Российское образование
Абитуриент | Каталог | Вузы | Карты
Тесты | Стандарты | Документы | Глоссарий
Новости | Мероприятия | Регистрация
Дистанционное обучение | Учебно-методическая библиотека

520600


          МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ







                                                "УТВЕРЖДАЮ"

                                      Первый   заместитель    министра

                                      общего    и    профессионального

                                      образования Российской Федерации

                                                          В.Д.Шадриков

                                      --------------------------------

                                      "   "                    1997 г.







               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ



                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ







                      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

          к минимуму содержания и уровню подготовки магистра

                 по направлению 520600 "Журналистика"









                                        Действует в качестве временных

                                        требований     до     введения

                                        в      действие      стандарта













                            Москва - 1997







                              - 2 -



                 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

                       (520600 - ЖУРНАЛИСТИКА)



     1.1. Направление утверждено  приказом  Государственного  Комитета

Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 года N180.



     1.2. Нормативный срок освоения  профессиональной  образовательной

программы  при очной форме обучения - 6 лет.  Квалификация (степень) -

магистр журналистики.



     1.3. Проблемное   поле   направления   (аннотированный   перечень

магистерских   программ).



1.3.1. Исследовательская   деятельность  в  области  средств  массовой

       информации



     Данная группа     программ     предусматривает    подготовку    к

научно-исследовательской деятельности в  избранной  магистром  области

журналистской науки.

     Подготовка магистров-исследователей  предполагает  изучение  ряда

общих  дисциплин,  независимо  от  специализации:  история и философия

гуманитарных  наук,  методология  и   методика   современных   научных

исследований,   в   том   числе   источниковедение,  методы  работы  с

документами  и  банками   данных,   библиографией.   Предусматривается

углубленное изучение иностранных языков.

     Предполагается стажировка  во  время  учебы в научном коллективе,

занимающемся исследованиями в соответствующей области,  подготовка или

опубликование  не  менее  одной  -  двух  научных  работ.  По  желанию

магистра-исследователя во время учебы он  может  сдавать  кандидатские

экзамены,  а  также  пройти  дополнительную  подготовку  преподавателя

профильной для него дисциплины.

     Программа подготовки     магистра-исследователя     в     области

определенной  журналистской  науки (история,  теория,  технология СМИ,

методика работы журналиста,  язык и  стиль,  социология  и  психология

журналистики,  правовые  основы  функционирования СМИ и т.д.) включает

изучение специальных дисциплин  и  научных  исследований  в  избранной

области.





                              - 3 -



1.3.1.1. История отечественной журналистики



     Программа включает следующие разделы:  возникновение журналистики

и  ее  развитие  в разные исторические периоды;  историческая динамика

формирования  типологической  структуры  журналистики,  ее  аудитории,

экономических    и    правовых   регуляторов;   становление   жанровых

журналистских специализаций;  творческое наследие  ведущих  российских

журналистов;    исторический   опыт   функционирования   отечественной

журналистики  в  предшествующий  период  и  современность;   процессы,

характеризующие    функционирование    журналистики    в   современных

социально-политических и экономических условиях.



1.3.1.2. Теория журналистики



     Программа включает  следующие  разделы:  журналистика  в  системе

массовых коммуникаций; современные теории журналистики; журналистика в

системе   социальных   отношений   и   проблемы  ее  функционирования;

журналистика  в  демократическом  обществе;  функции  журналистики   и

проблемы    ее   эффективности;   проблемы   социального   диалога   в

журналистике;  структура  системы  СМИ;   журналистика   как   область

творческой  деятельности;  журналистика  в системе рыночных отношений;

этический,   деонтологический   аспект   журналистской   деятельности;

проблемы информационной безопасности.



1.3.1.3. Организация редакционной деятельности



     Программа включает  следующие   разделы:   структура   российской

прессы,     тенденции    ее    формирования    и    развития;    новые

организационно-правовые    и    структурно-функциональные     принципы

формирования  редакций,  редакционных  комплексов (издательских домов,

концернов      и      т.п.)      как       профессионально-творческих,

производственно-технологических  и коммерческих предприятий;  принципы

программирования редакционной деятельности, информационное обеспечение

этого  процесса,  разработка  концепции и модели издания;  современные

принципы  редакционного  управления,  редакционный  менеджмент;  новые

редакционные  подразделения  и журналистские организации;  особенности

взаимодействия творческих и  технических  структур;  регламентирование

профессионально-должностных обязанностей; новые технологии подготовки,



                              - 4 -



выпуска    и    распространения    изданий;    экономический    аспект

функционирования  СМИ  в  условиях  рыночной  экономики,  редакционный

маркетинг.



1.3.1.4. Теория и методика журналистского творчества



     Программа включает следующие разделы:  журналистское творчество в

структуре   профессиональной   деятельности   журналиста;  современное

понимание профессионализма в журналистике; этапы творческого процесса;

система методов журналистского творчества;  журналистское произведение

как особый  вид  текста,  его  структура,  виды,  тенденции  изменения

жанровых  характеристик;  специфика  изданий,  профессиональные стили,

характеристики  личности  журналиста   и   их   взаимовлияние;   новые

технологии   сбора  информации;  роль  экспертов-журналистов;  функции

электронной техники в журналистской деятельности и влияние современных

технических средств на содержание журналистского творческого процесса.



1.3.1.5. Функционирование телевидения



     Программа включает    следующие    разделы:    история   развития

телевидения;  телевидение в современном обществе; функции телевидения;

типология    вещательных    каналов    и    программ;    телевизионное

програмирование;  изобразительно-выразительные  средства  телевидения;

методы    работы    телевизионных    журналистов    разных   профилей;

технологические особенности телевизионного процесса;  новые технологии

телевидения; социология телевидения; психология телевидения; аудитория

ТВ;  экономические и организационные  основы  функционирования  ТВ  на

современном   этапе;   особенности   правовых   и  этических  аспектов

телевещания; региональное телевещание; опыт исследования телевещания в

России и других странах.



1.3.1.6. Функционирование радиовещания



     Программа включает    следующие    разделы:    история   развития

радиовещания;  функции  радио  в   современном   обществе;   типология

вещательных   каналов   и  программ;  телевизионное  программирование;

изобразительно-выразительные    средства    радио;    методы    работы

радиожурналистов  разных профилей; жанры радиовещания, технологические



                              - 5 -

особенности   радиовещания;   социология   радиовещания;    психология

радиовещания;  аудитория радио; экономические и организационные основы

функционирования РВ  на  современном  этапе;  особенности  правовых  и

этических   аспектов  радиовещания;  региональное  радиовещание;  опыт

исследования радиовещания в России и других странах.



1.3.1.7. Правовые основы функционирования СМИ



     Программа включает  следующие  разделы:  российское  и зарубежное

законодательство о прессе  и  других  средствах  массовой  информации;

правовые    регуляторы    функционирования   СМИ;   правовые   аспекты

информационной  деятельности  журналиста,   работы   в   экстремальных

ситуациях;   авторское   право;   трудовые  отношения  в  редакционных

коллективах и их правовое регулирование; направления совершенствования

законодательной базы СМИ.



