Российское образование
Абитуриент | Каталог | Вузы | Карты
Тесты | Стандарты | Документы | Глоссарий
Новости | Мероприятия | Регистрация
Дистанционное обучение | Учебно-методическая библиотека

Вид учебной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Учебно-методическое объединение вузов по образованию в области

 железнодорожного транспорта и транспортного строительства (УМО-ж.д.)

Учебно-методический кабинет МПС

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

кадров и учебных заведений

МПС России

 

________________ Н.М. Бурносов

“___”______________ 2002 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных программ и

стандартов профессионального

образования Минобразования России

____________________ В.Н. Кружалин

“___”________________ 2002 г.

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Железнодорожные станции и узлы

Рекомендуется Министерством образования Российской федерации и Департаментом кадров и учебных заведений МПС России

для специальности высшего профессионального образования

240100 Организация перевозок и управление на транспорте

 (железнодорожный транспорт)

по направлению подготовки дипломированного специалиста

653400 Организация перевозок и управление на транспорте

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. руководителя Департамента управления перевозками МПС России

___________________________ Ф.И.О.

“___”_______________ 200   г.

 

 

 

Москва  200
Программу составили (Ф.И.О., учёное звание, вуз):

В.А. Бураков, профессор, МИИТ

В.Г. Шубко, д.т.н., профессор, МИИТ

 

Рецензенты (Ф.И.О., учёное звание):

1.   Департамент МПС зам. начальника технического отдела департамента управления перевозками  Аветикян М.А.

2.   Ведущий вуз проректор РГОТУПСа, д.т.н., профессор Апатцев В.И.

3.   Ведущий специалист начальник службы технической политики Московской железной дороги Щёлоков А.И.

 

 

Ответственный за выпуск В.Г. Шубко

Редактор

Корректор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Учебно-методическое объединение вузов по образованию в области

железнодорожного транспорта и транспортного строительства

© Коллектив авторов

© Учебно-методический кабинет МПС России
Цели и задачи дисциплины

1.     Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучив дисциплину, студент должен:

1.1.Знать и уметь использовать:

-         комплексное проектирование основных схем и конструкций отдельных элементов станций и узлов, взаимного расположения устройств и методы их расчета с применением компьютерной техники (САПР); техническое оснащение, включая разработку технологических процессов работы станций и узлов, системы сервисного обслуживания пассажиров и клиентуры и комплексной автоматизации и механизации основных станционных процессов в увязке с организацией работы железнодорожного и других видов транспорта, а также с планировкой населенных пунктов, размещением промышленных районов и других факторов;

-         технико-экономические расчеты по выбору наиболее эффективных решений в новых рыночных условиях по конструкциям схем станций и их отдельных элементов, развитию и эксплуатации станций и узлов на основе использования новой техники и технологии работы, комплексной механизации и автоматизации трудоемких и опасных станционных производственных процессов, обеспечения безопасности движения поездов, маневровой работы, охраны труда и окружающей среды.

 

1.2. Владеть:

-         разработки технологических процессов проектируемых и реконструируемых станций и узлов;

-         разработки и составления схем разъездов, обгонных пунктов, станций (промежуточных, участковых, сортировочных, пассажирских, грузовых);

-         выполнения необходимых расчетов, включая применение ЭВМ, основных элементов проектирования станций и узлов;

-         масштабной накладки основных элементов проектируемых и реконструируемых станций и узлов;

-         проектирования и расчета, включая применение ЭВМ, сортировочных устройств;

-         проектирования устройств пограничных станций;

-         проектирования устройств локомотивного и вагонного хозяйств;

-         расчета основных параметров устройств станций;

-         разработки и составления схем железнодорожных и транспортных узлов;

-         выполнения технико-экономических расчетов, включая применение ЭВМ, по выбору вариантов конструкций отдельных элементов и в целом станций и узлов с учетом современных и перспективных технических систем и технологий и обеспечения надежности устройств, безопасности движения, экологии, охраны труда. 

