Нормативно - правовая база
ДОКУМЕНТЫ
№ 40 от 15.02.2005

Приложение

Утвержден
приказом Минобрнауки России
от “ 15 ” февраля 2005 г. № 40



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы



Цели развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнитель

1

2

3

4

1. Развитие системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях –бакалавриат и магистратура.

Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (в части установления двух уровней высшего профессионального образования).

2005 г.

Минобрнауки России

Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации” (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования).

2005 г.

Минобрнауки России

Разработка моделей подготовки бакалавров и магистров с учетом особенностей профилей подготовки в высшем профессиональном образовании.

2005-2006 гг.

Минобрнауки России

Разработка Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования с учетом российских и мировых потребностей рынка труда.

2005-2006 гг.

Минобрнауки России

Определение профилей высшего профессионального образования, сохраняющих непрерывную подготовку специалистов.

2006 г.

Минобрнауки России

Разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц.

2007–2008 гг.

Минобрнауки России

Создание информационных, аналитических и методи-

ческих ресурсов, web-сайта по двухуровневой сиcтеме

для интернет-портала по Болонской декларации.

2005-2010 гг.

Рособразование

2. Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS)

Подготовка информационных материалов для высших учебных заведений по практике применения зачетных единиц и ходу эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе, проводимого в соответствии с приказом Минобразования России от 2 июля 2003 г.
№ 2847:

анализ опыта, накопленного высшими учебными заведениями уже перешедшими на систему кредитов;

обобщение результатов эксперимента по использованию системы зачетных единиц в российских вузах;

подготовка и распространение информационных и методических материалов и инструкций.

2005-2010 гг.

 

2005-2006 гг.

 

 

 

Минобрнауки России

Рособразование

Расширение инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачётных единиц:

расширение внедрения системы зачетных единиц в вузах России;

внедрение модульных технологий построения образовательных программ высшего профессионального образования;

разработка предложений по переходу на “асинхронную” (модульную) организацию образовательного процесса.

 

 

2005 г.

2005-2007 гг.

 

2006 г.

Рособразование

Формирование методических основ накопительной системы зачетных единиц (кредитов) в профессиональном образовании Российской Федерации.

2005-2006 гг.

Минобрнауки России

Создание и поддержание web – сайта с информацией о системе зачётных единиц и опыте её внедрения в российских вузах для интернет-портала по Болонской декларации.

2005-2010 гг.

Рособразование

Переход российской системы высшего профессионального образования на систему зачетных единиц.

2008 г.

Минобрнауки России

3. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement)

Разработка образца приложения к диплому о высшем профессиональном образовании :

разработка единой системы классификации образовательных программ профессионального образования Российской Федерации;

перевод на английский язык дисциплин федеральных компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и их публикация;

разработка методических рекомендаций по заполнению приложения к диплому о высшем профессиональном образовании.

2005-2006 гг.

2006 г.

 

2005-2006 гг.

 

 

2006 г.

Минобрнауки России

Создание и поддержание web – сайта с информацией о введении приложения к диплому о высшем профессиональном образовании для интернет-портала по Болонской декларации.

2005-2008 гг.

Рособразование

Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимом с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement)”.

2008 г.

Рособразование

4. Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации

Решение вопросов признания иностранных документов об образовании в государствах-участниках Болонской декларации:

разработка методических рекомендаций по академическому и профессиональному признанию российских документов об образовании в государствах-участниках Болонской декларации;

совершенствование системы признания иностранных документов об образовании на территории Российской Федерации.

2005-2006 гг.

Рособрнадзор

Создание системы подготовки и переподготовки кадров по вопросам признания на територрии Российской Федерации иностранных документов об образовании.

2005-2007 гг.

Рособрнадзор

Рособразование

5. Проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования

Создание системы сопоставимых критериев, методик и технологии оценки качества образования с целью обеспечения гармонизации российской системы оценки качества образования с европейскими системами.

2006 г.

Рособрнадзор

Разработка технологии государственной аккредитации отдельных образовательных программ высшего профессионального образования.

2006 г.

Рособрнадзор

Создание инфраструктуры признания российской системы оценки качества образования другими странами-участниками Болонского процесса:

создание и поддержка web-сайта российской системы аккредитации, реестра аккредитованных образовательных учреждений и образовательных программ высшего профессионального образования на русском и английском языках;

создание банка данных образовательных программ российских и зарубежных вузов, лицензированных в Российской Федерации и результатов их оценивания при аккредитации;

формирование банка данных российских экспертов для участия в работе международных комиссий по оценке качества образования.

2005-2007 гг.

Рособрнадзор

Привлечение зарубежных экспертов к работе экспертных комиссий по оценке качества образования.

начиная с 2005 г.

Рособрнадзор

Участие в работе международных ассоциаций (сетей).

По приглашениям

Рособрнадзор

Содействие вхождению России в Европейскую сеть агентств по обеспечению качества ENQA.

2005-2006 гг.

Рособрнадзор

Организация проведения рабочих семинаров Международной сети агентств по гарантии качества высшего образования INQAAHE (2008 г.) и Сети аккредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы CEENET (2007 г.) в России.

2005-2008 гг.

Рособрнадзор

Создание Евразийской сети органов по оценке качества образования (стран СНГ и Балтии) и обеспечение совместной деятельности.

2004 -2005 гг.

Рособрнадзор

6. Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов

Нормативно-правовая поддержка осуществления академической мобильности студентов и преподавателей вузов.

2005 г.

Минобрнауки России

Создание системы предоставления институциональных и индивидуальных грантов для обеспечения внутрироссийской и европейской мобильности российских студентов и преподавателей.

2006 -2008 гг.

Минобрнауки России

Рособразование