1.3.1.8. Этика журналистики



     Программа включает  следующие разделы:  этические нормы в системе

норм и правил, регулирующих профессиональную деятельность журналиста и

редакции;   система   ценностей   общества,   функции  журналистики  и

профессиональные роли журналиста; журналистика и морально-нравственная

атмосфера   общества,  проблемы  ответственности  журналиста;  понятие

профессиональной     этики,     принципы,     нормы     и      правила

профессионально-этического  поведения  в  различных сферах и ситуациях

журналистской деятельности.



1.3.1.9. Социология журналистики



     Программа включает   следующие   разделы:   история    социологии

журналистики;  теория  социологии  журналистики,  социальные факторы и

регуляторы ее  функционирования,  социальные  функции  СМИ,  основания

типологии прессы; методология и методика научных исследований в данной

сфере;   аудитория   средств   массовой    информации    как    объект

социологического  анализа,  медиаметрические исследования;  социология

общественного   мнения;    социология    редакционной    деятельности;

социологические  методы  и  информация  в  современной практике работы

редакции и журналиста; информационный маркетинг.





                              - 6 -



1.3.1.10. Психология журналистики



     Программа включает   следующие   разделы:    теория    психологии

журналистики;    психология    личности;   психология   журналистского

творчества (условия,  этапы, особенности), типы сознания журналистов и



типы  текстов;  функции  СМИ  и  их психологический аспект;  механизмы

взаимодействия с аудиторией;  психология восприятия материалов прессы,

телевидения,   радио;   психологические  особенности  функционирования

редакционного коллектива; психология личности журналиста.



1.3.1.11. Язык и стиль СМИ



     Программа включает следующие разделы: особенности текста массовой

информации;  текст  как  объект лингвостилистического анализа;  язык и

стиль как знаковая система  и  как  система  выразительных  средств  в

журналистике;  социопсихолингвистика;  типология  текстов;  стили СМИ;

аудитория журналистики;  психология восприятия разных  типов  текстов;

риторика;  культура речевого общения;  мастерство журналиста;  система

выразительных  средств  в   журналистике;   методы   текстологического

анализа. Контент-анализ.



1.3.1.12. Зарубежная журналистика



     Программа включает  следующие  разделы:   история,   развитие   и

функционирование  СМИ  в  разных  странах;  типология  зарубежных СМИ;

теории,  методы  и   приемы   современной   зарубежной   журналистики;

журналистика  в  различных  регионах  мира  в  условиях информационной

революции;  современные компьютерные технологии в практике  зарубежных

СМИ;  значение  опыта  зарубежной журналистики для развития российских

СМИ.



1.3.2. Исследовательско-журналистская   деятельность   в    конкретной

       проблемно-тематической сфере



     Данная группа     программ     предусматривает    подготовку    к

исследовательско-журналистской деятельности,  связанной с изучением  и

глубоким,  квалифицированным  освещением в печати,  на телевидении или



                              - 7 -



радио  определенных  сфер  общественной  жизни:  политики,  экономики,

права,    международных    отношений,   экологии,   культуры,   науки,

образования,  социально-бытовой и семейной сфер,  спорта  и  т.  д.  в

соответствии с избранной магистром тематической специализацией.

     Обучающиеся по данным программам должны овладеть системой  знаний

и  навыков,  необходимых  для  подготовки  аналитических  материалов в

разных  жанрах  по  избранной  специализации,  ведения   аналитических

колонок, рубрик,  полос в печатных изданиях,  теле- или радиопрограмм,

исполнения  обязанностей  редакционного специалиста по данной тематике

(комментатора,   обозревателя,   ведущего,   консультанта,    научного

редактора и т. п.), руководителя отдела, редакции.

     Программы подготовки    журналистов-исследователей   предполагают

изучение   круга   общих   дисциплин   независимо   от    тематической

специализации:  методология  и методика современных социальных научных

исследований,  в  том  числе   источниковедение,   методы   работы   с

экспертами, документами, банками данных.

     Предусматривается овладение   методами   и    методикой    работы

журналиста-эксперта, аналитика, комментатора, ведущего телевизионных и

радиопередач (для  магистров  телевизионных  специализаций),  изучение

опыта  зарубежных  и  отечественных  журналистов  -  мастеров  данного

профиля,  а  также  стажировка  в  органах  информации  по   избранной

специализации.



1.3.2.1. Политическая проблематика



     Программа подготовки   предусматривает    углубленное    изучение

политической  структуры  общества  (политические субъекты,  институты,

партии,  движения  и  т.  д.),  политических  процессов,  особенностей

современной   политической   системы   России,   политики   как  сферы

общественных отношений (внутригосударственных,  межгосударственных,  в

том числе национально-политических);  философии политики ,  социологии

(изучение  общественного  мнения,  поведения  политической   элиты   и

электората,  рейтинги  политических  деятелей  и  т.  д.);  психологии

(политическое партнерство и конфликты),  имиджелогии, законодательства

в данной сфере. Особое внимание уделяется изучению таких вопросов, как

политика  и  средства  массовой  информации,  типология   политической

журналистики,  методы  политического  анализа,  в  том  числе работа с





                              - 8 -



политическими документами; жанры политической журналистики(информация,

комментарий,   политическая   публицистика,  политическая  экспертиза,

политическая  реклама),  парламентская   журналистика.   В   программу

обучения  включается  также  изучение  функционирования  СМИ  в разных

политических  системах,  режимах,  опыта   политической   журналистики

зарубежных стран.



1.3.2.2. Экономическая проблематика



     Программа подготовки   предусматривает    углубленное    изучение

экономики  как  области общественных отношений,  экономических учений,

особенностей   формирования   рыночной   экономики   России,   методов

экономического    анализа,   экономической   статистики,   социологии,

маркетинга,  менеджмента, законодательства в данной сфере. Центральный

блок  программы  включает  такие  вопросы,  как  экономика  и средства

массовой информации, типология экономической журналистики, методология

и  методы  анализа  экономических  проблем  в  журналистике,  работа с

источниками    информации,    экономическими    документами,     жанры

аналитической    экономической    журналистики;    освещение    данной

проблематики в зарубежных средствах массовой информации.



1.3.2.3. Правовая проблематика



     Программа подготовки предусматривает углубленное изучение права и

таких  его  разделов,  как история правоведения,  теория государства и

права,  гражданское, уголовное, административное, международное право,

особенности  современного  российского  законодательства.  Специальный

раздел посвящен  авторскому  праву  и  правовым  основам  деятельности

средств массовой информации.  Центральные вопросы программы - роль СМИ

в формировании  правового  гражданского  общества,  правовой  культуры

населения, защите прав и свобод личности; методология и методы анализа

правовых проблем  в  журналистике,  работа  журналиста  с  источниками

информации,   методы  анализа  области  правовых  отношений  общества,

практики нормотворчества,  судопроизводства и  т.  д.,  этико-правовые

основы журналистского "расследования", типология юридических изданий и

программ,  жанры  аналитической  журналистики  в  этой   сфере,   опыт

зарубежных СМИ по освещению правовой проблематики.