 

2.     Объём дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость дисциплины

281

 

 

 

Аудиторные занятия:

 

 

 

 

- лекции

92

6

7

8

- практические занятия

78

6

7

8

- лабораторные работы

 

 

 

 

Индивидуальные занятия

37

 

 

 

Самостоятельная работа:

74

 

 

 

- расчётно-графическая работа

 

 

 

 

- курсовая работа

 

6

 

 

- курсовой проект

 

 

7

8

Вид итогового контроля

 

экзамен

экзамен

экзамен

 

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практич. зан. или семинары

1

Классификация раздельных пунктов железных дорог

*

*

2

Разъезды и обгонные пункты. Промежуточные станции

*

*

3

Участковые станции. Пассажирские, грузовые и сортировочные устройства участковых станций. Сооружения и устройства локомотивного и вагонного хозяйства, электротяги, энергоснабжения, автоматики, телемеханики и связи, водоснабжения, материальных складов на участковых станциях, проектирование участковых станций

*

*

4

Путевое развитие, устройства, сооружения, работа и проектирование сортировочных станций

*

*

5

Путевое развитие, устройства, сооружения, работа и проектирование пассажирских станций

*

*


 

6

Грузовые станции: общего пользования, обслуживающие подъездные пути, перегрузочные, портовые, специализированные

*

*

7

Железнодорожные и транспортные узлы: развязки подходов железнодорожных путей в узлах, обходы узлов, железнодорожные узлы промышленные и крупных городов, проблемы развития транспортных узлов

*

*

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

 

1. Классификация раздельных пунктов железных дорог. Разъезды и обгонные пункты

 

Классификация раздельных пунктов и общая характеристика отдельных типов станций. Общее понятие о железнодорожном узле. Общее понятие о железнодорожном узле. Краткая характеристика комплекса устройств, размещённых на станциях и узлах.

Станционные пути, их классификация. Габариты и расстояния между осями смежных путей. Установка в междупутьях опор контактной сети,  сигналов, пассажирских платформ. Соединения путей. Основные виды стрелочных переводов, условия применения их при проектировании станций. Особенности новейших конструкций отечественных и зарубежных стрелочных переводов.

Взаимное расположение стрелочных переводов при проектировании станций и расчёт минимальных расстояний между ними. Условия укладки стрелочных соединений на главных путях при скоростном движении пассажирских поездов. Соединения двух параллельных путей. Примыкание (разветвление)  путей. Съезды между параллельными путями: простые, сокращённые и перекрёстные; методы их расчёта и основные размеры.

Виды стрелочных улиц и горловин; их расчёты, сравнительная характеристика и применение в различных условиях с технико-экономическим обоснованием. Расчёты параллельного смещения путей. Сплетение и совмещение путей. Принцип автоматизации расчётов соединения путей, координат элементов станций (в сложных случаях) с применением ЭВМ.

Определение расстояния от центра перевода до предельных столбиков и выходных сигналов в основных случаях. Полная и полезная длина станционных путей. Парки путей, их назначение и основные формы. Основные понятия о горловинах станции. Нумерация главных станционных путей и стрелочных переводов.

Основные технические нормы проектирования раздельных пунктов. Основные технические документы, определяющие категории линий, технические нормы и требования к проектированию станций и узлов.

Общие требования к расположению станционных путей в профиле с учётом тяги и безопасности движения поездов. Основные случаи размещения станционных площадок. Расположение станционных путей в плане. Особенности проектирования земляного полотна и водоотводных устройств на станциях. Продольное профилирование станций. Проектирование поперечных профилей земляного полотна. Верхнее строение главных и станционных путей. Переезды и путепроводы при пересечениях с автодорогами. Безопасность движения поездов на переездах.

Общие условия проектирования и технико-экономическое обоснование развития станций и узлов. Содержание проектов. Задания на проектирование. Порядок и стадии проектирования, исходные данные для разработки проектов станций и узлов. Общие требования к проектированию станций и узлов. Основы масштабной накладки планов станций, использование типовых проектов зданий, сооружений и конструкций отдельных элементов станций, использование методов сетевого планирования и управления при проектировании станций и узлов, обеспечение потребной пропускной и перерабатывающей способности, безопасности движения, техники безопасности труда, соблюдение противопожарных и санитарных норм и охраны окружающей среды. Широкое применение и использование при проектировании станций и узлов новейших достижений науки и техники, комплексной механизации и автоматизации станционных процессов, наиболее прогрессивных технологических процессов и рациональных методов эксплуатационной работы, обеспечивающих высокую производительность труда, и систем сервисного обслуживания пассажиров и клиентуры.

Элементы строительных затрат и эксплуатационных расходов. Методика технико-экономического сравнения и оценки вариантов при проектировании станций и узлов. Определение сравнительной экономической эффективности капитальных вложений по сумме приведенных расходов при одноэтапных и многоэтапных капиталовложениях. Условия применения способов соизмерения строительных затрат и эксплуатационных расходов по сроку окупаемости, принципы их применения для расчетов на ЭВМ. Учет качественных и натуральных показателей при сравнении вариантов. Задания на проектирование. Порядок и стадии проектирования, состав и содержание проектов по стадиям. Использование типовых проектов в области станций и их основных элементов.

