Российское образование
Абитуриент | Каталог | Вузы | Карты
Тесты | Документы
Новости | Мероприятия | Регистрация
Дистанционное обучение | Библиотека

522300


            ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ



                      ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ



                                             Утверждаю

                                             Заместитель председателя

                                             Госкомвуза России

                                                         В.Д.Шадриков

                                              " 30 " декабря  1993 г.



             ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

              ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



                            ТРЕБОВАНИЯ

               к обязательному минимуму содержания

                  и уровню подготовки бакалавра

     по направлению 522300-Информационные системы в экономике

      (второй  уровень высшего профессионального образования)



              Действуют в качестве временных требований

                  до введения в действие Стандарта

                       с 1 сентября 1997 г.











                          МОСКВА-1993 г.



1.Общая характеристика направления





522300-"Информационные системы в экономике"







                              - 2 -



1.1.Направление утверждено приказом Комитета по  высшей  школе

Миннауки России N481 от 24.07.1992 г.



1.2.Нормативная длительность  обучения  по данному направлению

при очной форме  обучения-4  года.  Квалификационная  академи-

ческая степень-"Бакалавр".



1.3.Характеристика сферы  и объектов профессиональной деятель-

ности бакалавра по направлению 522300-"Информационные  системы

в экономике".

Деятельность бакалавра  направлена  на исследование операций в

области экономики и информационных технологий, адаптацию к но-

вым  изменяющимся условиям на уровне всех организационных под-

разделений:  государственных,  акционерных, частных. Она расп-

ространяется также на научно-производственные объединения, на-

учные,  конструкторские и проектные организации,  органы госу-

дарственного управления в целях рационального функционирования

экономики, производства и социальной сферы.



1.4.Бакалавр должен быть подготовлен:



-к профессиональной   организационно-управленческой,    плано-

во-экономической,  проектно-аналитической и конкретно-исследо-

вательской деятельности в сфере информационных систем в эконо-

мике  в соответствии с фундаментальной и специальной подготов-

кой;

-к обучению в магистратуре по направлению 522300-"Информацион-

ные системы в экономике";  освоению профессиональных образова-

тельных программ третьего уровня по специальности  061400-"Ин-

формационные системы в экономике" в сокращенные до года сроки;



Бакалавр может  в  установленном  порядке работать в образова-

тельных учреждениях.





                              - 3 -

2.Требования к уровню подготовленности лиц,



успешно завершивших обучение по программе направления



522300-"Информационные системы в экономике"







2.1.Общие требования к образованности бакалавра







Бакалавр отвечает следующим требованиям:



-знаком с основными учениями в области гуманитарных и социаль-

но-экономических наук,  способен научно анализировать социаль-

но-значимые проблемы и  процессы,  умеет  использовать  методы

этих наук в различных видах профессиональной и социальной дея-

тельности;



-знает этические и правовые нормы,  регулирующие отношение че-

ловека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать

их при разработке экологических и социальных проектов;



-имеет целостное представление о процессах  и  явлениях,  про-

исходящих в неживой и живой природе, понимает возможности сов-

ременных научных методов познания природы  и  владеет  ими  на

уровне,  необходимом для решения задач, имеющих естественнона-

учное содержание и возникающих при выполнении профессиональных

функций;



-способен продолжить  обучение  и  вести профессиональную дея-

тельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализа-

цию в полном объеме через 10 лет);





                              - 4 -

-имеет научное представление о здоровом образе жизни,  владеет

навыками физического самосовершенствования;



-владеет культурой мышления,  знает его общие законы, способен

в  письменной  и  устной речи правильно (логично) оформить его

результаты;



-умеет на  научной  основе  организовать  свой  труд,  владеет

компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактиро-

вания) информации,  применяемыми в сфере его  профессиональной

деятельности;



-способен в  условиях развития науки и изменяющейся социальной

практики к переоценке накопленного опыта,  анализу своих  воз-

можностей, умеет приобретать новые знания, используя современ-

ные информационные образовательные технологии;



-понимает сущность и социальную значимость своей будущей  про-

фессии,  основные проблемы дисциплин,  определяющих конкретную

область его деятельности,  видит их  взаимосвязь  в  целостной

системе знаний;



-способен находить  нестандартные  решения  типовых  задач или

уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требо-

вание  предъявляется  к выпускникам,  получившим диплом высшей

степени);



-способен к проектной деятельности в  профессиональной  сфере,

знает  принципы системного анализа,  умеет строить и использо-

вать модели для описания и прогнозирования различных  явлений,

осуществлять их качественный и количественный анализ;



-способен поставить цель и сформулировать задачи,  связанные с

реализацией профессиональных функций,  умеет использовать  для

их решения методы изученных им наук;



                              - 5 -



-готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком

с методами управления, умеет организовать работу исполнителей,

находить  и принимать управленческие решения в условиях проти-

воречивых требований,  знает  основы  педагогической  деятель-

ности;



-методически и психологически готов к изменению вида и харак-

тера своей  профессиональной  деятельности,  работе  над  меж-

дисциплинарными проектами.







2.2.Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.