                              - 9 -



1.3.2.4. Международная проблематика



     Программа подготовки  предусматривает  изучение  основных проблем

экономики,  политики,  культуры и социальной сферы конкретного региона

(в  соответствии  с избранной специализацией),  международного права и

законодательных  основ  функционирования   СМИ   в   разных   странах,

организационно-экономических  форм, типологических  моделей зарубежных

СМИ, особенностей аудитории, методов и направлений работы журналистов,

влияния  новейших  технологий.  Предусматривается углубленное изучение

двух иностранных языков.



1.3.2.5. Экологическая проблематика



     Программа подготовки  предусматривает  углубленное  изучение ряда

специальных курсов в избранной сфере: введение в экологию, философское

осмысление  проблем  взаимодействия  общества и природы,  историческое

развитие экологической проблематики в средствах  массовой  информации,

система  экологических  специализированных изданий России,  актуальные

аспекты  экологической  проблематики  в  прессе,  жанры  экологической

публицистики, профессиональные методы деятельности журналиста-эколога,

основные направления экологической журналистики, опыт освещения данной

проблематики в зарубежных СМИ.



1.3.2.6. Проблемы культуры



     Программа подготовки    предусматривает    углубленное   изучение

культуры как области общественной жизни, истории и специфики того вида

искусства,  в  котором  собирается  специализироваться  магистр(театр,

кино,  видеоискусство, живопись, музыка, эстрадное искусство и т. п.),

социологии  культуры  и  законодательства  в области культуры.  Особое

внимание  уделяется  проблемам  освещения  вопросов  культуры  в  СМИ,

типологии   СМИ,   освещающим  проблемы  культуры,  методам  работы  с

источниками  информации  в   этой   сфере,   специфике   журналистских

жанров(рецензия,   обзор   событий   культурной  жизни,  аналитические

материалы,  очерки,  эссе и т.  п.).  Предусматривается также изучение

опыта  освещения  культурной  проблематики в печати,  на телевидении и

радио зарубежных стран.





                              - 10 -



1.3.2.7. Проблемы образования и науки



     Программа подготовки  предусматривает  изучение  истории  системы

образования и развития науки в нашей стране и за рубежом, педагогики и

возрастной    психологии,    социологии    образования    и     науки,

законодательства  в этой сфере,  специфики освещения данной тематики в

средствах массовой  информации,  типологии  педагогических  и  научных

изданий     и     программ,     особенностей     работы    журналиста,

специализирующегося в данной сфере,  специфики жанров педагогической и

научной   журналистики,   особенностей   освещения   проблем  науки  и

образования СМИ.



1.3.2.8. Бытовая и семейная проблематика



     Программа подготовки предусматривает  изучение  социальной  сферы

жизни  общества  (социальное обеспечение:  здравоохранение,  торговля,

коммунальное      хозяйство,     обслуживание     и     т.д.),     его

социально-демографической структуры, семьи как ее важнейшего элемента,

социологии  и  психологии  семейных  и  социально-бытовых   отношений,

педагогики,  возрастной  психологии,  законодательства в этой области,

проблем  социальной  защиты  населения.  Особое   внимание   уделяется

специфике освещения данных проблем в средствах массовой информации,  с

документами  (особенно   личными),   специфике   жанров,   публикаций,

радио-телепередач,       посвященных       семейной      проблематике.

Предусматривается  изучение  опыта  освещения  такой  проблематики   в

зарубежных СМИ.



1.3.2.9. Спортивная проблематика



     Программа подготовки    предусматривает    углубленное   изучение

актуальных проблем  спорта  и  различных  его  аспектов  (социального,

оздоровительного,     профессионально-творческого,    экономического),

социологии и  психологии  спорта,  законодательства  в  этой  области,

специфики   освещения   спортивной   тематики   в  средствах  массовой

информации,  методов работы  спортивного  журналиста  и  аналитических

жанров  спортивной  журналистики  (обозрение,  комментарий,  репортаж,

очерк,  проблемная  статья и т.п.), особенностей  освещения спортивной

проблематики в зарубежных СМИ.



                              - 11 -



1.3.3. Журналистская    деятельность,    связанная    с    выполнением

       профессиональных задач  повышенной сложности и исследованиями в

       данной области



     Данная группа программ предусматривает подготовку  обучающихся  к

выполнению профессиональных задач повышенной сложности и исследованиям

в   избранной    среде:    программирование    и    выпуск    изданий,

телерадиопрограмм,    менеджмент    в    области    СМИ,   организация

телерадиовещания,  дизайн,  социология СМИ,  информационный маркетинг,

организационно-аналитическая  деятельность  в области рекламы,  паблик

рилейшнз, работа ведущего телевизионной, радиопередачи, редактирование

отдельных  видов  литературы.  Предусматривается практика по избранной

специализации.



1.3.3.1. Программирование и выпуск изданий, теле-, радиовещания



     Программа предусматривает подготовку в области теории управления,

психологии и социопсихологии,  информационного маркетинга, менеджмента

и  овладение  (на  базе  полученных   знаний   о   системе   факторов,

определяющих  тип и профиль издания,  особенностях аудитории) методами

программирования,  моделирования работы органа  информации,  методикой

редактирования,    компьютерной    версткой,    графикой.    Магистры,

подготовленные  по данной  программе,  должны  хорошо   разбираться  в

особенностях  технологии  производственного  процесса выпуска изданий,

технической базе.  Программа предусматривает подготовку  к  исполнению

обязанностей   руководителя   важнейших   редакционных  управленческих

подразделений,  прежде  всего  секретариатов  газетных  и   журнальных

редакций,   дирекций   программ   телевизионных   и   радиокомпаний  в

соответствии с полученной специализацией.



1.3.3.2. Менеджмент в СМИ



     Программа предусматривает  овладение  системой  знаний по теории,

социологии  и   психологии   управления,   экономике   и   организации

деятельности   СМИ,   менеджменту,  маркетингу  и  рекламе.  Магистры,

подготовленные  по  данной  программе,  должны  хорошо  разбираться  в

организационно-производственной    структуре    газетных,   журнальных

редакций,   агентств,   теле-,   радиокомпаний  (в   соответствии   со



                              - 12 -



специализацией)  задачах и содержании их деятельности,  в особенностях

функционирования  творческого  коллектива,  знать  законодательство  в

сфере  деятельности  СМИ,  уметь применять его в практике деятельности

органа  информации,  быть  знакомым  с  зарубежным  опытом  в  области

редакционного  менеджмента,  знать  основы  научной организации труда,

владеть компьютерной техникой.  Обучающиеся должны овладеть  методикой

управленческой    деятельности,   быть   подготовлены   к   выполнению

соответствующих должностных обязанностей в редакциях газет,  журналов,

других печатных периодических изданий, информационных агентств, радио-

или телевизионных компаний, а также издательств и издательских домов.



1.3.3.3. Организация телевещания (продюсерская деятельность)



     Программа подготовки    предусматривает    углубленное   изучение

типологии   телевизионных   вещательных   организаций,   телепрограмм,

телевизионной техники и технологии создания телепередач,  критериев их

оценки,   социологии   телеаудитории,    экономики    и    организации

телевизионного  производства,  методов  организации работы творческого

коллектива,  правового  регулирования   в   области   СМИ,   а   также

практического  опыта  деятельности  новых  телекомпаний,  знакомство с

мировым опытом.