 

2. Разъезды и обгонные пункты. Промежуточные станции

Разъезды и обгонные пункты. Назначение разъездов, их основные виды и схемы, в том числе для безостановочного скрещения поездов, пропуска соединенных поездов и поездов повышенной массы и длины. Применение стрелочных переводов пологих марок. Длина площадок разъездов в зависимости от стандартных полезных длин приемо-отправочных путей. Основные преимущества разъездов продольного и полупродольного типов по пропускной способности и безопасности движения. Профиль разъездов при ограниченных длинах станционных площадок.

Технико-экономическое обоснование выбора типа разъездов в зависимости от категории и профиля линии, технологии работы и местных условий. Мероприятия по обеспечению безопасности движения на разъездах. Расположение зданий и постов. Назначение обгонных пунктов, их основные операции и устройства. Схемы обгонных пунктов и условия их применения.

Промежуточные станции. Назначение промежуточных станций, основные операции и устройства, условия размещения промежуточных станций на новых и су­ществующих линиях с учетом целесообразности концентрации грузовой работы на меньшем числе пунктов. Роль опорных станций. Разработка технологических процессов работы станций.

Основные типы и схемы промежуточных станций для однопутных и двухпутных участков железных дорог, в том числе для пропуска поездов повышенной массы и длины. Длины станционных площадок для различных типов станций. Число станционных путей.

Преимущества, недостатки и условия применения отдельных типов и схем промежуточных станций. Технико-экономическое обоснование и выбор схемы.

Особенности схем промежуточных станций однопутных линий с двухпутными вставками для безостановочного скрещения поездов. Условия, определяющие выбор схемы. Промежуточные станции многопутных участков, типы и схемы.

Пассажирские и грузовые устройства на промежуточных станциях. Служебные и технические здания, устройства водоснабжения, канализации, связи, СЦБ, электроснабжения и др. на промежуточных станциях. Примыкание и обслуживание подъездных путей. Сервисное обслуживание пассажиров и клиентуры.

Переустройство и развитие разъездов, обгонных пунктов и промежуточных станций. Основные причины, вызывающие необходимость переустройства, и общие требования. Выбор варианта переустройства на основе технико-экономического сравнения.

Удлинение путей со смягчением профиля главного пути. Льготные нормы проектирования удлиняемой части в трудных условиях. Требования к проектированию промежуточных станций при электрификации железных дорог. Этапность переустройства разъездов, обгонных пунктов и промежуточных станций.

Переустройство промежуточных станций и разъездов при введении на линии безостановочного скрещения поездов, пропуска поездов повышенной массы и длины.

Переустройство промежуточных станций при сооружении второго главного пути. Выбор сторонности укладки второго главного пути.

Переустройство промежуточных станций при примыкании новых подходов и подъездных путей. Принципы примыкания подъездных путей с учетом требований по обеспечению безопасности движения.

Переустройство промежуточных раздельных пунктов в связи с введением скоро­стного движения пассажирских поездов. Особенности размещения пассажирских платформ на промежуточных станциях и обгонных пунктах при скоростном пассажирском движении.

Развитие грузовых устройств на промежуточных станциях, превращаемых в опорные.

Определение объемов работ по развитию промежуточных станций, разъездов и обгонных пунктов (земляных работ, по укладке верхнего строения пути и др.). Определение строительных затрат по развитию и переустройству промежуточных станций, разъездов и обгонных пунктов.

 

3. Участковые станции. Пассажирские, грузовые и сортировочные устройства участковых станций. Сооружения и устройства локомотивного и вагонного хозяйства, электротяги, энергоснабжения, автоматики, телемеханики и связи, водоснабжения, материальных складов на участковых станциях, проектирование участковых станций

 

Устройство и схемы участковых станций. Назначение участковых станций, их классификация в зависимости от размещения на линиях при электрической и тепловозной тяте и обслуживании поездов на удлиненных участках обращения локомотивов.

Принципы размещения устройств на участковых станциях. Основные схемы участковых станций поперечного, продольного и полупродольного типов, а также с последовательным размещением пассажирских устройств и парков для грузового движения. Особенности схем станций, конструкций горловин, характеристика пере­сечений маршрутов горловин, пересечений маршрутов следования поездов и маневровых передвижений.

Особенности схем участковых станций по обслуживанию одногруплных, многогруппных и контейнерных грузовых поездов и поездов повышенной массы и длины. Последовательность и очередность развития участковых станций в соответствии с ростом объемов работы станции. Выбор схем и их технико-экономическое обоснование в соответствии с характером и объемом предстоящей работы, соотношением размеров пассажирского и грузового движения и местными условиями.

