складывания

       основ  национальных государств в Западной

       Европе; складывание Московского государс-

       тва; Европа в  начале  Нового  времени  и

       проблема  формирования  целостности евро-

       пейской цивилизации; Россия в 15 - 17 вв.;

       18 век в  европейской и северо-американс-

       кой истории; проблема перехода в "царство

       разума"; духовный мир человека на  пороге

       перехода  к индустриальному обществу; ос-

       новные тенденции развития всемирной исто-

       рии в  19 веке;  пути   развития  России;

       место 20 в. во всемирно-историческом про-

       цессе; новый уровень исторического синте-

       за; глобальная история; менталитет  чело-

       века, его эволюция и особенности в Запад-

       ной Европе и России, в других регионах мира.

ГСЭ.05     Правоведение:

       право,  личность  и  общество;  структура

       права и его действие; конституционная ос-

       нова  правовой  системы;  частное  право;

       сравнительное правоведение.

ГСЭ.06     Социология:

       история  становления  и развития социоло-

       гии; общество как социокультурная  систе-

       ма;  социальные общности как источник са-

       модвижения, социальных изменений; культу-

       ра как система ценностей, смыслов, образ-

       цов действий индивидов; влияние  культуры

       на  социальные и экономические отношения;

       обратное  влияние  экономики  и  социаль-



                            - 15 -



       но-политической  жизни  на культуру; лич-

       ность как активный  субъект;  взаимосвязь

       личности  и общества; ролевые теории лич-

       ности; социальный статус личности;  соци-

       альные   связи,  действия,  взамодействия

       между индвидами и группами, групповая ди-

       намика, социальное поведение,  социальный

       обмен и сравнение как механизм социальных

       связей;  социальная структура, социальная

       стратификация; социальные институты, соци-

       альная организация; гражданское общество и

       государство; социальный контроль;  массо-

       вое  сознание  и массовые действия; соци-

       альные  движения;  источники  социального

       напряжения, социальные конфликты и логика

       их разрешения; социальные изменения; гло-

       бализация социальных и культурных процес-

       сов  в  современном мире; социально-куль-

       турные особенности  и  проблемы  развития

       российского общества; возможные альтерна-

       тивы  его развития в будущем; методология

       и методы социологического исследования.

ГСЭ.07     Политология:

       объект, предмет и метод  политологии,  ее

       место  в  системе  социально-гуманитарных

       дисциплин;  история политических  учений;

       теория власти и властных отношений; поли-

       тическая жизнь, ее основные характеристи-

       ки; политическая система, институциональ-

       ные  аспекты политики; политические отно-

       шения и процессы; субъекты политики;  по-

       литическая культура; политические идеоло-

       гии (история развития, современное состо-



                            - 16 -



       яние, перспективы);  политический процесс

       в России; мировая политика и  международ-

       ные отношения; сравнительная политология.

ГСЭ.08     Психология и педагогика:

       психология:  объект и предмет психологии;

       соотношение  субъективной  и  объективной

       реальности;  психика  и  организм; актив-

       ность психики (души), психика,  поведение

       и  деятельность;  структура  субъективной

       реальности; личность и межличностные  от-

       ношения; свобода воли; личностная ответс-

       твенность;  общее и индивидуальное в пси-

       хике человека;

       педагогика: предмет педагогики; цели  об-

       разования  и  воспитания;  педагогический

       идеал и его конкретно-историческое вопло-

       щение; средства и методы  педагогического

       воздействия  на  личность; общие принципы

       дидактики и их  реализация  в  конкретных

       предметных методиках обучения; нравствен-

       но-психологические  и идейные взаимоотно-

       шения поколений;  семейное  воспитание  и

       семейная  педагогика; межличностные отно-

       шения в коллективе;  нравственно-психоло-

       гический образ педагога; мастерство педа-

       гогического общения.

ГСЭ.09     Экономика:

       предмет  экономической  науки; введение в

       экономику (основы экономического анализа,

       основы обмена, функционирование конкурен-

       тного рынка, основы государственного сек-

       тора);  основные  понятия  собственности:

       экономические и правовые аспекты;  введе-



                            - 17 -



       ние в макроэкономику; деньги, денежное об-

       ращение и денежная  политика;  националь-

       ный  доход,  совокупные  расходы,  спрос,

       предложение, ценовой уровень,  фискальная

       политика; макроэкономические проблемы ин-

       фляции  и безработицы; основные макроэко-

       номические  школы;  мировая  экономика  и

       экономический  рост;  спрос, потребитель-

       ский выбор, издержки и предложение; фирма

       и формы конкуренции;  структура  бизнеса,

       регулирование  и дерегулирование; фактор-

       ные рынки и распределение доходов; эконо-

       мика сельскохозяйственных и природных ре-

       сурсов;  сравнительные экономические сис-

       темы.