1.3.3.4. Дизайн в СМИ



     Программа предусматривает    изучение    основ   изобразительного

искусства,  фотографии,  социологии и психологии восприятия  газетных,

журнальных,  телевизионных  материалов,  основ  моделирования издания,

программы,  их  структуры   и   композиции,   факторов,   определяющих

оформительскую  модель,  теории и практики газетного,  журнального или

телевизионного дизайна,  в том числе зарубежного  опыта,  компьютерной

графики.  Магистры,  прошедшие подготовку по данной программе,  должны

хорошо  разбираться  в  технологическом  процессе   выпуска   издания,

телепрограммы  (в  соответствии со специализацией),  овладеть системой

знаний  и  навыков,   необходимых   для   выполнения   соответствующих

обязанностей в редакции газеты, журнала, теле-, радиостудии.









                              - 13 -



1.3.3.5. Социология СМИ



     Программа подготовки предусматривает углубленное изучение истории

и  основных  разделов  теоретической  социологии,  программирования  и

организации     социологических     исследований,     методов    сбора

социологической информации,  обеспечения ее надежности, достоверности,

обработки   и  анализа.  Центральный  раздел  программы  -  социология

журналистики:   социологические   аспекты   функционирования   средств

массовой информации,  методология и методика изучения эффективности их

деятельности,  аудитории и общественного  мнения,  организации  работы

редакционного коллектива.  Особое внимание уделяется проблемам анализа

и интерпретации результатов  социологических  исследований  в  области

СМИ,  методам  использования социологической информации в деятельности

редакции и журналистов,  формам представления на  страницах  газет,  в

теле-,  радиопередачах.  Включается  изучение вопросов информационного

маркетинга и менеджмента,  организации и функционирования редакционных

информационных систем (банков данных).  Магистры, прошедшие подготовку

по  данной  программе,  должны  владеть  системой  знаний  и  навыков,

необходимых   для   выполнения   задач  по  организации  и  проведению

социологических исследований,  связанных с работой органа  информации,

работы   с  социологической  информацией,  быть  способными  выполнять

обязанности руководителя и сотрудника социологической службы  редакции

или консультанта в области социологии журналистики, а также сотрудника

других исследовательских организаций.



1.3.3.6. Информационный маркетинг



     Магистр, специализирующийся по данному виду деятельности,  должен

обладать  системой  знаний  в  области  экономики  отдельных  СМИ,  (в

соответствии со специализацией) информационного  маркетинга  (методами

анализа  структуры  рынка существующих органов информации и перспектив

ее развития,  рынка труда в  сфере  журналистики),  владеть  методикой

получения  необходимой  информации (социологические методы,  работа со

статистическими данными),  использования полученных знаний в  качестве

исходной   базы   при   программировании   работы  органа  информации,

определении его  "информационной  ниши",  уточнении  типа  и  профиля,

решении  задач  расширения  рынка  информационных  продуктов  и услуг.

Магистры,  освоившие данную программу,  должны   быть  подготовлены  к



                              - 14 -



выполнению обязанностей специалиста данного профиля в редакциях газет,

журналов, агентств, издательств, радио, телевидения.



1.3.3.7. Реклама



     Программа подготовки  предусматривает  изучение  места   и   роли

рекламы   в   системе  информационной  и  экономической  деятельности,

тенденций развития рекламы  и  условий,  сопутствующих  ей,  специфики

рекламы  как  одной  из  важнейших  форм  маркетинговых  коммуникаций,

особенностей рекламы  в  печатных  и  электронных  средствах  массовой

информации. Магистры, прошедшие подготовку по данной программе, должны

овладеть  знаниями  в  области  социологии  и  психологии  в   объеме,

позволяющем   с  максимальной  результативностью  использовать  данные

исследований  в  практической  работе;  свободно   ориентироваться   в

специфике    различных    рекламных    сообщений   и   их   носителей;

профессионально  заниматься  вопросами  планирования  и  осуществления

разномасштабных  рекламных  кампаний;  уметь оптимально организовывать

работу рекламного агентства или иной  рекламной  службы,  опираясь  на

глубокое  понимание  проблем  рекламной  отрасли  и зарубежного опыта.

Магистр,  специализирующийся  в  данной  сфере,  получает  углубленную

профессиональную   подготовку,  предоставляющую  возможность  занимать

руководящие должности в рекламных агентствах  разного  типа,  а  также

возглавлять   ведущие   отделы   и   иные  структурные  подразделения,

занимающиеся   исследованиями,    концептуальными    разработками    и

планированием рекламных кампаний.



1.3.3.8. "Паблик рилейшнз"



     Программа предусматривает изучение места и специфики ПР в системе

массовых коммуникаций,  функций ПР,  социологии социальной структуры и

общественного мнения, методов его исследования, социальной психологии,

психологии общения, рекламного дела, имиджелогии, содержания, этапов и

методов  работы  в области ПР,  методов организации деятельности служб

паблик рилейшнз (проведения  пресс-конференций,  брифингов, подготовки

пресс-релизов   и  пресс-коммюнике,  других  материалов),  технических

средств связи,  тиражирования и распространения информации.  Магистры,

прошедшие подготовку по данной программе, овладевают системой знаний и

навыков,  позволяющих занимать следующие должности  в  службах  паблик



                              - 15 -



рилейшнз:    руководитель   пресс-службы,   пресс-секретарь,   ведущий

специалист.



1.3.3.9. Работа ведущего теле-, радиопередач



     Программа подготовки предусматривает овладение системой знаний  в

конкретной   предметной   области   (политика,   экономика,  культура,

молодежные проблемы и т.д.),  а  также  знаний,  касающихся  специфики

данного  средства  информации  (телевидения,  радио  в соответствии со

специализацией),  типа программы (новостная, общественно-политическая,

развлекательная,  молодежная,  детская,  телемост, дискуссия и т.п.) и

вида деятельности (ведущий, комментатор, аналитик, шоумен, модератор и

т.п.),  освоение методики ведения таких передач.  Программа подготовки

включает  профессиональный   тренинг   (отработка   монологических   и

диалогических   элементов   программы   перед  камерой  и  микрофоном,

формирование высокопрофессиональных навыков, техники и культуры речи),

овладение опытом мастеров теле-, радиожурналистики (в форме творческой

мастерской,  просмотров и анализа фильмотечных материалов).  Магистры,

прошедшие  подготовку  по  данной  программе,  должны владеть основами

теле-,  радиорежиссуры,  взаимодействовать  с  участниками  творческой

бригады (режиссер,  оператор, звукорежиссер, редактор, представителями

других телевизионных и радиопрофессий).



1.3.3.10. Редактирование отдельных видов литературы



     Программа предусматривает  углубленную   подготовку   в   области

литературоведения, книговедения, текстологии, включает изучение теории

и  практики  сферы  издательской  деятельности,   типологии   изданий,

особенностей  определенных  видов литературы,  организации и экономики

издательского   дела,   книжного    маркетинга,    новых    технологий

полиграфического   производства,   настольных   издательских   систем,

книжного  дизайна,  овладение  компьютерной   версткой,   компьютерной

графикой,  спецификой  редактирования  определенного  вида литературы,

освоение  навыков  руководства  редакционным  коллективом.   Магистры,

прошедшие  подготовку  по  программе  редактирования  отдельных  видов

литературы   (научной,    научно-популярной,    научно-информационной,

производственно-технической,   учебной,   справочно-энциклопедической,

художественной, детской и т.п.)  должны быть подготовлены для работы в



                              - 16 -



должности  ведущего,  редактора,  заведующего редакцией,  руководителя

отдела или бюро научно-технической информации.