2.2.1.Требования по  циклу общих гуманитарных и социально-эко-

номических дисциплин







Бакалавр должен



в области философии, психологии, истории, культурологии, педа-

гогики:



-иметь представление о научных, философских и религиозных кар-

тинах мироздания,  сущности, назначении и смысле жизни челове-

ка,  о  многообразии  форм  человеческого знания,  соотношении

истины и заблуждения,  знания и веры, рационального и иррацио-

нального в человеческой жизнедеятельности,  особенностях функ-

ционирования знания в современном  обществе,  об  эстетических

ценностях,  их  значении  в  творчестве  и повседневной жизни,

уметь ориентироваться в них;



                              - 6 -



-понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки

и  техники  и  связанные  с ними современные социальные и эти-

ческие проблемы,  ценность научной рациональности и ее истори-

ческих типов,  знать структуру, формы и методы научного позна-

ния, их эволюцию;



-быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гума-

нитарного и социально-экономического знания, основными научны-

ми школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитар-

ного знания и приемами работы с ними;



-понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного,  биоло-

гического и социального начал в человеке, отношения человека к

природе  и возникших в современную эпоху технического развития

противоречий и кризиса существования человека в природе;



-знать условия формирования личности,  ее свободы, ответствен-

ности за сохранение жизни,  природы,  культуры,  понимать роль

насилия  и  ненасилия  в  истории   и   человеческом   поведе-

нии,нравственных обязанностей человека по отношению к другим и

самому себе;



-иметь представление о сущности сознания, его взаимотношении с

бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, об-

щении и деятельности людей, формировании личности;



-понимать природу психики,  знать основные психические функции

и  их  физиологические механизмы,соотношение природных и соци-

альных факторов в становлении психики,понимать значение воли и

эмоций,потребностей и мотивов,а также бессознательных механиз-

мов в поведении человека;



-уметь дать психологическую характеристику личности (ее темпе-

рамента,способностей),интерпретацию  собственного психического



                              - 7 -

состояния,владеть простейшими приемами психической саморегуля-

ции;



-понимать соотношение наследственности и социальной среды, ро-

ли и значения национальных и культурно-исторических факторов в

образовании и воспитании;



-знать формы, средства и методы педагогической деятельности;



-владеть элементарными  навыками анализа учебно-воспитательных

ситуаций, определения и решения педагогических задач;



-понимать и уметь объяснить феномен культуры,  ее роль в чело-

веческой  жизнедеятельности,  иметь  представление  о способах

приобретения,  хранения и передачи социального опыта, базисных

ценностей культуры;



-знать формы  и типы культур,  основные культурно-исторические

центры и регионы мира,  закономерности их  функционирования  и

развития,  знать  историю культуры России,  ее место в системе

мировой культуры и цивилизации;



-уметь оценивать достижения культуры на основе знания  истори-

ческого  контекста  их  создания,быть  способным к диалогу как

способу отношения к культуре и обществу,приобрести опыт освое-

ния культуры (республики,края,области);



-иметь научное  представление об основных эпохах в истории че-

ловечества и их хронологии;



-знать основные исторические  факты,  даты,  события  и  имена

исторических деятелей;



-уметь выражать  и  обосновывать  свою  позицию  по  вопросам,

касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;



                              - 8 -







в области социологии, политологии и права:



-иметь научное представление о социологическом подходе к  лич-

ности,  факторах  ее  формирования  в  процессе  социализации,

основных закономерностях и формах регуляции социального  пове-

дения, о природе возникновения социальных общностей и социаль-

ных групп, видах и исходах социальных процессов;



-знать типологию,основные источники возникновения  и  развития

массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий,

факторы социального развития,  типы и структуры социальных ор-

ганизаций и уметь их анализировать;



-владеть основами социологического анализа;



-иметь представление  о  сущности власти и политической жизни,

политических отношениях и процессах, о субъектах политики; по-

нимать  значение и роль политических систем и политических ре-

жимов в жизни общества, о процессах международной политической

жизни,  геополитической  обстановке,  политическом  процессе в

России, ее месте и статусе в современном политическом мире;



-знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологи-

ческие и инструментальные компоненты политологического знания,

знать их роль и функции в  подготовке  и  обосновании  полити-

ческих решений,  в обеспечении личностного вклада в обществен-

но-политическую жизнь;



-знать права и свободы человека и гражданина,  уметь их реали-

зовывать в различных сферах жизнедеятельности;



-знать основы  российской правовой системы и законодательства,



                              - 9 -

организации судебных и иных правоприменительных и правоохрани-

тельных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфе-

ре профессиональной деятельности;



-уметь использовать и составлять нормативные и правовые  доку-

менты, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;







в области филологии:



-свободно владеть  государственным  языком  Российской Федера-

ции-русским языком;



-знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности про-

фессиональную лексику;



-владеть лексическим  минимумом  одного  из иностранных языков

(1200-2000 лексических  единиц)  и  грамматическим  минимумом,

включающим грамматические структуры,  необходимые для обучения

устным и письменным формам общения;



-уметь вести беседу-диалог общего характера и беседу-диалог по

специальности,  соблюдать правила речевого этикета, читать ли-

тературу по специальности без словаря с целью поиска  информа-

ции,  переводить тексты по специальности со словарем,  состав-

лять аннотации,  рефераты и деловые письма на иностранном язы-

ке;







в области физической культуры:



-понимать роль  физической культуры в развитии человека и под-

готовке специалиста;



                             - 10 -



-знать основы физической культуры и здорового образа жизни;



-владеть системой практических умений и навыков,  обеспечиваю-

щих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенство-

вание психофизических способностей и качеств,  самоопределение

в физической культуре;



-приобрести опыт  использования  физкультурно-спортивной  дея-

тельности для достижения жизненных и профессиональных целей.