ГСЭ.10     Физическая культура:                         408

       физическая культура  в  общекультурной  и

       профессиональной   подготовке  студентов;

       соцально-биологические основы  физической

       культуры; основы здорового образа и стиля

       жизни;  оздоровительные  системы  и спорт

       (теория, методика, практика);  профессио-

       нально-прикладная  физическая  подготовка

       студентов.

ГСЭ.11     Дисциплины и курсы по выбору студента,

       устанавливаемые вузом ( факультетом):            324



ЕН.00     Цикл общих математических и естественно-

       научных дисциплин:                               700

ЕН.01      Математика и информатика:

       геометрия Эвклида как первая естественно-

       научная  теория;  аксиоматический  метод;

       основные  этапы  становления  современной



                            - 18 -



       математики; структура современной матема-

       тики; основные черты математического мыш-

       ления;   математические   доказательства;

       элемененты, множества, отношения, отобра-

       жения;  числа;  комбинаторика; конечные и

       бесконечные множества; основные структуры

       на множестве; неэвклидовы геометрии; гео-

       метрия микро- и макромира; основные  идеи

       математического анализа; дифференциальные

       уравнения; общая постановка задачи о при-

       нятии решения, математические методы в це-

       ленаправленной  деятельности;  математика

       случайного; элементы теории вероятностей;

       основные понятия математической статисти-

       ки; математические методы проверки  гипо-

       тез;  роль математики в гуманитарных нау-

       ках; основные понятия и методы теории ин-

       формации  и  кодирования;  аппаратные   и

       программные  средства  персональных  ЭВМ,

       предназначенные для обработки инфрормации.

ЕН.02      Концепции современного естествознания:

       естественнонаучная и гуманитарная культу-

       ры;  научный  метод; история естествозна-

       ния; панорама  современного  естествозна-

       ния; тенденции развития; корпускулярная и

       континуальная концепции описания природы;

       порядок  и  беспорядок  в  природе; хаос;

       структурные уровни  организации  материи;

       микро-, макро- и  мегамиры; пространство,

       время; принципы относительности; принципы

       симметрии; законы сохранения; взаимодейс-

       твие;   близкодействие;   дальнодействие;

       состояние; принципы суперпозиции, неопре-



                            - 19 -



       деленности, дополнительности;  динамичес-

       кие  и  статистические  закономерности  в

       природе; законы сохранения энергии в мак-

       роскопических процессах; принцип  возрас-

       тания энтропии; химические системы, энер-

       гетика  химических процессов, реакционная

       способность веществ; особенности биологи-

       ческого уровня организации материи; прин-

       ципы эволюции, воспроизводства и развития

       живых систем; многообразие живых организ-

       мов - основа организации  и  устойчивости

       биосферы;  генетика  и эволюция; человек:

       физиология, здоровье, эмоции, творчество,

       работоспособность; биоэтика; человек, би-

       осфера и космические циклы; ноосфера; не-

       обратимость  времени;  самоорганизация  в

       живой и неживой природе; принципы универ-

       сального  эволюционизма;  путь  к  единой

       культуре.

ЕН.03     Дисциплины и курсы по выбору студента,

       устанавливаемые вузом (факультетом):             100



ДН.00      Цикл  общепрофессиональных  дисциплин

       направления:                                    3950

ДН.01      История отечественной литературы:            630

       древняя  русская литература (10 - 12 вв):

       литературные памятники Киевской Руси; ли-

       тература и фольклор; церковь и литература;

       литература  и национально-освободительная

       борьба;  образование единого  Российского

       государства и литература; поэтика древне-

       русской литературы; героический и национа-

       льно-патриотический  характер  литературы



                            - 20 -



       Древней Руси;

       литература  18 века:  литература  в эпоху

       реформ  Петра 1; классицизм, формирование

       национального  облика русской литературы;

       просветительство; литература и становление

       русского  литературного   языка;  реформа

       стихосложения;  сентиментализм;  журнали-

       стика 18 века;