1.3.4. Научно-педагогическая деятельность в учебных заведениях данного

       профиля



     Основу программы подготовки магистров-преподавателей определенных

видов   журналистских   предметов   (история   журналистики,   теория,

технология СМИ,  мастерство журналиста,  язык и стиль СМИ, социология,

психология  журналистики  и  т.д.)  составляет  изучение   специальных

дисциплин    (см.   аннотации   исследовательских   программ   1.3.1).

Одновременно данная программа подготовки предполагает  изучение  круга

учебных      предметов,      общих     для     программ     подготовки

магистров-преподавателей разных журналистских  дисциплин:  педагогика,

психология   педагогической   деятельности,   возрастная   психология,

социология образования,  мастерство лектора,  методология  и  методика

современных научных исследований,  источниковедение,  работа с банками

данных  и  библиографией.   Предусматривается   углубленное   изучение

иностранных   языков.   Магистры,   прошедшие   подготовку  по  данной

программе,  должны получить систему знаний и навыков,  необходимых для

преподавания   избранной   им   журналистской   дисциплины  и  научных

исследований   в   данной   сфере.   Предусматривается    обязательная

педагогическая практика,  а для преподавателей методики журналистского

творчества - практическая работа в СМИ.



     1.4. Магистр должен быть подготовлен:



     - к  научно-исследовательской  деятельности  в  области  истории,

теории,  социологии,  психологии  и  практики  журналистики,  методики

журналистской деятельности, языка и стиля средств массовой информации;

     - к   исследовательско-журналистской  деятельности  в  конкретной

проблемно-тематической    сфере    (экономика,    политика,     право,

международная    жизнь,    экология,   культура,   искусство,   наука,

образование, социально-бытовая и семейная сферы, спорт и т.п.);

     - к   журналистской   деятельности,   связанной   с   выполнением

профессиональных задач повышенной сложности и исследованиями в  данной

сфере  (ответственный секретарь,  менеджер,  продюсер,  ведущий теле-,

радиопередач,  дизайнер, социолог, маркетолог, специалист по рекламе и



                              - 17 -



паблик рилейшнз, редактор отдельных видов литературы;

     - к  научно-педагогической  деятельности  в  учебных   заведениях

данного профиля;

     - к обучению в аспирантуре.



     1.5. Основные сферы профессиональной деятельности магистра:



     - исследовательские центры,  занятые  изучением  функционирования

средств массовой информации;

     - средства  массовой  информации (газеты,  журналы,  телевидение,

радио,  информационные  и  фотоагентства,  службы  рекламы  и   паблик

рилейшнз, издательства);

     - государственные и негосударственные учебные заведения.





            2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО

          ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКУ

           МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ (520600 - ЖУРНАЛИСТИКА)





     Основная профессиональная        образовательная       программа,

обеспечивающая подготовку  магистра,  состоит  из  программы  обучения

бакалавра и программы специализированной подготовки.



     2.1. Общие требования к образованности магистра



     Магистр по направлению "Журналистика" должен  обладать  глубокими

гуманитарными  и  социально-экономическими  знаниями,  фундаментальной

научной базой и современным опытом в области функционирования  средств

массовой  информации и в области,  по которой осуществляется программа

его специализированной  подготовки,  быть  готовым  методологически  и

методически  к  выполнению  научно-исследовательской,  журналистской и

педагогической   деятельности.   Он   должен   владеть    современными

технологиями, методами получения, обработки и хранения информации.









                              - 18 -



     2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам



2.2.1. Требования   к  знаниям  и  умениям  по  дисциплинам  программы

       обучения бакалавра



     Требования к знаниям и умениям по дисциплинам программы  обучения

бакалавра изложены в Государственном образовательном стандарте высшего

профессионального образования  в  части  "Требования  к  обязательному

минимуму содержания  и  уровню  подготовки  бакалавра  по  направлению

"Журналистика", утвержденном 30 декабря 1993 года.



2.2.2. Требования к знаниям  и умениям по дисциплинам  образовательной

       части программы специализированной подготовки



2.2.2.1. Требования    к    гуманитарным   и   социально-экономическим

         дисциплинам



     Магистра должна  отличать  широкая  образованность,   фундаментом

которой  является  система  знаний в области гуманитарных и социальных

дисциплин.  Он должен обладать научными знаниями  об  основных  этапах

становления   мировой   цивилизации,   ее  типах,  специфике  развития

отдельных стран и регионов,  особенностях и противоречиях  современных

цивилизационных процессов. Он должен видеть место культуры в структуре

мировой цивилизации,  быть знакомым  с  лучшими  образцами  мировой  и

российской  культуры,  уметь  использовать  их  потенциал  для  своего

личностного  и  профессионального   развития.   Магистр   по   данному

направлению  должен  понимать  специфику  и  природу  журналистики как

важнейшей части культуры общества и следовать этому принципу  в  своей

профессиональной деятельности.

     В результате   освоения   философской   части  специализированной

подготовки  магистр  должен  уметь  соотносить  основные   философские

подходы и категории ,  усвоенные на предыдущей ступени обучения (бытие

и сознание,  свобода и необходимость,  рациональное и  иррациональное,

знание и вера, истина и заблуждение, явление и сущность, добро и зло и

т.д.),  с особенностями развития  массово-информационных  процессов  в

современном обществе,  со смыслом и содержанием своей профессиональной

деятельности.

     Подготовленный к  самостоятельным  исследованиям,  магистр должен



                              - 19 -



владеть методологией  и   методами   научного   познания,   принципами

организации научного труда.

     Изучение основ  педагогики,  понимание   сущности   и   специфики

процессов обучения   и   воспитания,  их  психологических  механизмов,

владение формами,  методами и  приемами  педагогической  деятельности,

знание новых  образовательных технологий позволяет магистру работать в

учебных заведениях.

     Углубление в  ходе   освоения   магистерской   программы   знаний

иностранного   языка   обеспечивает  степень  владения  им  на  уровне

требований профессиональной деятельности, изучение новейшей зарубежной

литературы по специальности, необходимое письменное и устное общение.



2.2.2.2. Требования    по     математическим    и   естественнонаучным

         дисциплинам



      Магистр по данному направлению должен  иметь  систему  знаний  о

современных   способах  обработки,  хранения  и  передачи  информации,

различных информационных системах и их  использовании  в  деятельности

средств  массовой информации,  редакционной работе,  труде журналиста;

уметь  профессионально  работать  на  компьютере,   владеть   наиболее

распространенными     языками    программирования    и    программами,

адаптированными   к   задачам   исследовательской    и    редакционной

деятельности,  использовать в своей работе электронную почту и систему

"Интернет".



