Российское образование
Абитуриент | Каталог | Вузы | Карты
Тесты | Стандарты | Документы | Глоссарий
Новости | Мероприятия | Регистрация
Дистанционное обучение | Учебно-методическая библиотека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Руководитель Департамента

содержания высшего профессионального

 образования

________________Л.В. Попов

 

«____»________________2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

"Теория инноваций"

 

 

 

 

Рекомендуется Министерством образования  России

 для направления подготовки дипломированных специалистов

658200 – Инноватика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа дисциплины

"Теория инноваций"

 

1. Цели и задачи дисциплины

 

Развитие человеческой цивилизации можно рассматривать как последовательную цепь инноваций в различных сферах деятельности. В настоящее время роль инноваций существенно возрастает. Из спонтанного фактора развития инновации становятся целенаправленной силой, обеспечивающей конкурентоспособность как отдельных хозяйствующих субъектов, так и различных государств в мировой экономической системе.

Инновации являются наиболее эффективным, но и наиболее рисковым источником прибыли предприятий. В то же время инновации порождают проблемы в организациях, где они реализуются.

Проблемы инновационной деятельности обуславливают актуальность задачи выявления сущности и закономерности инноваций, определяющих факторов инновационного развития организации, исследования возможных форм организации инновационной деятельности, то есть изучение теории инноваций.

Дисциплина открывает профилирующую подготовку специалистов по управлению инновациями и опирается на дисциплины циклов ГСЭ и ЕН. В свою очередь, она обеспечивает ОПД и специальные дисциплины, прежде всего по управлению инновационными проектами и формированию инфраструктуры для инновационной деятельности.

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

                        

ЗНАНИЯ понятий и терминологии в инноватике; государственного значения инновационной деятельности, необходимости формирования инфраструктуры и кадрового потенциала инноватики; основных признаков и факторов инноваций, классификации инноваций и инновационных процессов; основных закономерностей инновационного развития; возможностей моделирования условий реализации и развития инновационных проектов; основных форм и методов осуществления инновационных преобразований.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ применения теоретических положений к разработке и реализации программ и проектов, включая комплексное развитие предприятий и территорий.

НАЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ ситуационного анализа при реализации инновационных проектов.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

204

5

6

 

 

Аудиторные занятия

119

5

6

 

 

Лекции

68

5

6

 

 

Практические занятия (ПЗ)

51

5

6

 

 

Семинары (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

и(или) другие виды аудиторных занятий

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

85

5

6

 

 

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

И (или) другие виды самостоятельной работы

 

 

 

 

 

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

 

экзамен

зачет

 

 

Общая трудоемкость дисциплины - 204 часа.

 

4. Содержание дисциплины

 

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Разделы программы

ЛК

ПЗ

Сам

1. Введение в инноватику

 

12

 

 

 

10

 

2. Исторический опыт инновационной деятельности

10

 

 

 

10

 

3. Теории инновационного развития

 

10

 

 

 

10

 

4. Моделирование социо-технических систем

 

14

 

17

 

20

 

5. Государственная инновационная политика. Управление инновациями на макроуровне

 

 

8

 

 

 

10

6. Управление инновациями на микроуровне

 

14

 

34

 

25

 

Итого

 

68

 

51

 

85

 

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

 

4.2.1. Введение в инноватику

Научные достижения и научно-технические инновации. Инноватика как научный базис инновационной деятельности. Риск как признак инновационной деятельности. Виды инноваций. Инновационные технологии. Теория инноваций как обобщение инновационной теории  и прикладных исследований в сфере организации и управления инновационной деятельностью. Основные понятия и терминология. Роль теории инноваций в современном мире.

Цели и задачи учебной дисциплины “Теория инноваций”. Гносеологические предпосылки изучения дисциплины.

Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов в области управления инновациями. Взаимосвязь теории инноваций с другими учебными дисциплины.

 

4.2.2. Исторический опыт инновационной деятельности

Роль инноваций в жизни общества. История человечества как история важнейших инноваций. Этапы развития инновационной активности и их анализ. Важнейшие открытия и их роль в развитии цивилизации.                    

Инновационная активность как важнейший фактор общественного развития. Анализ современного уровня инновационной активности.