       литература 19 века:  возникновение и ста-

       новление романтизма; литература и Отечес-

       твенная война 1812 г.; "Золотой век" рус-

       ской поэзии, А.С. Пушкин и  поэты пушкин-

       ской плеяды; движение декабристов и лите-

       ратура;  художественное  своеобразие рус-

       ского   романтизма;  "Натуральная  школа"

       1840-х годов;  литература в эпоху общест-

       венных реформ;  социальная заостренность,

       нравственные  искания  литературы  второй

       половины 19 века;  расцвет реализма; поэ-

       тика реалистической литературы; литерату-

       ра и  религиозно-философская мысль; лите-

       ратура и народничество;  мировое значение

       русской классики 19 века; литература конца

       19 - начала 20 веков;  новые  тенденции в

       литературе  рубежа веков;  взаимодействие

       двух  основных  направлений -  реализма и

       модернизма; литература и первая российская

       революция 1905  -  1907 годов; обновление

       реалистической литературы;"серебряный век"

       русской  поэзии; символизм, акмеизм, футу-

       ризм;  литература в  борьбе за демократию;

       1917 год - рубеж в развитии  русской лите-

       ратуры;  судьба культурного наследия; рус-



                            - 21 -



       ская  литература  после  1917 года;  связь

       отечественной культуры и литературы с кол-

       лизиями и драмами  истории  20 века; судь-

       бы  литературных  течений начала 20 века -

       символизма, акмеизма, футуризма;  многооб-

       разие литературных  направлений и программ

       в строительстве "нового искусства";  лите-

       ратура  в  тоталитарном  обществе  30 - 50

       годов; особенности художественного освоения

       действительности конца 50-х годов; процессы

       развития  отечественной культуры и литера-

       туры во второй половине 80-х годов.

ДН.02      История зарубежной литературы:               580

       литература античности; литература Средневе-

       ковья и Возрождения: эпос, народное творче-

       ство, рождение романа и других жанров свет-

       ской литературы; классицизм в прозе,  драме

       и поэзии 17 века; роман, памфлет, философс-

       кая проза; сентиментализм 18 века; романтизм

       в поэзии и прозе; реализм и мастера реалис-

       тического  романа  19 века;  рубеж  19 - 20

       веков - обновление   литературы;  20  век -

       взаимодействие модернистской, реалистической

       и социалистической литературы; гуманизм ли-

       тературы второй половины 20 века.

ДН.03      История отечественной журналистики:          310

       возникновение и развитие журналистики в пе-

       рвой половине 18 века; частные журналы; пе-

       рвые  сатирические издания  второй половины

       18 века; журналистика начала 19 века; журна-

       листика периода Отечественной войны 1812 г.;

       журналистика декабристской и постдекабрист-

       ской эпохи; журналистика и публицистика 40-



                            - 22 -



       50-х годов; журналистика  60-х годов; эпоха

       реформ;  журналистика 70-80-х годов; народ-

       ничество и другие течения в прессе; либера-

       льная пресса; развитие газетного дела; жур-

       налистика 90-х годов; система печати в кон-

       це  19  века;  журналистика  начала  20 в.;

       основные типы периодической печати; отечес-

       твенная  журналистика после Февральской ре-

       волюции; средства массовой информации после

       Октябрьской революции; журналистика в усло-

       виях  сталинского  тоталитарного  режима во

       второй половине 20-х - 30-х годах; средства

       массовой информации в годы  Великой Отечес-

       твенной войны;  послевоенная журналистика в

       условиях сохранения  тоталитарного режима и

       периода  социально-политического реформиро-

       вания советского общества во второй полови-

       не 50-х - начале 80-х годов; журналистика в

       условиях становления государственного суве-

       ренитета России,  ее роль в экономических и

       социально-политических преобразованиях стра-

       ны;  печать русского зарубежья,  творческое

       наследие ее ведущих публицистов в контексте

       отечественной журналистики.

ДН.04      История зарубежной журналистики:             300

       история журналистики в античном мире и сре-

       дневековой  Европе;  ораторское  искусство;

       рукописные книги, журналы и газеты; изобре-

       тение книгопечатания;  возникновение и раз-

       витие журналистики в Западной Европе в 17 -

       18 вв.; борьба за свободу  печати; периоди-

       ческая печать в 19 веке,  развитие массовой

       печати; издания политических партий; журна-



                            - 23 -



       листика в конце 19 - начале 20 веков; газе-

       тно-журнальные концерны; журналистика после

       Первой мировой войны;  революция в России и

       борьба направлений в журналистике; радиове-

       щание и изменения в структуре журналистики;

       журналистика  после  Второй  мировой войны;

       журналистика  в современном  обществе  и ее

       взаимодействие  с экономикой, государством,

       партиями, церковью;  информационно-журналь-

       ная промышленность; методы, приемы и теории

       журналистики; журналистика различных регио-

       нов мира в условиях информационной революции.