2.2.2.3. Требования по общим профессиональным  дисциплинам направления



     Магистр должен иметь фундаментальную теоретическую подготовку  по

направлению  деятельности  -  "Журналистика".  На  базе полученных при

подготовке  бакалавра  знаний  в  области  основ  теории  журналистики

магистр  в  ходе  программы  дальнейшей  специализированной подготовки

получает систему знаний в области новейших отечественных и  зарубежных

теорий журналистики.  Он должен владеть на уровне последних достижений

науки знаниями о специфике системы  средств  массовой  информации  как

важнейшего   социального   института   в  структуре  общества,  об  их

функциональном спектре и  разных  исследовательских  подходах  в  этой

области, о механизмах функционирования системы массовой коммуникации и

СМИ как ее части,  о природе и особенностях  массовой  информации,  ее



                              - 20 -



связи      с     особенностями     массового     сознания,     моделях

массово-информационной деятельности, журналистского  профессионального

сознания и поведения.

     Магистр журналистики должен иметь углубленную  систему  знаний  в

области   социологии   журналистики,  понимать  необходимость  и  суть

социологического обоснования при разработке концепции издания,  теле-,

радиопрограммы; разбираться в социологическом механизме взаимодействия

органа  информации   и   ее   аудитории;   представлять   особенности,

характеристики  аудитории  издания  или программы определенного типа и

знать методы ее изучения;  быть знакомым с последними исследованиями в

области  социологии  журналистики  и  изучения  общественного  мнения;

обладать   необходимыми   элементами   социологического   мышления   и

социологической  культуры  при  подготовке  журналистских  материалов;

уметь  сформировать  заказ  социологической  службе   для   проведения

необходимого  редакции  исследования,  иметь представление о задачах и

методах работы социологической структуры  редакции;  владеть  основами

методов  социологических  исследований в области журналистики;  быть в

курсе  последних  новаций  в  этой   области,   обладать   оперативной

информацией  о  работе  крупнейших исследовательских центров в области

изучения общественного мнения и  средств  массовой  информации,  уметь

работать с социологическими материалами,  готовить их для публикации в

прессе.

     Магистр журналистики  должен хорошо разбираться в круге вопросов,

связанных с     психологическими     механизмами      функционирования

журналистики, знать    психологические   особенности   взаимоотношений

журналистики и  аудитории,  психологию  восприятия  текстов  различных

средств массовой    информации,   уметь   применять   эти   знания   в

профессиональной деятельности;  иметь  представление  об  особенностях

психологии общения,   владеть   методикой   общения;   знать  основные

закономерности психологии журналистского творчества.

     Магистр, прошедший специализированную подготовку, должен обладать

знаниями  о  последних исследованиях, касающихся изучения современного

состояния системы и структуры средств массовой информации,  тенденциях

ее  развития  в  России  и  за  рубежом.  Он должен знать совокупность

общесоциальных и внутрисистемных факторов, определяющих типологическую

структуру  прессы  и аудиовизуальных средств,  разбираться в специфике

различных  типов  и  видов  органов  информации,  тенденциях  развития

системы    в    условиях    рыночных   отношений,   владеть   основами



                              - 21 -



типологического анализа,  навыками разработки программы, модели органа

информации.

     Наряду с   информацией,   касающейся   теоретических    концепций

функционирования СМИ и ее современного состояния, магистр журналистики

должен видеть ее место в  контексте  важнейших  проблем  современности

(мира,  страны,  отдельных регионов).  Он должен иметь представление о

наиболее  актуальных  глобальных  проблемах,  стоящих  перед   мировой

цивилизацией в современный период,  о роли журналистики в их освещении

и решении;  об основных современных проблемах  в  развитии  России  (в

области   государственного   строительства,   экономики,  формирования

гражданского  общества,  социальной   и   культурной   сферах,   сфере

национальных отношений и т.п.), о функциях журналистики по отношению к

различным сферам социальных  отношений;  видеть  роль  журналистики  в

перспективном  развитии  страны,  формировании гражданского общества и

правового государства; понимать взаимосвязь журналистики и современных

футурологических   концепций;  уметь  применять  полученные  знания  в

процессе исследований и при подготовке публикаций  на  соответствующие

темы.

     Знание последних изменений законодательства о СМИ  -  необходимое

условие для  магистра  журналистики.  Он  должен  иметь  информацию  о

последних принятых   законодательных   актах,    касающихся    порядка

учреждений изданий,  их  правового  статуса,  прав  и  ответственности

журналиста, положений,    регламентирующих    его     профессиональную

деятельность, авторского права и т.д.

     На базе   общих    профессиональных    курсов,    включенных    в

специализированную  программу  подготовки  магистра  журналистики,  он

должен быть способен к научно-исследовательской работе в данной  сфере

(на   что  направлен  предусмотренный  курс  "Методология  и  методика

"журналистского исследования"),  а также к преподаванию  журналистских

дисциплин.



2.2.2.4. Требования по специальным дисциплинам



     Исходя из концепции подготовки магистров журналистики, требования

к  магистрам,  предназначенным  для  различных   видов   деятельности,

дифференцированы.







                              - 22 -



     Исследовательская деятельность   в   области   истории,   теории,

социологии   и   психологии   и   практики   журналистики,    методики

журналистской работы:



     Магистр, специализирующийся по данному виду деятельности,  должен

иметь соответствующие способности, обладать системой знаний и навыков,

необходимых   для   научных   исследований   в  избранной  им  области

журналистской  науки,  подготовлен  для  продолжения   образования   в

аспирантуре,   работы   в   качестве   сотрудника   исследовательского

подразделения, лаборатории.

     Магистр должен    уметь    формулировать   задачи   исследования;

формировать его план;  вести библиографическую работу  с  привлечением

современных  информационных  технологий;  выбирать  необходимые методы

исследования,  модифицировать  существующие  и   разрабатывать   новые

методы,   исходя   из  задач  конкретного  исследования;  обрабатывать

полученные  результаты,  анализировать  и  осмысливать  их  с   учетом

имеющихся  литературных  источников;  представлять  итоги  проделанной

работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с

имеющимися    требованиями,   с   привлечением   современных   средств

редактирования и печати.



     Исследовательско-журналистская деятельность     в      конкретной

проблемно-тематической области (экономика,  политика, право, экология,

культура, искусство,  наука, образование, социально-бытовая и семейная

сфера, спорт и т.д.)*:



     Магистр, получивший         подготовку        в        конкретной

проблемно-тематической области,  должен обладать углубленной  системой

знаний в  избранной  сфере (современное состояние,  основные проблемы,

научные исследования,  тенденции  развития),  владеть  методологией  и

методикой ее    изучения    (получения,   переработки   и   накопления

информации), владеть  методами  ее  квалифицированного   освещения   в

прессе, телевидении,  радио,  быть  способным  готовить  аналитические

материалы по  данной  проблематике,  вести  соответствующие   колонки,

рубрики, полосы,  авторские  теле-  или  радиопрограммы,  исполнять  в

органах информации обязанности главного специалиста по данной тематике

(комментатора, обозревателя,  ведущего,   консультанта,   руководителя

соответствующего отдела или редакции).