Статистика инноваций. Идентификация инноваций. Международная стандартизация и классификация инноваций. Мониторинг инновационной деятельности.

 

4.2.3. Теории инновационного развития

Макроэкономические теории и модели общественного развития как предпосылка формирования теории инноваций. Теория длинных волн Н. Д. Кондратьева. Вклад Й. Шумпетера в теорию инноваций. Мотивация инноваций. Эффективная монополия как движущий мотив инновационной  деятельности.

Концепция научно-технического прогресса.

Философские и социальные аспекты развития цивилизации.

Долгосрочное прогнозирование развития экономики и методы анализа динамики  технологических изменений. Современные инновационные теории. Системотехнический подход. Социально-экономический подход.

Основные факторы инновационного развития. Периодизация общественного развития с позиций теории инноваций.  Научно-технические эры: движущие силы развития и причины сменяемости. Жизненный цикл технического уклада, продукта, технологии.

S-образные логистические кривые и инновационные стратегии организаций. Динамика инвестиций в инновационные процессы. Цикличность инновационных процессов.

Типы инновационного поведения организаций и их классификация. Закономерности формирования и смены стереотипа  инновационного поведения.      

                 

4.2.4. Моделирование социо-технических систем

Динамическое моделирование и управление в макроэкономических системах. Области применения математических  моделей в экономике. Особенности моделируемых процессов - ограничения и условия. Переменные и параметры моделей. Схема продуктового потока.

Линейные динамические модели. Модели Леонтьева, Кейнса,  Самуэльсона-Хикса. Многопродуктовые модели. Статическая модель многопродуктового баланса Леонтьева. Учет запаздывания в освоении инвестиций. Устойчивость линейных динамических систем.

Нестационарные и нелинейные макроэкономические модели. Нестационарные  модели: параметрический резонанс в модели Холдинга. Нелинейные модели конъюктурные циклы Гудвина.

Моделирование производства. Виды и свойства производственных функций, инновационные составляющие. Моделирование диффузии инноваций.

Управление в макроэкономических процессах. Целевые функционалы в задачах управления  экономикой. Основы оптимизации, принцип максимума Понтрягина. Модель Солоу, магистральные траектории. Управление нормой инвестиций в однопродуктовой экономике. Управление в многосекторной  экономике.

 

4.2.5. Государственная инновационная политика. Управление инновациями на макроуровне

Типы государственных стратегий регулирования и поддержки инновационной деятельности. Обзор состояния инновационной деятельности в ведущих промышленно-развитых странах.  Национальные инновационные системы. Стратегия инновационного развития России. Уровни стратегии. Доктрина, государственная политика, законы, государственные программы. Роль высшей школы.  Социо-техническое направление инновационного развития.  Инфраструктура инновационной деятельности. Организация инновационно-инвестиционной сети и инновационных центров. Кадровое  обеспечение: резерв менеджеров инноватики, руководитель и команда, квалификационная характеристика инноватора, содержание профилирующей подготовки. Международное  сотрудничество в формировании инновационных структур.          

 

4.2.6. Управление инновациями на микроуровне

Формализованные методы генерации и отбора идей инновационной деятельности. Формирование базы данных по генерации идей. Основы эвристики.

Инновационный потенциал и методы его оценки. Выбор инновационных предложений для реализации и коммерциализации.

Управление инновационными процессами. Инновационный процесс как объект управления. Этапы реализации инноваций и их особенности.

Диффузия инноваций: сущность и особенности в различных экономических средах. Понятие инвариантности инноваций в диффузной среде. Коммерциализация новшеств: сущности и особенности на разных стадиях жизненного цикла. Формальная модель процесса коммерциализации новшеств.

Теория конкуренции и оценка рисков и их учет в моделях инновационных процессов.

Надежность и диагностика в управлении инновациями.

Информационные технологии в инновационной деятельности. Проблемы автоматизации.  

 

4.3. Практические занятия

Занятия посвящаются разбору конкретных ситуаций, имевших место при реализации инновационных процессов различного уровня и назначения, а также моделированию инновационных процессов.

 

5. Лабораторный практикум

 

Не предусмотрен.

