Российское образование
Абитуриент | Каталог | Вузы | Карты
Тесты | Стандарты | Документы | Глоссарий
Новости | Мероприятия | Регистрация
Дистанционное обучение | Учебно-методическая библиотека

“Согласовано” “Утверждаю”

Министерство образования Российской Федерации

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных программ

и стандартов

профессионального образования

 

___________________ Л. С. Гребнев

  «10» сентября 2001 г.

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ДПП. 04 ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ

ОПИСАНИЕ  языкА

 

 

 

 

Рекомендуется Министерством образования Российской Федерации

для направления подготовки

 

540300 ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2000

ДИСЦИПЛИНА “ ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ  ОПИСАНИЕ  ЯЗЫКА”

 

 

Направление: 540300 Филологическое образование.

Профиль: 540307  Русский язык неродной и литература.

Курс: 3-4

Форма обучения:  очная

Семестр: 6-8

Количество часов на дисциплину: 208

Количество аудиторных часов на дисциплину: 96,

из них лекций - 38, практических занятий- 58

 

 

Цель дисциплины: формирование знаний и практических навыков, связанных с особым видением языковых явлений русского языка как неродного, а также навыков отбора и рассмотрения языковых фактов с позиции их функционально-коммуникативной ценности.

Задачи дисциплины:

-       научить  анализировать и теоретически осмысливать языковые явления русского языка, исходя из коммуникативно-функционального подхода;

-       научить использовать основные теоретические и практические положения дисциплины в обучении русскому языку;

-       сформировать навыки функционально-коммуникативного анализа языковых единиц.

 

Принципы отбора содержания и учебного материала

 

Отбор учебного материала обусловлен ведущими принципами обучения студентов по образовательной программе подготовки бакалавра, что предполагает опору на практико-ориентированный подход в обучении,  направленный на реализацию методологической взаимосвязи теоретических знаний  и практические навыки их применения.

Содержание дисциплины распределяется между лекциями, практическими занятиями и самостоятельной работой студентов на основе принципа дополнительности. Программа скоординирована с программой дисциплины “Современный русский язык”.


Текущий контроль качества усвоения знаний

 

Текущий контроль качества проводится путем оценки выполнения заданий на семинарских занятиях. Задания представляют собой совокупность задач, отражающих  основные требования   Государственного образовательного стандарта и  данной учебной дисциплины. Кроме заданий, позволяющих провести текущую аттестацию качества усвоения знаний, предлагается использование разнообразных методик диагностики профессионального продвижения студента при изучении лингвистических дисциплин.

 

Итоговая аттестация

 

Итоговая аттестация предполагает экзамен, на котором определяется степень осмысления теоретического материала; сформированность умений описывать, объяснять, прогнозировать языковые и речевые явления; знание научно- и учебно-методической литературы.

 

Основное содержание

 

Функциональная фонетика

1. Устройство произносительного аппарата. Отличия гласных звуков от со-гласных. Классификации гласных и согласных. Основные типы фонем языков мира. Акустические характеристики звуков речи. Связь артикуляторных и акустических характеристик (на примере гласных).

2. Слоговая структура односложных слов

Основные теории слогоделения. Ударение. Редукция гласных. Акцентно сильные и слабые морфемы, морфемы-индикаторы в русском языке.

3. Русская интонационная система при обучении произношению Артикуляторно-акустические характеристики интонации: тон, длительность, напряженность, тембр гласного центра интонационной конструкции; составные части ИК . Ритмика предложений в связи с перемещением центра ИК. Функции интонации в речи. Интонация выделения и экспрессии.

4. Понятие “синтагмы”

Синтагматическое членение русской речи в связи с обучением иностранцев чтению текстов и разговору, основное и дополнительное членение. Завершённость и незавершённость синтагмы. Факторы, лежащие в основе синтагматического членения.

5. Строение и употребление в речи интонационных конструкций. Характеристики особенностей основных типов ИК в русском языке.

6. Функционально-коммуникативные особенности спонтанной устной речи.

Функциональная морфология.

7. Место и роль морфологии в системе русского языка как неродного

Соотношение традиционной (описательной) и функциональной морфологии. Функционально-коммуникативное описание русского языка как неродного в учебных целях.

8. Предложно-падежная система русского языка Образование падежных форм. Твёрдые и мягкие типы склонения. Варианты падежных окончаний. Значение падежей и структура отображения ситуации. Беспредложно- и предложно-падежные формы. Функции падежей в предложении. 

9. Местоимения и местоименные слова: семантический и функциональный принципы деления местоимений на разряды

 Особенности значения и употребления. Синтаксические функции в структуре предложения.

10. Прилагательные

Особенности функционирования и специфика презентации класса прилагательных в иностранной аудитории: понятие о родовых окончаниях и типах склонения; специфика склонений прилагательных на - г, - к, - х  и некоторых притяжательных прилагательных; особенности образования и функционирования краткой и полной форм качественных прилагательных; относительные прилагательные и их функционально-семантические особенности.

11. Специфика наречий как неизменяемого класса слов: отсутствие морфологических категорий словоизменения, аналитический принцип вхождения в структуру предложения и др. Позиция в структуре предложения.

12. Русские числительные в сопоставлении с др. языками: особенности выделения разрядов числительных, функциональная характеристика числительных.

13. Основные категории русского глагола в сопоставлении с другими языками: особенности форм инфинитива, категория вида, система времён, категория лица, числа и др.

14. Видо-временная система русского глагола

Системные и несистемные случаи формообразования. Функционирование видо-временных форм: способы глагольного действия; особенности функционирования в простом и сложном предложениях; употребление видов глагола в императиве (в т.ч. с отрицанием).