Станции стыкования участков с разными системами тока. Особенности путевого развития этих станций и требования к схемам.

Узловые участковые станции. Условия выбора примыкания новой линии к участковой станции. Схемы узловых станций в месте пересечения двух однопутных линий, однопутной с двухпутной и двух двухпутных линий. Образование узлов с одной станцией. Расположение парков на узловых участковых станциях “по линиям” и “по направлениям движения”. Сравнительный анализ этих схем и условия их примене­ния. Выбор варианта схемы узловой участковой станции на основе технико-экономического сравнения.

Пассажирские, грузовые и сортировочные устройства на участковых станциях. Пассажирские устройства: пассажирские здания, платформы, переходы в разных уровнях. Взаимное расположение путей, зданий и пассажирских платформ. Особенности размещения пассажирских платформ на участковых станциях при скоростном пассажирском движении. Сервисное обслуживание пассажиров.

Размещение и принципы проектирования грузовых устройств на участковых станциях. Схемы планирования и взаимного расположения складских устройств с учетом комплексной механизации и автоматизации погрузочно-выгрузочных работ. Сервисное обслуживание клиентуры.

Сортировочные устройства на участковых станциях: горки малой мощности и принципы их проектирования, основные условия применения; конструкции сортировочных парков на участковых станциях. Применение замедлителей-ускорителей, замедлителей-зажимов и других средств для механизации сортировочной работы и закрепления составов и отдельных вагонов.

Сооружения и устройства хозяйств: локомотивного, вагонного, для обслуживания и ремонта специального подвижного состава, электроснабжения, водоснабжения и канализации, путевого, сигнализации, связи и вычислительной техники на участковых станциях. Состав локомотивного хозяйства. Характеристика основных илов локомотивных зданий по эксплуатационным качествам. Новые локомотивные депо по типовым проектам. Экипировочные устройства для электровозов и тепловозов, их значение и основные элементы. Определение числа мест экипировки, числа стойл по видам ремонта, складов топлива и песка.

Схемы путевого развития и размещения устройств на территории локомотивного хозяйства при электрической и тепловозной тяге. Размещение сооружений и устройств вагонного хозяйства и других устройств. Кооперирование устройств при проектировании участковых станций.

Расчеты путевого развития и пропускной способности участковой станции. Определение объемов работы станции на разные сроки. Методы расчетов путевого развития участковых станций.

Аналитические методы расчета числа путей в приемно-отправочных парках и их пропускной способности, в том числе с использованием теории массового обслуживания. Расчет числа сортировочных и вытяжных путей.

Аналитический расчет загрузки горловины. Определение продолжительности задержек на пересечениях маршрутов. Графический способ проверки числа путей и загрузки горловины. Методы моделирования при расчетах путевого развития и пропускной способности участковых станций с применением ЭВМ.

Проектирование участковых станций. Общие условия и порядок проектирования. Основные технические условия проектирования участковых станций: длины ионных площадок для различных типов станций, элементов профиля и плана; проектирования сортировочных, ходовых и соединительных путей, а также путей локомотивного депо.

Проектирование парков и горловин. Расчет и проектирование путепроводных развязок на подходах к узловым станциям. Выбор примыкания к станциям подъездных путей в зависимости от размеров вагонооборота и характера работы, переустройство участковых станций. Основные мероприятия по увеличению пропускной и перерабатывающей способностей существующих участковых станций с учётом внедрения передовых методов организации работы и новейшей техники и технологии работы. Очередность и этапностъ развития. Особенности проектирования при скоростном движении поездов и обработке групповых поездов.

 

4. Путевое развитие, устройства, сооружения, работа и проектирование сортировочных станций

 

Устройство и схемы сортировочных станций. Размещение сортировочных станций на сети путей сообщения. Назначение сортировочных станций, основные операции, устройства. Классификации сортировочных станций в зависимости от назначения станций и их роли на сети железных дорог, типа и оборудования сортировочных устройств, числа сортировочных комплексов, схемы взаимного расположения основных парков. Роль и техническое оснащение опорных (сетевого значения) и районных сортировочных станций. Значение концентрации переработки вагонопотоков на опорных и районных сортировочных станциях в современных условиях.

Основные схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением объединенных парков и комбинированным расположением парков, основного направления сортировки вагонов. Условия применения параллельного роспуска. Принципы размещения устройств локомотивного и вагонного хозяйств и других устройств станции.

Варианты схем односторонних сортировочных станций с последовательным расположением парков при больших размерах транзитных и местных вагонопотоков. Размещение дополнительных сортировочных устройств и парков для переработки местных вагонопотоков и формирования групповых поездов.