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Колосов В.Г. Введение в инноватику. Учебное пособие - СПб.: Изд. СПбГПУ, 2002 - 147 с.
  2. Фархутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник - М.: ЗАО "Бизнес-школа Интел-синтез", 1998 - 600 с.
  3. Гаврилов А.И., Городнов А.П., Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАКА, 2003 - 471 с.
  4. Колемаев В.А. Математическая экономика - М: Юнити. 2002 -399 с.
  5. Основы теории оптимального управления / Под ред. В.Ф. Кротова - М.: Высшая школа, 1990 - 430с.
  6. Корнейчук Б.В. Сборник задач по экономической теории - СПб.: Изд. СП6ГТ9. 1996 -153 c.
  7. Сборник задач по теории надежности / Под ред. А.М. Половко и И.М. Маликова - М.: Советское радио, 1972 - 408 с.
  8. Баранчеев В.П., Гунин В.П., Ляпина С.Ю., Устинов В.А. Управление инновациями (Модуль 7 Модульной программы для менеджеров) – М.: ИНФРА-М, 2000.
  9. Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев В.П. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М. 2002-2008 с.

б) дополнительная литература:

  1. Васильев Ю.С., Кинелев В.Г., Колосов В.Г. Стратегия интегрирующих инноваций как основа реформы высшей школы России - СПб.: Изд. СПбГТУ, 1998 - 90 с.
  2. Теория и практика регионального инжиниринга / Под ред. Р.Т. Абдрашитова. В.Г. Колосова, И.Л. Туккеля - СПб.: Полтехника, 1998 - 278 с.
  3. Инновационный менеджмент. Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели - М.: ЦИСН, 1998 - 568 с.
  4. Моделирование народно-хозяйственных процессов / Под ред. И.В. Котова - Л.: ЛГУ. 1990 -288 с.
  5. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. – СПб.: Политехника, 2000 – 323 с.
  6. Управление организацией. Разд.4 Инновационный менеджмент. Под. ред. А.Г. Поршнева –М.: ИНФРА-М, 2003 – 669 с.
  7. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. –М.: Экономика, 1993 – 543 с.
  8. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.

 

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Раздаваемые материалы (до 2 стр. на 1 час лекционных занятий). Слайды – иллюстрации лекционного материала и материалов практических занятий. Средства иллюстрации материала с использованием программного приложения Power Point.

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Учебный класс, оснащенный оргтехникой и мультимедиа средствами (проектор, видеомагнитофон и др). Компьютерный класс.

 

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

Необходимо использовать раздаваемые материалы, что сокращает затраты времени как на изложение, так и на фиксацию материала.

Особое внимание следует уделить формированию пакета конкретных ситуаций, полезных для анализа в ходе практических занятий.

В зависимости от состава и содержания специальных дисциплин в конкретном вузе-исполнителе дисциплины допускается изменение объема отдельных разделов программы в пределах до 50% .

 

Программа составлена в соответствии с Временными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки дипломированных специалистов по направлению 658200 – Инноватика.

 

Программу составили:

В.Г. Колосов, проф., д.т.н., (Институт инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета),

С.П. Некрасов, проф., к.т.н., (Институт инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета),

Л.С. Чечурин. доцент, к.т.н. (Институт инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета),

В.Н. Гунин, проф., к.т.н., (Институт инноватики и логистики Государственного университета управления),

Б.Н. Киселев, проф., к.т.н., (Институт инноватики и логистики Государственного университета управления),

Ляпина С. Ю., доцент, к.т.н., (Институт инноватики и логистики Государственного университета управления),

 С.В. Кортов, проф., к.ф-м.н. (Уральский государственный технический университет).

 

Программа одобрена на  заседании учебно-методического совета по направлению 658200 – Инноватика. Протокол № 1 от 01.03.2003 г.

 

 

Сопредседатель Совета УМО по университетскому

политехническому образованию                                                                        Ю.С. Васильев

 

Председатель УМС по направлению 658200 – Инноватика                           И.Л. Туккель

 

Ученый секретарь                                                                                                С.П. Некрасов

 

 

 

 
 
На главную Наверх
  О проекте  |  Редакция  |  Напишите нам  |  Правовая информация    |  Разработчикам сайтов   |  Вакансии   |  Рекламодателям
Персонализация
 
Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
Rambler's Top100
Яндекс цитирования