                              - 23 -



     Журналистская деятельность,     связанная      с      выполнением

профессиональных  задач повышенной сложности,  и исследования в данной

сфере:



     Магистр, прошедший  подготовку по данной программе,  должен иметь

систему  теоретических  знаний  в  определенной   сфере   деятельности

(специфика,   функции,   содержание,   виды,   этапы  профессиональной

деятельности, ее психологические особенности, модели профессионального

поведения);  владеть информацией о научных разработках в данной сфере,

накопленном  профессиональном  опыте,  профессиональной   технологией,

методами;  быть  способным квалифицированно выполнять в соответствии с

полученной специализацией определенный вид  редакционной  деятельности

(ведущий  теле-,  радиопередачи,  ответственный  секретарь,  дизайнер,

редакционный  социолог,  менеджер,  маркетолог,   продюсер,   редактор

отдельных  видов  литературы,  специалист  по  рекламе  в СМИ и паблик

рилейшнз) в соответствии с полученной специализацией.

     Магистр данного профиля подготовлен  к  выполнению  исследований,

связанных   с   научным   анализом  теории  и  практики  данного  вида

деятельности.



     Научно-педагогическая деятельность  в  учебных заведениях данного

профиля:



     Магистр по  этой программе подготовки должен иметь систему знаний

и навыков,  необходимых для преподавания  избранной  им  журналистской

дисциплины и научных исследований в данной области. Он должен обладать

системой знаний  в  области  педагогики  и  психологии  педагогической

деятельности,     социологии    образования,    владеть    накопленным

профессиональным опытом в области педагогики высшей  школы,  новейшими

образовательными  технологиями,  методикой  преподавания журналистских

дисциплин.



њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ

     * Проблемное   поле  специализированной  подготовки   магистра  и

требования по    специальным    дисциплинам    программы    подготовки

определяются вузом самостоятельно.







                              - 24 -



              3.ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ

      ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ

          ПОДГОТОВКУ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ЖУРНАЛИСТИКА"



     3.1. Обязательный   минимум   содержания   образовательной  части

          программы



3.1.1. Обязательный минимум содержания программы обучения бакалавра



     Обязательный минимум   содержания  программы  обучения  бакалавра

определен в   Государственном   образовательном   стандарте    высшего

профессионального образования  в  части  "Требований  к  обязательному

минимуму содержания  и  уровню  подготовки  бакалавра  по  направлению

"Журналистика", утвержденных 30 декабря 1993 года............9172 часа



3.1.2. Обязательный    минимум    содержания    дисциплин    программы

       специализированной подготовки



ГСЭ-М.00   Гуманитарные и социально-экономические дисциплины       220



ГСЭ-М.01   Тенденции развития мировой цивилизации и культуры        36

           История формирования человеческого общества и его

           основных      институтов.     Основные     теории

           возникновения и  развития  цивилизаций.  Процессы

           антропогенеза  и  социогенеза.  Древнейшие  формы

           мифологии и религии.  История и типы цивилизаций.

           Своеобразие   цивилизации   и  культуры  Древнего

           Востока.  Античность  как   тип   цивилизации   и

           культуры.    Человеческое    общество   в   эпоху

           средневековья.  Культура эпохи возрождения. Место

           России   в   мировой   цивилизации   и  культуре.

           Современная цивилизация  и  культура.  Глобальные

           мировые проблемы и противоречия цивилизации конца

           XX  века.  Цивилизация  и  современный   человек.

           Культура  как  процесс самопознания и творчества.

           Роль культуры в социализации личности. Культура и

           нравственность.  Передача  культурной информации.

           Культура и язык.  Проблема ценностей в  культуре.



                              - 25 -



           Журналистика как часть культуры,  цивилизационные

           функции журналистики.



ГСЭ-М.02   Философия массово-информационных процессов               36

           Философская парадигма современной цивилизации как

           информационно-коммуникативной.    Философия   как

           важнейшая     часть     методологической     базы

           массово-информационных         процессов        и

           массово-информационной деятельности.  Философское

           понимание    функций    журналистики.    Основные

           философские  категории  и  принципы  деятельности

           СМИ. Философия познания. Человек и окружающий мир

           как объект познания в философии  и  журналистике.

           Социальный прогресс и личность.  Личность в эпоху

           социальных     катастроф.     Субъектно-объектные

           отношения журналиста и аудитории. Философия добра

           и  зла.  Нравственные  ценности  в  журналистике.

           Проблема   гуманизма.   Философия  журналистского

           творчества.



ГСЭ-М.03   Методология научного творчества                          36

           Специфика  умственной    деятельности.    Правила

           культуры исследовательского     труда.    Условия

           умственной деятельности.     Виды     и     этапы

           исследовательской работы.     Методы     научного

           творчества. Источниковедение,      работа       с

           литературой, документами,     банками     данных,

           библиографией.



ГСЭ-М.04   Основы педагогики                                        36

           Предмет педагогики.    Цели     образования     и

           воспитания.    Педагогический    идеал    и   его

           конкретно-историческое  воплощение.  Средства   и

           методы  педагогического  воздействия на личность.

           Этапы процесса обучения. Общие принципы дидактики

           и их реализация в конкретных предметных методиках

           обучения.  Нравственно-психологические и  идейные

           взаимоотношения                        поколений.



                              - 26 -



           Нравственно-психологический    образ    педагога.

           Мастерство   педагогического  общения.  Специфика

           педагогического   общения   в    высшей    школе.

           Особенности  преподавания журналистских дисциплин

           (теоретических и практических курсов).



ГСЭ-М.05   Иностранный язык                                         56

           Чтение и   перевод   научной  и  профессиональной

           литературы.



ЕН-М.00    Математические и естественно-научные дисциплины          72



ЕН-М.01    Современные компьютерные технологии

           Основные прикладные      технологии.     Основные

           прикладные    программы     обработки     текста,

           электронных таблиц,  деловой графики,  управления

           базами данных. Базы и банки данных. Компакт-диски

           в качестве компьютерной памяти (CD-ROM). Работа в

           локальных и   глобальных    компьютерных    сетях

           (Интернет).



ДН-М.00    Дисциплины направления                                  172



ДН-М.01    Актуальные проблемы современности и журналистика         18

           Актуальные проблемы   мировой    цивилизации    и

           журналистика.        Основные       политические,

           экономические,  социальные  и  духовные  проблемы

           развития  России  на  современном  этапе  и  роль

           журналистики   в   их   освещении   и    решении.

           Журналистика   и   современные   футурологические

           концепции.



ДН-М.02    Социология журналистики                                  36

           Социологическая теория  функционирования  средств

           массовой   информации.  Социальные  функции  СМИ.

           Социологическое обоснование при определении  типа

           издания и разработке его программы.  Журналистика

           и общественное мнение.  Аудитория СМИ и методы ее



                              - 27 -



           изучения.   Тексты   СМИ  и  методы  их  анализа.

           Социологические аспекты и проблемы  журналистской

           деятельности.  Социологические  методы  в  работе

           редакции  и   журналиста.   Принципы   работы   с

           социологической       информацией.       Изучение

           эффективности  СМИ.  Социологическая   служба   в

           редакциях.



ДН-М.03    Психология журналистики                                  18

           Предмет психологии журналистики.  Психологические

           механизмы    взаимоотношения    журналистики    и

           аудитории.         Психология          восприятия

           массово-информационных    текстов.    Особенности

           психологии  общения.   Психология   журналистской

           деятельности   и  функционирования  редакционного

           коллектива. Психология журналистского творчества.