2.2.2.По циклу  общих  математических   и   естественнонаучных

дисциплин:



Бакалавр должен:



в области

математики и информатики:



-иметь представление о месте и роли математики  в  современном

мире,  мировой культуре и истории;  о математическом мышлении,

индукции и дедукции  в  математике,  принципах  математических

рассуждений и математических доказательств;  логических, топо-

логических и алгебраических структурах на множестве;  о неевк-

лидовых геометрических системах; об основных понятиях дискрет-

ной математики,  теории вероятностей, математической статисти-

ки;  о математическом моделировании; об информации, методах ее

хранения, обработки и передачи; о проблемах искусственного ин-

теллекта,  способах представления знаний и манипулирования ими

(об инженерии знания);  о роли математики и информатики в гу-

манитарных исследованиях;







                             - 11 -



знать и уметь использовать:



-основы математического анализа;  основы алгебры,  геометрии и

дискретной математики;  основы теории дифференциальных уравне-

ний и численных методов; основы теории вероятности и математи-

ческой статистики;  понятие информации,  способы ее хранения и

обработки;  структуру,  принципы работы и основные возможности

ЭВМ;  основные типы алгоритмов; языки программирования и стан-

дартные  программные  обеспечения  своей профессиональной дея-

тельности;







в области концепций современного естествознания:



-иметь представление об основных этапах развития  естествозна-

ния,  особенностях современного естествознания, ньютоновской и

эволюционной парадигмах;  о концепциях пространства и времени;

о принципах симметрии и законах сохранения;  о понятии состоя-

ния в естествознании;  о корпускулярной и континуальной тради-

циях в описании природы; о динамических и статистических зако-

номерностях в естествознании;  о соотношении порядка и  беспо-

рядка в природе, упорядоченности строения физических объектов,

переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и  нао-

борот;  о самоорганизации в живой и неживой природе; об иерар-

хии структурных элементов материи от микро-до макро-и  мегами-

ра;  о взаимодействиях между физическими, химическими и биоло-

гическими процессами;  о специфике живого, принципах воспроиз-

водства и развития живых систем,  их целостности и гомеостазе,

иерархичности,  уровнях организации и функциональной  ассимет-

рии;  о  биологическом  многообразии,  его  роли  в сохранении

устойчивости биосферы и принципах  систематики;  о  физиологи-

ческих основах психологии,  социального поведения,  экологии и

здоровья человека;  о взаимодействии организма и среды,  сооб-



                             - 12 -

ществах  организмов,  экосистемах,  принципах охраны природы и

рационального природопользования;  о месте человека в эволюции

Земли, ноосфере и парадигме единой культуры.







2.2.3.По циклу общепрофессиональных дисциплин направления



Бакалавр должен:



-знать особенности анализа и обобщения экономических, социаль-

ных и организационных показателей,  характеризующих  состояние

производства и управления; знать основы своевременного предви-

дения и учета возникновения позитивных и негативных  тенденций

экономического развития; разработки мероприятий по локализации

и устранению недостатков, определению потребности в изменениях

и нововведениях; владеть методами системного анализа, экономи-

ко-математического моделирования,  исследования операций диск-

ретной математики для постановки и решения экономических задач

с использованием ЭВМ; иметь навыки специфицирования требований

конечных  пользователей  экономических  информационных  систем

(ЭИС),  постановки экономико-математического  моделирования  и

алгоритмизации экономических задач,  разработки информационно-

го,  программного  и  организационно-технического  обеспечения

ЭИС;  знать  современные  методы социально-экономической диаг-

ностики,  идентификации  и  распознавания  образов,  получения

обобщенных характеристик,  агрегирования информации и ее обра-

ботки с помощью ЭВМ; владеть методами прогнозирования развития

социально-экономических и организационных процессов в объектах

управления и оценке их состояния по потенциальным возможностям

экономического,   социального   и  организационного  развития,

составления программ нововведений и разработки плана мероприя-

тий  по  реализации  этих программ;  уметь руководить экономи-

ческими службами и подразделениями,  самостоятельно  принимать

решения  по  вопросам совершенствования экономической работы и



                             - 13 -

организации управления;  уметь осуществлять социально-психоло-

гическое  регулирование в трудовых коллективах,  разрабатывать

программы и планы социального развития.







2.2.4.Требования к циклу специальных дисциплин



Бакалавр должен иметь знания и владеть методами научных иссле-

дований  в  более  узких  направлениях информационных систем в

экономике.



Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра уста-

навливаются  высшим  учебным заведением,  исходя из содержания

цикла специальных дисциплин.







3.Обязательный минимум содержания профессиональной



образовательной программы по направлению 522300-



"Информационные системы в экономике"



_________________________________________________________________



Индекс Наименование дисциплин Всего часов на освоение



       и их  дидактические   единицы<$FДидактические   единицы

представлены в документе разделами,  темами,  понятиями, с по-

мощью которых определяется  основное  содержание  дисциплины.>

учебного материала



_________________________________________________________________





                             - 14 -





ГСЭ.00 Цикл общих гуманитарных и социально- 1690



       экономических дисциплин







ГСЭ.01       Философия:



       Роль

философии в жизни человека и общества;



       исторические типы философии; человек во Вселен-



       ной; философская, религиозная и научная картины



       мира; природа человека и смысл его существова-



       ния; познание, его возможности и границы; знание



       и вера; общество; многообразие культур, цивили-



       заций,

форм социального опыта; человек в мире



       культуры; Запад, Восток, Россия в диалоге куль-



       тур; личность; проблемы свободы и ответствен-



       ности; человек в информационно-техническом мире;



       роль научной рациональности в развитии общества;



       проблемы и перспективы современной цивилизации;



                             - 15 -



       человечество перед лицом глобальных проблем.