15.  Глаголы с частицей - СЯ / СЬ: значение и особенности функционирования (например, в конструкции с Д.п. - Мне не спится). Конверсные конструкции. Глаголы, не употребляющиеся без - СЯ.

16. Глаголы движения как особая группа - значение и функционирование

Глаголы движения без приставок в наст., прош., будущем времени.

17. Глаголы движения с приставками: значение и функционирование. Глаголы движения с приставками и категория вида. Значение и функционирование глаголов движения в переносном значении.

 

Функциональная лексикология

18. Функциональная лексикология и преподавание русского языка как иностранного. Лексика как аспект обучения. Некоторые проблемы и принципы обучения лексике. Способы семантизации лексики. Лексико-семантическая группа (ЛСГ) как одна из основных единиц описания при обучении РКИ. Отбор и минимизация лексики.         

19. Функционально-коммуникативные особенности русской разговорной речи

Функциональный синтаксис

20. Функционально-коммуникативный синтаксис. Национальная специфика синтаксического строя языка. Порядок слов в русском предложении. Простое предложение: основные способы выражения субъектно-предикатных отношений (в личном, безличном, неопределенно-личном предложениях). Типология синтаксических трансформаций в связи с решением коммуникативных задач. Общая характеристика сложного предложения.

21. Реализация синтаксических конструкций в разговорной речи: эллипсис; средства синтаксической связи; порядок слов и др.

 

Организация самостоятельной работы

 

Организация самостоятельной работы предполагает реферирование научно-методической литературы; доклады - аннотации, обзоры прочитанной литературы; подготовку сообщений и докладов; подготовку макетов и проектов наглядных пособий, схем и таблиц.

 

 

 

Основные понятия

 

Фонологическая система, позиционное варьирование гласных и согласных фонем, качественная и количественная редукция, объемы фонологических систем на основе интерференции; артикуляционно-аккустическая характеристика интонации, строение и употребление ИК, синтагма и синтагматическое членение, функции интонации, традиционная и функциональная грамматика, типы значений грамматической формы; характеристика частей речи как типов языкового представления денотативного содержания (предложно-падежная система, местоимения и местоименные слова, глагольная система и т. д.); функциональная лексикология (системные связи лексики, лексические и  грамматические связи слов; экстралингвистические связи лексики; ЛСГ; лексические минимумы; лексический состав русского языка и функциональные стили); функциональный синтаксис (актуальное членение синтаксических единиц, типология ситаксических единиц).

 

 

Рекомендуемая литература

 

Функциональная фонетика

 

Вербицкая Л.А., Игнаткина Л.В. Практическая фонетика русского языка для иностранных учащихся. – СПб.,1993.

Брызгунова И.К. Интонация // Русская грамматика в 4-х томах. - М.,1982. Т.1.

Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М.,1987. Гл.4.

Любимова Н.А., Егорова И.П., Федотова Н.А. Фонетика в практическом курсе русского языка как иностранного. – СПб.,1993. 

Русская разговорная  речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. - М.,1983.

Сафронова Е.Г. Русская интонация. - Спб.,1992.

Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. - Л.,1982. Гл.2 П.1.

Фёдорова Н.А. Фонетические особенности русской разговорной речи. - Л..1987.

 

 

 

Функциональная грамматика

 

Барыкина А.Н., Добровольская В.В., Мерзон С.Н. Изучение глагольных приставок. - М.,1987.

Бондарко А.В. Функциональная грамматика. - М.,1999.

Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка как иностранного. - М.,1987.

Методика преподавания грамматики русского языка иностранным учащимся. - Л.,1989.

Муравьёва Л.С. Глаголы движения в русском языке. - М.,1994.

Рожкова Г.И.. Очерки практической грамматики русского языка. 2-е изд. исправл., - М.,1987.

Обучение русскому языку. Начальный этап. Под ред. Химика В.В., Карташевой И.А. – СПб.,1997.

Языковая системность при коммуникативном обучении. - М.,1988.

 

Функциональная лексика

 

Андрюшина Н.П. Лексические минимумы в системе тестирования по русскому языку как иностранному // Преподаватель, 1998, №4.

Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). - М.,1989.

Методика обучения русскому языку как иностранному. Под ред. Лысаковой И.П. - Спб.,2000.

Суслова Л.Ф. Основы заучивания иноязычной лексики: Методическое пособие. - Владимир, 1980.

 

Функциональный синтаксис

 

Володина Г.И. Описание семантических классов предложений в целях преподавания русского языка как неродного. - М.,1989.

Володина Г.И.. Простое предложение в практической грамматике русского языка. - М..1991.

Золотова Г.И. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М.,1982.

Изаренков Д.И. Бессоюзное сложное предложение (Система языка и обучение иностранцев русской речи). - М.,1990.

Хавронина С.А., Крылова О.А. Обучение иностранцев порядку слов в русском языке. - М..1990.

 

Авторы-составители примерной программы дисциплины “Функционально-коммуникативное описание русского языка” О.Г. Розова, кандидат филологических наук, доцент; Т.Н. Матвеева, кандидат филологических наук, доцент.

 

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540300 Филологическое образование.

Программа обсуждена и одобрена на заседании Учебно-методического совета по направлению 540300 Филологическое образование Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол № 14 от 13 ноября 2000 г.).

 

 

Председатель совета УМО по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена

 

 

 

____________ Г.А. Бордовский

Председатель Учебно-методичес­кого совета по направлению 540300

Филологическое образование

 

 

____________ Н.Л. Шубина

 

 

 

 
 
На главную Наверх
  О проекте  |  Редакция  |  Напишите нам  |  Правовая информация    |  Разработчикам сайтов   |  Рекламодателям
Персонализация
 
Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
Rambler's Top100
Яндекс цитирования