Основные схемы двусторонних сортировочных станций с последовательным и комбинированным расположением парков и условия их применения. Схемы передачи угловых вагонопотоков. Расположение главных путей на сортировочных станциях.

Выбор типа и схемы сортировочных станций на основе технико-экономических расчетов с учетом размеров работы, внедрения новой техники, передовой технологии, комплексной механизации и автоматизации сортировочной работы. Условия перехода к двусторонним схемам.

Схемы промышленных (заводских) сортировочных станций в зависимости от размеров переработки. Взаимодействия промышленных сортировочных станций со станциями общей сети железных дорог по совместной обработке транзитных и местных вагонопотоков.

Сортировочные устройства. Классификация сортировочных устройств. Сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности; их устройство и принципы работы. Сортировочные устройства на сплошном уклоне.

Требования к плану горочной горловины сортировочного парка и технические условия ее проектирования (выделение предстрелочных участков, прямых вставок для вагонных замедлителей и др.). Основные варианты схем горочных горловин при больших объемах переработки, применение параллельного роспуска.

Выбор расчетных условий и установление необходимых данных для определения высоты горки.

Теоретические основы динамики скатывания вагонов с горки. Определение высоты горки. Проектирование продольного профиля спускной и надвижной частей горки. Расчет мощности тормозных позиций. Основные виды вагонных замедлителей.

Проверка профиля спускной части горки. Аналитический, графоаналитический и графический способы расчетов и построение кривых скорости и времени скатывания отцепов с горки. Анализ кривых скорости и времени с целью проверки скоростного уклона, мощности тормозных средств, определения возможной скорости роспуска вагонов по условиям перевода разделительных стрелок, шин вагонных замедлителей и других элементов горок. Использование ЭВМ в расчетах сортировочных горок.

Основные положения и устройства комплексной автоматизации и механизации сортировочных горок. Особенности применения ускорителей-замедлителей и осаживателей. Размещение их на горке и вдоль сортировочных путей. Механизация и автоматизация расцепления вагонов на сортировочной горке.

Принципы устройства горочной автоматической централизации (ГАЦ) и автоматизации задания скорости роспуска вагонов (АЗСР). Принципы автоматизации и основные элементы автоматизации регулирования скорости скатывания отцепов с горок, разработанные ВНИИЖТ, ГТСС МПС России и АСУ РГС. Автоматизация задания скорости роспуска составов (АЗСР) и телеуправления горочным локомотивом (ТГЛ). Принципы автоматизации регулирования скорости скатывания отцепов с горок, движения и закрепления их на сортировочных путях с использованием автотормозов вагонов вместо замедлителей, разработанных МГУПС. Освещение, виды связи, сигнализация и другие устройства на сортировочных горках.

Принципы автоматизации работы сортировочных горок в США и других странах. Особенности конструкций вагонных замедлителей, осаживателей и ускорителей за рубежом.

Определение перерабатывающей способности горок в зависимости от возможной скорости роспуска, схемы взаимного расположения парков приема и сортировки и других условий. Мероприятия по повышению перерабатывающей способности горок, в том числе применение специальных конструкций путевого развития горочных горловин для наиболее эффективного использования параллельного роспуска составов.

Обеспечение условий техники безопасности и охраны труда при проектировании сортировочных горок.

Особенности расчетов горок малой мощности, полугорок и вытяжных путей специального профиля.

Проектирование сортировочных станций. Общий порядок проектирования, Определение объемов работы станции. Выбор типа и схемы сортировочной станции. Разработка технологического процесса работы станции. Выбор места расположения эй сортировочной станции. Сравнение вариантов площадок с учетом устройства развязок для выхода на существующие железнодорожные линии.

Методы расчета числа путей в парках приема и отправления сортировочных станций, в том числе определение оптимального числа путей с применением теории массового обслуживания.

Принципы определения числа и длины путей в сортировочных парках.

Проектирование парков сортировочных станций: продольный профиль, план и конструкции горловин. Примыкание подъездных путей к сортировочным станциям.

Сооружения, разметаемые на сортировочных станциях (локомотивное и вагонное хозяйства, грузовые устройства, центральный пост управления, ПТО и др.), их оборудование.

Основные принципы переустройства и реконструкции сортировочных станций. Элементы переустройства. Понятие об очередности и этапности переустройства станции. Последовательность развития и переустройства сортировочных станций с выделением в пределах намеченной очереди развития этапов строительных работ. Применение метода сетевого планирования и управления при выполнении работ по реконструкции сортировочных и других станций. Опыт скоростного строительства. Тенденции в развитии зарубежных сортировочных станций за последние годы.