ГСЭ.02 Иностранный язык 340



       Закрепление программы средней школы, изучение



       нового лексико-грамматического материала, необ-



       ходимого для общения в наиболее распространенных



       повседневных ситуациях; различные виды речевой



       деятельности и формы речи (устной, письменной,



       монологической или диалогической), овладение



       лексико-грамматическим минимумом; курс рефериро-



       вания и аннотирования научной литературы, курс



       научно-технического перевода и т.п..







ГСЭ.03 Культурология



       История мировой культуры; история культуры России;



       школы, направления и теории в культурологии; охрана



       и использование культурного наследия.





                             - 16 -





ГСЭ.04 История



       Сущность, формы, функции исторического сознания;



       типы цивилизаций в древности; проблема взаимо-



       действия человека и природной среды в древних



       обществах; цивилизация древней Руси; место Сред-



       невековья во всемирно-историческом процессе; Ки-



       евская Русь; тенденции становления цивилизации в



       русских землях; проблема складывания основ нацио-



       нальных государств в Западной Европе; складывание



       Московского государства; Европа в начале Нового



       времени и проблема формирования целостности евро-



       пейской цивилизации; Россия в ХУ-ХУП вв.; ХУШ век



       в европейской и северо-американской истории;



       проблема перехода в "царство разума"; особенности



       российской модернизации в ХУШ в.; духовный мир



       человека на пороге перехода к индустриальному



       обществу; основные тенденции развития всемирной



                             - 17 -



       истории в Х1Х веке; пути развития России; место



       ХХ в. во всемирно-историческом процессе; новый



       уровень исторического синтеза; глобальная исто-



       рия; менталитет человека, его эволюция и особен-



       ности в Западной Европе и России, в других реги-



       онах мира.







ГСЭ.05 Физическая культура 408



       Физическая культура в общекультурной и про-



       фессиональной подготовке студентов; социально-



       биологические основы физической культуры; основы



       здорового образа и стиля жизни; оздоровитель-



       ные системы и спорт (теория,методика,практика);



       профессионально-прикладная физическая подготовка



       студентов.



ГСЭ.06 Право



       Право, личность и общество; структура права и





                             - 18 -

       его действия; конституционная основа правовой



       системы; частное право; сравнительное правове-



       дение.







ГСЭ.07       Социология



       История становления и развития социологии; об-



       щество как социокультурная система; социальные



       общности как источник самодвижения, социальных



       изменений; культура как система ценностей,



       смыслов, образцов действий индивидов; влияние



       культуры на социальные и экономические отноше-



       ния; обратное влияние экономики и социально-по-



       литической жизни на культуру; личность как ак-



       тивный субъект; взаимосвязь личности и общества;



       ролевые теории личности; социальный статус лич-



       ности; социальные связи, действия, взаимо-



       действия между индивидами и группами, групповая



       динамика, социальное поведение, социальный обмен



                             - 19 -



       и сравнение как механизм социальных связей; со-



       циальная структура, социальная стратификация;



       социальные институты, социальная организация;



       гражданское общество и государство; социальный



       контроль; массовое сознание и массовые действия;



       социальные движения; источники социального нап-



       ряжения,

социальные конфликты и логика их разре-



       шения; социальные изменения; глобализация соци-



       альных и культурных процессов в современном ми-



       ре; социально-культурные особенности и проблемы



       развития российского общества; возможные альтер-



       нативы его развития в будущем; методология и ме-



       тоды социологического исследования.







ГСЭ.08 Политология



       Объект, предмет и метод политологии, ее место в



       системе социально-гуманитарных дисциплин; исто-



                             - 20 -



       рия политических учений; теория власти и власт-



       ных отношений; политическая жизнь, ее основные



       характеристики; политическая система, институци-



       ональные аспекты политики; политические отноше-



       ния и процессы; субъекты политики; политическая



       культура; политические идеологии (история разви-



       тия, современное состояние, перспективы); поли-



       тический процесс в России; мировая политика и



       международные отношения; сравнительная поли-



       тология.







ГСЭ.09 Психология и педагогика



       Психология:

объект и предмет психологии; соотно-



       шение субъективной и объективной реальности;



       психика и организм; активность психики (души),



       психика, поведение и деятельность; структура



       субъективной реальности; личность и межличност-



                             - 21 -



       ные отношения; свобода воли; личностная от-



       ветственность; общее и индивидуальное в психике



       человека.



       Педагогика:

предмет педагогики; цели образования



       и воспитания; педагогический идеал и его конк-



       ретно-историческое воплощение; средства и методы



       педагогического воздействия на личность; общие



       принципы дидактики и их реализация в конкретных



       предметных методиках обучения; нравственно-



       психологические и идейные взаимоотношения поко-



       лений; семейное воспитание и семейная педагогика;





       межличностные отношения в коллективе; нравственно-



       психологический образ педагога; мастерство педаго-



       гического общения.