           Методы  исследований  в  этой  области психологии

           журналистики.



ДН-М.04    Современные теории массовой коммуникации                 18

           Понятие массовой информации.  Современная система

           коммуникаций,  их типы,  виды.  Место и специфика

           функций  печати,  телевидения,  радио  в  системе

           массовых     коммуникаций.     Постиндустриальное

           общество как  общество  информационное.  Проблемы

           свободных      потоков      информации,     формы

           государственного,      межгосударственного      и

           общественного контроля. Современные теоретические

           концепции в области массовой  коммуникации  (США,

           Великобритания, Германия, Франция, Россия и др.).

           Природа  массовых  коммуникаций  и  ее  связь   с

           особенностями    массового   сознания.   Массовая

           информация  и  массовая  культура.  Журналистская

           деятельность  как  деятельность  коммуникативная.

           Модели   деятельности   журналиста.   Современная

           техническая    революция   в   области   массовых

           коммуникаций.  Тенденции развития мировой системы

           массовых коммуникаций.



                              - 28 -



ДН-М.05    Система средств  массовой  информации в  условиях        18

           рыночных отношений

           Современные мировые    тенденции     формирования

           системы средств массовой информации.  Состояние и

           структура системы  средств  массовой   информации

           России. Основные общесоциальные и внутрисистемные

           факторы ее  формирования  в   условиях   развития

           рыночных отношений   в  этой  сфере.  Виды,  типы

           органов информации  (печатных   и   электронных).

           Принципы типологического   анализа  и  разработки

           концепции, модели,  программы органов информации.

           Тенденции развития   системы   средств   массовой

           информации России.



ДН-М.06    Законодательство в области СМИ                           18

           Современные мировые      тенденции       развития

           законодательной базы СМИ.  Современное российское

           законодательство  в  области   средств   массовой

           информации,  его связь с другими областями права.

           Нормы,      касающиеся      отдельных      сторон

           функционирования СМИ:  порядок учреждения органов

           информации,   экономический   статус,    практика

           редакционной      деятельности,      права      и

           ответственность     журналиста,     регламентация

           поведения  журналиста  при  исполнении  служебных

           обязанностей в чрезвычайных  ситуациях.  Основные

           проблемы   правоприменительной   деятельности   и

           совершенствования  законодательства   в   области

           функционирования    СМИ    (экономическая   база,

           независимость   профессиональной    деятельности,

           работа   журналиста  с  источниками  информации).

           Проблемы правовой грамотности работников СМИ.



ДН-М.07    Методология и методы  журналистского исследования        36

           Познавательская деятельность журналиста  в  общей

           структуре   деятельности.   Цели   и  особенности

           познавательной  деятельности  журналиста.  Этапы,

           методология   и   методы.  Работа  с  источниками



                              - 29 -



           информации.  Проблема достоверности и  надежности

           информации.  Работа с литературой, библиографией.

           Обращение   к   статистическим,   социологическим

           данным.   Особенности   использования     методов

           различных наук в  связи  со  спецификой  объекта,

           предмета  исследования.  Способы анализа данных и

           их интерпретации.



СД-М.00    Специальные дисциплины                                 1405



     Обязательный минимум     содержания     специальных     дисциплин

определяется требованиями к  профессиональной  специализации  магистра

при реализации   конкретной   магистерской  программы.





ДВ-М.00    Дисциплины по выбору                                    446

НИР-М.00   Научно-исследовательская работа                        2295

НИР-М.01   Научно-исследовательская работа в семинаре              999

НИР-М.02   Практики - 8 недель                                     432

           научно-исследовательская

           научно-педагогическая

НИР-М.03   Подготовка магистерской диссертации - 16 недель         864

                                            њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ

Всего часов по программе специализированной подготовки            4590

Общий объем часов,включая подготовку бакалавра                  13 762



П.00       Практики  (стажировки):       8      нед  -     432    часа

           - научно-исследовательская

           - научно-педагогическая



Итоговая государственная аттестация: защита выпускной

                                     квалификационной работы.





     Профессиональная образовательная программа  подготовки  магистров

составлена, исходя из следующих данных:

     - всего недель  на  освоение  программы  обучения  бакалавра  200

недель



                              - 30 -



     - всего   недель   на   освоение   программы   специализированной

подготовки 100 недель, включая:

    - общий объем  нагрузки  студентов-магистрантов  -  примерно  4590

часов,  из  них:  теоретическое  обучение  и  научно-исследовательская

работа   в   семестре    (61    нед);    научно-исследовательская    и

научно-педагогическая   практика   (8  нед);  подготовка  магистерской

диссертации (16 нед); сессии (10 нед);

    - каникулы (8 нед);

    - итоговая государственная аттестация (2 нед);

    - отпуск после окончания вуза (4 нед).





                            5. ПРИМЕЧАНИЯ:





     1. При  реализации  программы  специализированной  подготовки вуз

(факультет) имеет право:

     1.1. Изменять   объем   часов,  отводимых  на  освоение  учебного

материала (для циклов дисциплин - в пределах 10%).

     1.2. Осуществлять преподавание дисциплин, входящих в цикл, в виде

авторских  курсов,  обеспечивающих  реализацию   минимума   содержания

дисциплин, определяемого данным документом.

     1.3. Устанавливать        соотношение        объемов        между

научно-исследовательской и научно-педагогической практиками.

     2. Максимальный объем нагрузки студента,  включая  все  виды  его

учебной,  научно-исследовательской и научно-педагогической работы,  не

должен превышать 54  часов  в  неделю,  при  этом  максимальный  объем

аудиторных  занятий  студента  не должен превышать 14 часов в неделю в

среднем за весь период обучения.

     3. Студентам  представляется  возможность  для занятий физической

культурой в объеме 2-4 часов в неделю и иностранным языком.

     4. Дисциплины  по выбору студента могут быть ориентированы как на

удовлетворение его образовательных потребностей,  так и  на  получение

конкретных  знаний в сфере будущей профессиональной деятельности;  они

устанавливаются  вузом   (факультетом)   при   реализации   конкретной

магистерской программы.

     5. В период  действия  данного  документа  Перечень  магистерских

программ может изменен и дополнен в установленном порядке.



                              - 31 -



     6. Студентам  представляется  возможность  за  счет  дисциплин по

выбору без увеличения  общего  объема  часов,  отводимых  на  освоение

материала, выполнить  Государственные требования к минимуму содержания

и уровню  профессиональной   подготовки   выпускника   для   получения

дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы".







                                       Составители:

                                       Учебно-методическое объединение

                                       университетов   (отделение   по

                                       журналистике)



Председатель

Учебно-методического объединения

университетов   (отделение    по

журналистике)

профессор                                                Я.Н.Засурский





Начальник Управления

гуманитарного образования

и развития личности                                        В.В.Сериков































 

 
 
На главную Наверх
  О проекте   |   Редакция   |   Напишите нам   |   Правовая информация    |  Разработчикам сайтов   |  Рекламодателям
Персонализация
 
Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
Rambler's Top100 яндекс.ћетрика
Яндекс цитирования