Перспективы дальнейшего развития и технического оснащения сортировочных станций. Принципы перспективного развития сортировочных станций на сети железных дорог при концентрации переработки вагонопотоков на меньшем числе станций, формировании групповых поездов и эффективном использовании средств автоматизации и механизации, а также на грузонапряженных направлениях и в условиях пропуска поездов повышенной массы и длины.

Основные реконструктивные мероприятия по дальнейшему повышению перерабатывающей способности сортировочных станций, повышению производительности труда ускорению оборота вагонов и снижению себестоимости переработки вагонов. Увеличение мощности отдельных элементов на станциях, не подлежащих реконструкции.

 

5. Путевое развитие, устройства, сооружения, работа и проектирование пассажирских станций

 

Элементы пассажирских комплексов, устройства и схемы пассажирских станций. Основные понятия пассажирских комплексов, условия и характер взаимодействия их элементов. Классификация пассажирских комплексов. Схемы взаимного расположения пассажирского здания и приемо-отправочных путей, а также пассажирской и пассажирской технической станции (ПТС). Схемы взаимодействия пассажирской и пассажирской технической станций. Схемы пассажирских станций тупикового типа. Расположение багажных и почтовых устройств.

Методы расчета путевого развития пассажирских станций. Определение числа путей с гибкой специализацией. Специализация перронных путей. Конструкция горловин. Расположение главных путей на пассажирских станциях сквозного и комбинированного типов.

Взаимодействие нескольких пассажирских и пассажирских технических станций в крупных узлах. Требования к проектированию пассажирских комплексов. Особенности развития пассажирских станций за рубежом. Проблемы развития пассажирских комплексов на современном этапе.

Пассажирские технические станции и их устройства. Основные характеристики пассажирских технических станций и технология их работы. Путевое развитие и техническое оснащение ПТС. Назначение устройств ПТС и основные принципы их расположения. Механизация процесса подготовки составов в рейс. Определение путевого развития ПТС. Схема однопарковой ПТС и особенности технологии ее работы. Схема поточной моечно-экипировочной линии (МЭЛ). Схемы двухпарковых ПТС с МЭЛ, расположенными параллельно и последовательно приемо-отправочному парку. Схемы многопарковой ПТС с различным расположением ремонтно-экипировочного депо (РЭД) по отношению к основным паркам станции и их сравнительная характеристика. Основные типы и технологические характеристики вогономоечных машин, схемы их расположения на ПТС, расчет количества вагономоечных машин (ВММ).

Экологические проблемы при проектировании и эксплуатации ПТС. Развитие пассажирских технических станций в зарубежных странах.

Вокзальные комплексы. Характеристика основных элементов вокзального комплекса устройств. Классификация вокзалов. Привокзальные площади; их основное назначение, планировка и классификация. Вокзальные переходы, расчет их ширины. Приемы разделения пассажиропотоков. Пассажирские платформы; их характеристика, нормы проектирования, принципы расчета количества и ширины платформ. Расчёт вместимости вокзалов. Роль справочно-информационных устройств в технологическом обеспечении качества обслуживания пассажиров. Развитие сервисного обслуживания пассажиров. Современные проблемы развития отечественных и зарубежных вокзальных комплексов.

 

6. Грузовые станции: общего пользования, обслуживающие подъездные пути, перегрузочные, портовые, специализированные

 

Классификация грузовых станций и общие требования к ним. Классификация грузовых станций в зависимости от основного назначения, характера работы и положения в узле. Основные устройства. Общие требования ко всем видам грузовых станций.

Грузовые станции общего пользования и обслуживающие подъездные пути. Принципы размещения устройств и основные схемы грузовых станций общего пользования. Технологический процесс работы грузовой станции. Выбор схемы с учётом объемов работы, местных условий, безопасности движения и маневровой работы. Применение и выбор сортировочных устройств и средств их механизации. Сортировочные устройства для детальной подборки вагонов по фронтам погрузки и выгрузки формирования групповых поездов.

Основные типы складских помещений и их размещение. Крытые склады ангарного типа. расположение путей и подъездов к ним. Площадки для контейнеров. Специальные пункты для обслуживания ускоренных контейнерных поездов. Повышенные пути (или эстакады) для навалочных грузов.

Основные схемы грузовых дворов тупикового и комбинированного типов и условия выбopa схем. Примеры схем грузовых станций. Схемы грузовых станций, обслуживающих подъездные пути промышленных предприятий. Особенности устройства зарубежных грузовых станций.

Основные задачи реконструкции грузовых станций общего пользования с учетом комплексной механизации и автоматизации и экономичности устройства и проектирования.