ГСЭ.10 Курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом 324





                             - 22 -

       /факультетом/







ЕН.00 Цикл общих математических и естественнонаучных



       дисциплин 1200







ЕН.01 Математика и информатика 500



       Геометрия Эвклида как первая естественнонаучная



       теория; аксиоматический метод; основные этапы



       становления современной математики; структура со-



       временной математики; основные черты математи-



       ческого мышления; математические доказательства;



       элементы,

множества, отношения, отображения;



       числа; комбинаторика; конечные и бесконечные



       множества; основные структуры на множестве; не-



       эвклидовы геометрии; геометрия микро-и макро-



       мира; основные идеи математического анализа;



       дифференциальные уравнения; общая постановка за-





                             - 23 -

       дачи о принятии решения; математические методы



       в целенаправленной деятельности; математика слу-



       чайного; элементы теории вероятностей; основные



       понятия математической статистики; математические



       методы проверки гипотез; роль математики в гума-



       нитарных науках; основные понятия и методы теории



       информации и кодирования; аппаратные и програм-



       мные средства персональных ЭВМ, предназначенные



       для обработки информации.







ЕН.02 Концепции современного естествознания



       Естественная и гуманитарная культуры; научный



       метод; история естествознания; панорама совре-



       менного естествознания; тенденции развития; принципы



       универсального эволюционизма; путь к единой



       культуре.







ЕН.03 Курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом 300



                             - 24 -







ДН.00 Цикл общепрофессиональных дисциплин 2900



       направления







ДН.01 Экономическая теория



       Предмет экономической науки; введение в экономи-



       ку (основы экономического анализа, основы обме-



       на, функционирование конкурентного рынка, основы



       государственного сектора); основные понятия



       собственности:

экономические и правовые аспекты;



       введение в макроэкономику; деньги, денежное об-



       ращение и денежная политика; национальный доход,



       совокупные расходы, спрос, предложение, ценовой



       уровень, фискальная политика; макроэкономические



       проблемы инфляции и безработицы; основные макро-



       экономические школы; мировая экономика и эконо-



       мический рост; спрос, потребительский выбор, из-



                             - 25 -



       держки и предложение; фирма и формы конкуренции;



       структура бизнеса, регулирование и дерегулирова-



       ние; факторные рынки и распределение доходов;



       экономика сельскохозяйственных и природных



       ресурсов; сравнительные экономические системы.







ДН.02 История экономических учений



       Основные этапы развития экономической науки:



       развитие экономических учений Древнего Востока,



       Античного Мира и Средневековья; эволюция эконо-



       мической мысли в период зарождения рыночной эко-



       номики и предпринимательства (меркантилисты,



       физиократы, английская классическая школа, ранние



       представители социализма и т.д.); формирование



       основных направлений современной экономической



       мысли (маржинализм, неоклассические школы:



       австрийская, лозанская, кембриджская, американ-





                             - 26 -

       ская, институционализм, кейнсианство, марксизм,



       социал-демократизм); история современных (после-



       военных) экономических теорий (господство



       кейнсианства, доминирование неоконсерватизма,



       "государственный социализм"); пути интеграции



       отечественной экономической мысли в мировую.







ДН.03 История экономики.



Сравнительный историко-экономический  анализ  моделей развития

мирового хозяйства:  азиатский способ производства и  античное

рабство;  классическая  модель феодальной экономики (Франция),

особенности феодального хозяйства (Англия,  Германия,  Россия,

Япония); генезис капиталистической экономики в странах первого

эшелона (Голландия,  Англия, Франция, США), реформистский путь

перехода к рыночной экономике (Германия, Россия), промышленный

капитализм в Японии (патерналистская модель); основные тенден-

ции в развитии мирового капиталистического хозяйства на рубеже

XIX и XX вв.,  особенности монополизации экономики по странам;

становление  различных систем регулируемого капитализма;  воз-

никновение,  развитие,  кризис  хозяйственной  системы   госу-

дарственного  социализма  в  СССР  и странах Восточной Европы;

сдвиги в структуре экономики ведущих  капиталистических  госу-

дарств под воздействием НТР; различные модели смешанной эконо-

мики;  технологическая революция второй половины 70-х г.г.  XX

в. и основные направления перестройки мирового хозяйства.







                             - 27 -



ДН.04 Статистика



       Предмет, метод и задачи статистики; источники



       статистической информации; группировка и сводка



       материалов статистических наблюдений; абсолютные



       и относительные величины; средние величины; ряды



       динамики; индексы; статистика продукции; ста-



       тистика численности работников и использования



       рабочего времени; статистика производительности



       труда;

статистика заработной платы; статистика



       основных фондов; статистика научно-технического



       прогресса; статистика себестоимости продукции.







ДН.05 Бухучет



       Сущность бухгалтерского учета; учет денежных



       средств и расчетов; учет производственных за-



       пасов; учет основных средств и нематериальных



       активов; учет капитальных и финансовых вложений;



                             - 28 -



       учет готовой продукции и ее реализации; учет



       фондов, резервов и займов; учет и анализ фи-



       нансовых результатов и использования прибыли;



       финансовая отчетность; принципы производственно-



       го учета.







ДН.06 Финансы, денежное обращение и кредит



       Сущность и роль финансов и кредита; госу-



       дарственный бюджет; формирование и использование



       денежных накоплений предприятий; основные прин-



       ципы финансирования и кредитования капитальных



       вложений; оборотные средства предприятий, систе-



       ма их финансирования и кредитования; безналичные



       расчеты между предприятиями; краткосрочный кре-



       дит

в хозяйственном механизме управления предп-



       риятием; финансовая работа и финансовое планиро-



       вание в системе управления предприятием; роль



                             - 29 -



       финансов и кредита в развитии внешнеэкономи-



       ческой деятельности предприятий.