ДН.05      Современный русский (и родной)  язык:        500

       лексика, фразеология, лексикография, слово-

       образование;  морфология: части  речи - имя

       существительное, имя прилагательное, имя чи-

       слительное, местоимение, глагол; синтаксис:

       словосочетание, простое и сложное предложе-

       ния.

ДН.06     Стилистика и литературное редактирование:     290

       стилистическая система русского литературно-

       го языка; научный стиль, официально-деловой,

       литературно-художественный, публицистический,

       разговорный; функционирование  лексических и

       фразеологических  средств;  функционирование

       морфологических форм речи;  функционирование

       простого и сложного предложений;  стилистика

       текста; текст как объект литературного реда-

       ктирования;  научная   база  редактирования;

       значение традиционных филологических методик

       анализа текста для формирования практических

       методик редактирования; психологические пре-

       дпосылки   редактирования;   коммуникативные



                            - 24 -



       особенности процесса редактирования; логичес-

       кие основы редактирования; работа над компо-

       зицией авторского материала; способы изложе-

       ния и виды текстов,  их классификация, логи-

       ческая и синтаксическая структуры, особенно-

       сти построения; работа редактора над текста-

       ми,  различными по способу изложения; работа

       над фактическим материалом;  приемы проверки

       и обработки различных видов фактического ма-

       териала (элементов номинации, фактов истории,

       ситуаций современной действительности, цифр,

       цитат); работа над языком и стилем авторского

       материала; редакторский анализ и правка тек-

       ста; виды  редакторской правки,  ее техника.

ДН.07     Теория литературы:                            140

       интерпретация  художественного произведения;

       форма и содержание в литературе; пространство

       и время в художественном произведении; лите-

       ратура как  искусство слова;  художественная

       речь и ее  элементы;  условность  искусства;

       литературные роды и жанры;  культурная и ли-

       тературная традиция; формы и способы выраже-

       ния традиции;  направления и течения в исто-

       рии  литературы; литература и мифология; ли-

       тература и другие  виды искусства;  массовое

       искусство и массовая  литература;  понятие о

       литературном процессе; историческое развитие

       литературы.

ДН.08     Основы журналистики:                          320

       журналистика как область массово-информацион-

       ной деятельности; функции журналистики; жур-

       налистика как область общественно-политичес-

       кой деятельности;  социальная позиция журна-



                            - 25 -



       листа; журналистика как система средств мас-

       совой информации; свобода печати в журналис-

       тской деятельности;  журналисты как субъекты

       массово-информационной  деятельности; эффек-

       тивность  журналистской деятельности.

ДН.09      Теория  и  методика   журналистского  твор-

       чества:                                          380

       журналистское творчество как профессиональная

       деятельность; слагаемые журналистского твор-

       чества; журналистское произведение как особый

       вид текста; структура творческого акта журна-

       листа; система методов журналистского творче-

       ства; технические средства в процессе журна-

       листского творчества; профессионально-этиче-

       ские правила и нормы, регулирующие поведение

       журналиста; жанровые разновидности журналис-

       тского текста и особенности работы над мате-

       риалами разных жанров.

ДН.10  Техника  и  технология   средств   массовой

       информации:                                      200

       полиграфическая техника и полиграфические про-

       цессы;  современная  электронная  редакционно-

       издательская техника;  верстка и печатание ти-

       ража издания;  основные  технологические схемы

       выпуска; технические основы телевидения; теле-

       визионный  стандарт;  современные  вещательные

       системы  цветного  телевидения;  телевизионные

       центры; производственно-техническая подготовка

       телевизионных  программ;  система  технических

       средств  радиовещания; радиодом и его оборудо-

       вание; аппаратно-студийный комплекс и его обо-

       рудование.