Грузовые станции и пункты, специализированные для отдельных грузов. Устройствa и схемы станций или пунктов погрузки угля (руды). Пункты (базы) выгрузки минерально-строительных материалов. Пункты, обслуживающие погрузку или выгрузку зерна.

Схемы станций, обслуживающих перевозки нефтегрузов; схемы станций и пункты промывки и пропарки цистерн. Схемы взаимного расположения станций, пунктов налива и промывочно-пропарочной станций. Меры по охране труда и противопожарной безопасности.

Портовые станции и паромные переправы. Железнодорожные устройства и станции в морских и речных портах и их расположение в разных условиях. Влияние работы морских и речных портов с непосредственной перевалкой грузов из судов в вагоны и обратно на устройства пунктов перевалки.

Основные схемы и условия работы портовых и предпортовых железнодорожных станций. Пассажирские вокзалы в морских портах, объединенные с железнодорожными. Типы портов, районирование территории. Расчет железнодорожных устройств в портах. Станции паромных переправ.

Пограничные перегрузочные станции и станции для пограничного таможенного досмотра. Основные виды перегрузочных станций и устройств. Пограничные станции на стыке железных дорог колеи 1520 и 1435 мм, их основные схемы, особенности устройства и проектирования. Перегрузочные районы. Схемы пунктов смены тележек у пассажирских вагонов. Схемы внутригосударственных перегрузочных станций на стыке дорог колеи 1520 и 750 мм и пограничных станций государств с шириной колеи железных дорог 1520 мм. Станции для пограничного и таможенного досмотра.

 

7. Железнодорожные и транспортные узлы: развязки подходов железнодорожных путей в узлах, обходы узлов, железнодорожные узлы промышленные и крупных городов, проблемы развития транспортных узлов

 

Общие данные об узлах. Общие понятия о железнодорожных и транспортных узлах, их роль в единой транспортной системе. Взаимодействие разных видов транспорта в транспортных узлах. Железнодорожный узел как единый комплекс станций, соединительных, обходных и подъездных путей.

Классификация железнодорожных узлов по схеме размещения основных элементов, значению и характеру эксплуатационной работы. Технология работы железнодорожных узлов.

Основные типы и схемы железнодорожных узлов. Развитие железнодорожных узлов. Основные типы узлов. Узлы с одной станцией, крестообразные, треугольные, с параллельным расположением станций, с последовательным расположением станций (вытянутые в длину), радиальные, тупиковые, кольцевые и полукольцевые, комбинированные. Их анализ и характеристика в зависимости от объема и характера работы, количества сходящихся железнодорожных линий, расположения жилых и промышленных районов города и других условий.

Принципы развития узлов основных типов. Размещение в узлах основных станций, устройств локомотивного хозяйства, соединительных путей и подходов.

Условия развития узлов по разным типам и схемам и выбор схемы развития в зависимости от существующей схемы узла, примыкания новых линий, развития города промышленности, характера и размера работы, соотношения транзитного и местного движения, географических, геологических, топографических и других местных условий и специальных требований. Условия перехода от одной схемы (типа) узла к другой.

Разработка вариантов схем узла, их оценка по стоимости сооружения и эксплуатационным расходам. Выбор наивыгоднейшего варианта схемы узла на основании технико-экономических расчетов с учетом расположения станций в узле, концентрации сортировочной, грузовой и пассажирской работы, наилучшего распределения работы между станциями узла соблюдением хозяйственных и специальных требований.

Проектирование развития существующих узлов. Типичные мероприятия по усилению пропускной и перерабатывающей способностей узлов. Очередность и этапность развития железнодорожных узлов в соответствии с ростом объема и изменением характера работы.

Развязки подходов железнодорожных линий в узлах. Обходы узлов. Основные виды пересечения путей следования поездов (в одном уровне без шлюзов, в одном уровне с устройством шлюзов и в разных уровнях с сооружением путепроводов). Основные схемы шлюзов, их особенности. Условия применения. Условия, определяющие необходимость сооружения путепроводных развязок.

Схемы развязок по “направлениям движения” и “по линиям” двухпутных магистралей с транзитным движением; число точек пересечений и необходимое число путепроводов.

Схемы развязок по роду движения на подходе к узлу двух и трех двухпутных линий. Число точек пересечения. Обходы узлов, их виды и схемы в зависимости от основного назначения и условий проектирования.

Промышленные железнодорожные узлы. Основные устройства промышленных железнодорожных узлов. Схемы взаимного расположения станций и промышленных предприятий. Промышленные железнодорожные узлы тупикового и сквозного типов в районах обрабатывающей промышленности. Промышленные узлы в районах добычи сырья и топлива. Кооперирование устройств магистрального и промышленного транспорта, согласованное их развитие и взаимная увязка работы. Особенности развития промышленных узлов с зачетом наличия промышленных предприятий железнодорожного транспорта.