ДН.07 Менеджмент



       Менеджмент:

вид деятельности и система управле-



       ния; развитие менеджмента в прошлом и настоящем;



       методологические основы менеджмента; инфраструк-



       тура менеджмента; социофакторы и этика менедж-



       мента; интеграционные процессы в менеджменте;



       моделирование ситуаций и разработка решений;



       природа и состав функций менеджмента; стратеги-



       ческие и тактические планы в системе менеджмен-



       та; организационные отношения в системе менедж-



       мента; формы организации системы менеджмента;



       мотивация деятельности в менеджменте; регулиро-



       вание и контроль в системе менеджмента; динамика



       групп и лидерство в системе менеджмента; управ-



                             - 30 -



       ление человеком и управление группой; руко-



       водство:

власть и партнерство; стиль менеджмента



       и имидж (образ) менеджера; конфликтность в ме-



       неджменте; факторы и тенденции эффективности



       менджмента.







ДН.08 Экономика и социология труда



       Труд как общественно полезная деятельность; ры-



       нок труда в системе рыночного хозяйства; трудо-



       вые ресурсы, человек труда и занятость; произво-



       дительность

и эффективность труда; организация



       трудовых процессов; нормирование и условия тру-



       да; доходы и оплата труда; социальное развитие и



       уровень жизни; управление трудом в системе ры-



       ночных отношений.









                             - 31 -

ДН.09 Мировая экономика



       Международное движение товаров, услуг и факторов



       производства;

государственная политика в области



       внешней торговли и международного движения фак-



       торов; современные тенденции изменения конкурен-



       тоспособности; формы международной кооперации и



       перелива капиталов, международных экономических



       объединений; основы международной торговли, оце-



       нка последствий внешнеторгового обмена, выгоды



       торговли; теория факторов Хекшера-Олина, пара-



       докс Леонтьева, современная трактовка влияния



       факторов производства на структуру внешней тор-



       говли, изменения структуры факторов, теорема



       Рыбчинского, влияние технического прогресса,



       цикла жизни товара на структуру внешней торговли;



       традиционные

и нетрадиционные ограничения,



       эффект введения таможенных пошлин, их влияние на



                             - 32 -



       доходы производителей, покупателей и государства;



       протекционистская политика, практика введения



       импортных квот, тарифные ограничения, "добро-



       вольные" экспортные ограничения, экспортные суб-



       сидии, "новый" протекционизм, роль торговых сою-



       зов, зон свободной торговли, ЕЭС, североамери-



       канская зона свободной торговли; валютный курс



       и платежный баланс, спрос и предложение валют,



       валютные рынки, эволюция международной валютной



       системы, торговый баланс; международное движение



       капитала и рабочей силы; международное кредито-



       вание; кризис внешней задолженности; прямые



       инвестиции и транс-национальные корпорации;



       влияние миграции на благосостояние; проблема



       "утечки умов".







ДН.10 Маркетинг





                             - 33 -

       Роль маркетинга в экономическом развитии страны;



       товар в маркетинговой деятельности; комплексное



       исследование товарного рынка; сегментация рынка;



       формирование

товарной политики и рыночной стра-



       тегии; разработка ценовой политики; формирование



       спроса и стимулирование сбыта; организация дея-



       тельности маркетинговой службы.







ДН.11 Вычислительные машины, сети и системы телеком-



       муникаций



Основы построения и функционирования вычислительных машин: об-

щие принципы построения и архитектуры ЭВМ, информационно-логи-

ческие  основы ЭВМ,  их функциональная и структурная организа-

ция, память ЭВМ, процессоры, каналы и интерфейсы ввода-вывода,

периферийные устройства,  режимы работы, программное обеспече-

ние;  архитектурные особенности и организация функционирования

ЭВМ  различных классов;  многомашинные и многопроцессорные вы-

числительные системы: типовые структуры, программное обеспече-

ние, режимы работы, функционирование; классификация и архитек-

тура вычислительных сетей; техническое, информационное и прог-

раммное обеспечение сетей;  структура и организация функциони-

рования сетей-глобальных,  региональных,  локальных, спутнико-

вых;  структура и характеристики систем телекоммуникаций; ком-

мутация и маршрутизация в телекоммуникационных системах (ТКС);



                             - 34 -

цифровые сети связи; электронная почта; эффективность функцио-

нирования вычислительных машин,  сетей и ТКС и пути ее повыше-

ния; перспективы развития ЭВМ, сетей и ТКС.







ДН.12 Информационные технологии в экономике



Введение в  информационные технологии (ИТ);  классификация ин-

формационных технологий;  графическое представление ИТ;  прое-

кетная документация; межждународные стандарты; типовые ИТ сбо-

ра, передачи, обработки и выдачи информации в централизованных

системах обработки данных;  методы контроля достоверности дан-

ных; методика выбора ИТ сбора, передачи и регистрации информа-

ции на машинных носителях;  ИТ на основе систем штрихового ко-

дирования,  на основе устройств  речевого,  тактильного  ввода

данных и оптического считывания; технология внутримашинной об-

работки данных в пакетном режиме работы ЭВМ; критерии построе-

ния  оптимальной  внутримашинной  технологии  обработки данных

(ВТОД);  факторы, влияющие на проектирование ИТ; методика про-

ектирования оптимальной ВТОД;  технология внутримашинной обра-

ботки данных в диалоговом режиме;  графические средства проек-

тирования ВТОД в диалоге; проектирование пользовательского ин-

терфейса в диалоговых системах; выбор инструментальных средств

разработки  ИТ на ПЭВМ;  ИТ на основе сетей общего назначения,

на основе локальных вычислительных сетей;  области применения,

основные функции, эффективность; основные задачи и пути их ре-

шения при организации распределенных баз данных, защита данных

от несанкционированного доступа, организация словарей-справоч-

ников, функции администратора ИТ.