ДН.11      Экономика средств массовой информации:       100



                            - 26 -



       рыночная экономика и средства  массовой инфор-

       мации; рынок информационных продуктов и услуг;

       средства массовой информации как объект марке-

       тинга;  реклама;  понятие  прибыли в средствах

       массовой  информации;  проблемы акционирования

       средств массовой информации; экономическая эф-

       фективность  деятельности средств массовой ин-

       формации.

ДН.12      Вспомогательные  (прикладные) дисциплины:    200

ДН.13      Дисциплины  и курсы по  выбору  студента,

       устанавливаемые вузом (факультетом):             200



ДС.00      Цикл  специальных  дисциплин,  устанавли-

       ваемых вузом (факультетом):                      940



ДП.00      Дополнительные виды подготовки (военная

       подготовка, гражданская оборона и др.):          510



ФД.00      Факультативные дисциплины:                   100

                                                    __________

           Всего часов:                                8200



П.00       Практики:                                 16 недель



ГА.00      Государственная итоговая квалификационная

       аттестация:                                    2 недели





           Настоящий стандарт составлен на основе следующих данных:



           Теоретическое обучение  - 152 нед.х 54 часа = 8208 час.

           Практики                -  16 недель

           Итоговая аттестация     -   2 недели



                            - 27 -



           Каникулы                -  30 недель



           Итого                   - 200 недель





    Примечания:



    1. Вуз (факультет) имеет право:



    1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного ма-

териала:  для циклов дисциплин - в пределах 5 процентов, для дис-

циплин, входящих в цикл, - в пределах 10 процентов без превышения

максимального объема недельной нагрузки студента и при условии со-

хранения минимального содержания дисциплин.



    1.2. Устанавливать число часов по дисциплинам цикла общих гу-

манитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранно-

го языка и физической  культуры),  цикла  общих  математических и

естественнонаучных дисциплин при условии сохранения объема времени

циклов и реализации минимума содержания дисциплин.



    1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и  социаль-

но-экономических  дисциплин в форме авторских лекционных курсов и

разнообразных видов коллективных  и  индивидуальных  практических

занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом

вузе  и учитывающим региональную, национально-этническую, профес-

сиональную специфику,  научно-исследовательские предпочтения пре-

подавателей,  которые обеспечивали бы квалифицированное освещение

тематики дисциплин.



    1.4.  Устанавливать  необходимую  глубину  усвоения отдельных

разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин, общих математических  и  ес-



                            - 28 -



тественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного нап-

равления.



    2.  Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все

виды его аудиторной и внеаудиторной  учебной  работы,  не  должен

превышать  54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных заня-

тий студента не должен превышать за период теоретического  обуче-

ния  в  среднем  27 часов в неделю. При этом в указанный объем не

входят обязательные практические занятия по физической культуре и

занятия по факультативным дисциплинам. Общий объем  каникулярного

времени за уче6ный год должен составлять 7-10 недель, в том числе

не менее двух недель в зимний период.



    3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом

вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.



    4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как  вид учебной

работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на

ее изучение.



    5. Цикл специальных дисциплин представляет  собой  профессио-

нальную  подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Ву-

зом (факультетом)  могут быть предложены различные варианты этого

цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из  вариан-

тов,  наряду с обязательными дисциплинами цикла,  должен включать

курсы по выбору студента.



    6. Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвое-

на бакалавру при выполнении им требований, предъявляемых государ-

ственным стандартом для этой профессии, с выдачей соответствующе-

го диплома.



    7. Государственная итоговая квалификационная  аттестация осу-



                            - 29 -



ществляется  согласно  п.5.3.  Государственного  образовательного

стандарта Российской Федерации "Высшее образование.Общие требова-

ния".  Формы и содержание государственной итоговой квалификацион-

ной  аттестации  бакалавра  должны обеспечить контроль выполнения

требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.



    Составители:



                            Учебно-методическое объединение вузов

                            по журналистике



                            Экспертный совет по циклу общих

                            естественнонаучных дисциплин

                            Госкомвуза России



      Управление гуманитарного образования

      Госкомвуза России

                              В.В. СЕРИКОВ

                              М.В. ИВАНОВ



      Главное управление образовательно-

      профессиональных программ и технологий

      Госкомвуза России

                              Ю.Г.ТАТУР

 

 
 
На главную Наверх
  О проекте   |   Редакция   |   Напишите нам   |   Правовая информация    |  Разработчикам сайтов   |  Рекламодателям
Персонализация
 
Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
Rambler's Top100 яндекс.ћетрика
Яндекс цитирования