Железнодорожные узлы в крупнейших городах. Железнодорожные узлы в крупнейших городах как составная часть транспортных узлов. Особенности железнодорожных узлов в крупнейших городах. Принципы и схемы построения. Примеры узлов крупнейших городов СНГ, сопредельных государств и зарубежных стран.

Основные проблемы развития и реконструкции железнодорожных узлов в крупнейших городах. Размещение в узлах устройств для дальнего и пригородного пассажирского движения в увязке с планировкой города и схемой городского транспорта. Сооружения диаметральных внутриузловых ходов для пассажирского движения. Принципы размещения пассажирских технических станций. Развитие головных и внутриузловых участков.

Сооружение окружных железных дорог, их назначение. Вынос из пределов города транзитного грузового движения. Принципы рационального размещения сортировочных и грузовых станций. Использование кольцевых и соединительных линий для пассажирского городского и пригородного движения.

Основные проблемы развития транспортных узлов. Основные задачи транспортных узлов. Виды магистрального и внутреннего транспорта в транспортном узле. Взаимодействие железных дорог с другими видами транспорта. Классификация транспортных узлов. Условия образования транспортных узлов различных типов и перехода от одного типа к другому. Примеры транспортных узлов.

Роль определенных видов транспорта в составе единой транспортной системы. Передовой опыт работы транспортных узлов. Комплексное развитие различных видов транспорта для обслуживания пассажирских и грузовых перевозок в транспортном узле. Взаимосвязь и взаимодействие работы железнодорожных устройств с пассажирским и грузовым транспортом города и другими видами магистрального и промышленного транспорта в транспортном узле. Роль отдельных видов транспорта в обслуживании промышленных предприятий.

Увязка развития транспортного узла с развитием города. Влияние планировки города и промышленных центров на общее расположение устройств в транспортном узле. Условия расположения железнодорожных линий внутри города. Пересечения трасс отдельных видов транспорта, их развязка в разных уровнях. Примеры крупнейших транспортных узлов, их развитие и реконструкция.

 

4.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

 

5. Рекомендуемые темы самостоятельной работы

а) Расчётно-графические работы:

Не предусмотрено;

б) Курсовые работы:

Проект переустройства промежуточной станции

в) Курсовые проекты:

       Проект реконструкции узловой участковой станции

       Проект железнодорожного узла с новой сортировочной станцией и механизированной или автоматизированной горкой

       Проект реконструкции пассажирской и пассажирской технической станции в узле

       Проект грузовой станции общего пользования в узле

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

1. Правила и нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм. М.: МПС, 1999.

2. Архангельский Е.В., Лукьянов Ю.Е. Железнодорожные станции. (Устройства и организация работы). М.: Интекст, 1996. 351 с.

3. Головнич А.К. Автоматизация проектирования железнодорожных станций. Гомель: Белгута, 2001. 201 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Методика расчета числа путей на станциях. М.: ВНИИЖТ, 2001. 102 с.

2. Принципы определения потребного числа путей, стрелочных переводов, сортировочных устройств. М.: Техинформ, 1997. 26 с.

3. Типовой технологический процесс работы сетевых и региональных сортировочных станций. М.: МПС, 2002. 200 с.

 

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Используются компьютерные программы, разработанные в вузах России и СНГ. Видеофильмы о конструкции и эксплуатации железнодорожного пути, стрелочных переводов, станционных пассажирских и технических устройств и сооружений.

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерно-проекционные комплексы.

Тренажёр горочного комплекса.

 

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

При изучении дисциплины наряду с лекциями предусмотрены практические занятия, курсовое проектирование и станционная практика.


Программа составлена в соответствии с отраслевыми дополнениями к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности

 

24.01.00 “Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)”

 

 

Программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии (УМК) по специальности _____________________________________________________________  

Учебно-методического объединения вузов по образованию в области железнодорожного транспорта и транспортного строительства от
   ” ________ 200_ г., протокол №_____.

 

 

Зам. председателя

Совета УМО-ж.д.                                ______________  _____________

                                                                  (подпись)              (Ф.И.О.)

 

Председатель УМК                             ______________  /Гоманков Ф.С./

                                                                  (подпись)              (Ф.И.О.)

 

 
 
На главную Наверх
  О проекте  |  Редакция  |  Напишите нам  |  Правовая информация    |  Разработчикам сайтов   |  Рекламодателям
Персонализация
 
Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
Rambler's Top100
Яндекс цитирования