ДН.13 Теория экономических информационных систем





                             - 35 -

Основные понятия экономических  информационных  систем  (ЭИС);

информационные системы в общем виде, компоненты ЭИС, детализа-

ция представлений ЭИС, жизненный цикл ЭИС; единицы информации:



классификация и основные свойства единиц информации,  экономи-

ческий показатель; модели данных:



классификация моделей данных,  нормализация отношений, сетевая

и иерархическая модели данных;  модели алгоритмов; моделирова-

ние предметной области и ЭИС: семантические модели данных, ба-

зы знаний, параметризация ЭИС.



ДН.14 Базы данных и знаний



Введение в банки данных (БД);  жизненный цикл БД; уровни моде-

лей  и этапы проектирования БД;  инфологическое моделирование;

выбор системы управления базами данных (СУБД);  даталогическое

моделирование; проектирование на физическом уровне; средства и

методы проектирования БД; реляционные СУБД; СУБД, поддерживаю-

щие базы данных на инвертированных файлах; ограничения целост-

ности;  организация процессов обработки данных в БД;  языковые

средства современных СУБД; табличные языки запросов; язык SQL;

гипертекстовые системы;  объектноориентированные БД; распреде-

ленные БД;  коммерческие БД; базы знаний; методы представления

знания;  интеллектуальные информационные системы  (ИИС)  и  их

составные части; проектирование ИИС.







ДН.15 Основы алгоритмизации и языки программироования



Введение, вычислительные  процессы,  алгоритмизация  процессов

обработки данных; языки программирования и их назначение; сре-

да программирования Турбо-Паскаль; представление данных в язы-

ке программирования;  выражения, встроенные функции и процеду-



                             - 36 -

ры;  описание  базовых  структур;  программирование линейных и

ветвящихся вычислительных процессов;  программирование  цикли-

ческих  процессов;  процедуры и их использование в программах;

организация ввода-вывода данных; программирование построения и

вывода табличных форм; работы с файлами; динамические перемен-

ные и указатели;  методы проектирования  программ  в  диалоге;

система управления реляционной базы данных dBASE; программиро-

вание в среде СУБД dBASE; создание модульных программ, элемен-

ты  теории модульного программирования,  технология разработки

программ; отладка и тестирование программ; новые направления в

области создания языков программирования.







ДН.16 Разработка и применение пакетов прикладных



программ в экономике



Определение курса; программное обеспечение, его классификация;

основные качественные и  экономические  критерии  программного

обеспечения  применительно  к разработке и использованию прог-

раммного обеспечения;  жизненный  цикл  программного  изделия,

стадии  разработки;  управление разработкой программного изде-

лия; маркетинг программного изделия; теоретические основы про-

ектирования пакетов прикладных программ (ППП);  проектирование

управляющих модулей ППП; проектирование обослуживающих модулей

ППП; пакеты прикладных программ, реализующие типовые процедуры

обработки экономической информации на персональных ЭВМ; пакеты

прикладных программ по экономико-математическим методам; паке-

ты программ статистического анализа данных и  прогнозирования;

классификация  и  особенности применения текстовых и табличных

процессоров, графических пакетов, интегрированных пакетов.









                             - 37 -

ДН.17 Проектирование информационных систем



в экономике



Теоретические основы проектирования автоматизированных  эконо-

мических информационных систем (АЭИС); технология оригинально-

го проектирования АЭИС;  содержание работ на стадии исследова-

ния и обоснования создания АЭИС; проектирование функциональной

части АЭИС;  проектирование информационных технологий;  совер-

шенствование  технологий  оригинального  проектирования  АЭИС;

технология прототипного проектирования АЭИС;  особенности про-

ектирования отдельных классов АЭИС; технологии индустриального

проектирования АЭИС;  управление проектированием АЭИС; органи-

зация  процесса  проектирования АЭИС;  планирование и контроль

проектных работ; организационные формы управления проектирова-

нием АЭИС.







ДН.18 Теория оптимального управления экономическими



системами



Основы моделирования управленческих решений в экономике; опти-

мизационные модели экономической динамики;  математическая мо-

дель оптимальных управляемых процессов,  необходимые математи-

ческие понятия,  общие постановки задачи оптимального управле-

ния  для непрерывных и дискретных процессов,  их сравнительный

анализ; достаточные условия оптимальности; теоремы о достаточ-

ных  условиях  оптимальности для непрерывных и дискретных про-

цессов;  обобщенная теорема о достаточных  условиях  оптималь-

ности;  непосредственное  применение достаточных условий опти-

мальности к решению задач оптимального управления; оптимальное

развитие  экономики в рамках однопродуктовой макромодели;  ма-

гистральное решение; метод Лагранжа-Понтрягина для непрерывных



                             - 38 -

процессов, вывод уравнений метода; метод Лагранжа для многоша-

говых  процессов,  уравнения  метода;  применение  необходимых

условий оптимальности для решений экономических задач; числен-

ное решение задач календарного планирования  поставки  продук-

ции;   метод  динамического  программирования  Гамильтона-Яко-

би-Беллмана; уравнение метода; оптимизация распределения капи-

тальных  вложений  между  предприятиями  методом динамического

программирования.







ДН.19 Основы бизнеса



Предпринимательская фирма;  типы конкурентного  соперничества;

страхование предпринимательских рисков; налогообложение юриди-

ческих лиц; предприниматель и банк; товарные и фондовые биржи;

хозяйственное законодательство; этика и психология бизнеса.







ДН.20 Моделирование экономических процессов



Экономика как  объект  математического  моделирования;  макрои

микроподходы  в  отношении  экономических   объектов;   произ-

водственные функции (ПФ);  принципы построения экономико-мате-

матических моделей (ЭММ); основные типы ЭММ; межотраслевой ба-

ланс (МОБ); однопродуктовая модель экономического роста; опти-

мизационная  однопродуктовая  модель  экономической  динамики;

многопродуктовая динамическая модель;  оптимизационная многоп-

родуктовая динамическая модель;  магистральный режим; имитаци-

онные модели в экономике;  использование ЭММ в практике приня-

тия управленческих и прогностических решений;  отличие условий

применения моделей в экономике от условий их применения в тех-

нике и естествознании;  компьютерные технологии в решении эко-

номических задач.



                             - 39 -







ДН.21 Курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом



       (факультетом) 1058







СД.00 Цикл дисциплин специализации 806







ДП Дополнительные виды подготовки (военная подготовка,

   гражданская оборона и др.)    510







Ф Факультативы 130







       Всего на теоретическое обучение



       (134 недели

* 54 час.)       7236







П.00 Практики 12 недель







       Итоговая государственная аттестация:





                             - 40 -

       Государственный квалификационный



       экзамен 2 недели



       Настоящий вариант программы составлен



        на основе следующих данных:







       Теоретическое обучение 134 недели



       Практики 12 недель



       Экзаменационные сессии 30 недель



       Каникулы        24

недели



       Отпуск после окончания вуза 4 недели



       _______________________________________________________







              Итого: 204 недели



Примечание:







1.Вуз (факультет) имеет право:









                             - 41 -

1.1.Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного мате-

риала: для циклов дисциплин-в пределах 5%, для дисциплин, вхо-

дящих в цикл,-в пределах 10%  без превышения указанного в дан-

ной программе максимального объема недельной нагрузки студента

и при сохранении минимального содержания дисциплин



1.2.Устанавливать объ„м  часов по дисциплинам циклов общих гу-

манитарных и социально-экономических дисциплин  (кроме  иност-

ранного  языка и физической культуры),  общих математических и

естественнонаучных дисциплин  при  условии  сохранения  общего

объема  часов  данного  цикла и реализации минимума содержания

дисциплин, указанного в графе 2.



1.3.Осуществлять преподавание общих  гуманитарных  и  социаль-

но-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов

и разнообразных видов коллективных  и  индивидуальных  практи-

ческих занятий, заданий и семинаров по программам (разработан-

ным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этни-

ческую,  профессиональную специфику, также и научно-исследова-

тельские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифи-

цированное освещение тематики дисциплин.



1.4.Устанавливать необходимую  глубину усвоения отдельных раз-

делов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных

и  социально-экономических  дисциплин,  общих математических и

естественнонаучных дисциплин , в зависимости от профиля данно-

го направления.







2.Максимальный объем  учебной  нагрузки студента,  включая все

виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы,  не должен

превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных за-

нятий студента не должен превышать  за  период  теоретического

обучения  в  среднем  27 часов в неделю.  При этом в указанный



                             - 42 -

объем не входят обязательные  практические  занятия  по  физи-

ческой культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общее

число каникулярного времени в учебный  год  должно  составлять

7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.







3.Факультативные дисциплины  предусматриваются  учебным планом

вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.







4.Курсовые работы (проекты) рассматриваются  как  вид  учебной

работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых

на ее изучение.



5.Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональ-

ную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом

(факультетом) могут быть предложены различные  варианты  этого

цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вари-

натов цикла, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен

включать курсы по выбору студента.







6.Квалификация "Учитель  (преподаватель)" может быть присвоена

бакалавру при выполнении им  требований,  предъявляемых  госу-

дарственным  стандартом  для  этой профессии,  с выдачей соот-

ветствующего диплома.







7.Государственная итоговая  квалификационная  аттестация  осу-

ществляется  согласно  п.5.3 Государственного образовательного

стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие тре-



                             - 43 -

бования". Формы и содержание государственной итоговой квалифи-

кационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль  вы-

полнения требований к уровню подготовки лиц,  завершивших обу-

чение.







Составители:







       Учебно-методическое объединение по  образованию  в  об-

ласти



       информационных систем в экономике







       Научно-методический совет Госкомвуза России по экономи-

ке







       Экспертный совет  по  циклу  общих  естественнонаучных

дисциплин



       Госкомвуза России







Главное управление образовательно-профессиональных



программ и технологий



              Ю.Г.Татур



                             - 44 -







Управление гуманитарного образования



              В.В.Сериков



              Ф.Ф.Стерликов





 

 
 
На главную Наверх
  О проекте   |   Редакция   |   Напишите нам   |   Правовая информация    |  Разработчикам сайтов   |  Рекламодателям
Персонализация
 
Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
Rambler's Top100 яндекс.ћетрика
Яндекс цитирования