Нормативно - правовая база
ДОКУМЕНТЫ
№ 1742 от 17.04.2001
Документ отменен приказом номер 942 от 02.09.2015



            Министерство образования Российской Федерации  
 
                             П Р И К А З 
 
                      от  17.04.2001    N 1742

                 Об утверждении Типового положения
                об учебно-методическом объединении
                     высших учебных заведений
                       Российской Федерации


     В соответствии с п.4 ст.15 Федерального  закона  "О  высшем  и
послевузовском  профессиональном  образовании"  (Собрание законода-
тельства Российской Федерации,  1996,  N 35,  ст.4135;  2000, N 29,
ст.3001; N 33, ст.3348)

ПРИКАЗЫВАЮ:
	
     1. Утвердить  Типовое положение об учебно-методическом объеди-
нении высших учебных заведений Российской Федерации согласно прило-
жению.
     2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на за-
местителя Министра В.Д.Шадрикова.


Министр                                        В.М.Филиппов




                           Утверждено
                           приказом Минобразования России
                           от   17.04.2001   N    1742



                         Типовое положение
             об учебно-методическом объенинении высших
              учебных заведений Российской Федерации

                        1. Общие положения

     1.1. Учебно-методическое  объединение высших учебных заведений
Российской Федерации (далее - учебно-методическое объединение, УМО)
является государственно-общественным объединением в системе высшего
и послевузовского профессионального образования Российской  Федера-
ции.
     1.2. Основными задачами учебно-методического объединения явля-
ются  участие в разработке проектов государственных образовательных
стандартов и примерных учебных планов,  координация действий  науч-
но-педагогической общественности вузов, представителей предприятий,
учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержа-
ния высшего и послевузовского профессионального образования, разра-
ботка предложений по структуре отнесенной к его компетенции области
высшего  и послевузовского профессионального образования и содержа-
нию основных образовательных программ.
     1.3. УМО  создается федеральным (центральным) органом управле-
ния высшим профессиональным образованием или  иным  государственным
органом управления образованием.
     Вуз, на базе которого создается УМО (базовый вуз), должен рас-
полагать  высококвалифицированными  научно-педагогическими кадрами,
современной учебной базой, и в нем должны реализовываться образова-
тельные  программы по большинству направлений подготовки (специаль-
ностей) высшего и  послевузовского  профессионального  образования,
отнесенных федеральным (центральным) органом управления высшим про-
фессиональным образованием к компетенции данного УМО.
     1.4. В состав учебно-методического объединения на добровольных
началах в качестве его членов входят научно-педагогические и другие
работники  (далее  -  представители) государственных высших учебных
заведений Российской Федерации независимо от  ведомственной  подчи-
ненности и негосударственных вузов,  имеющих государственную аккре-
дитацию,  в которых реализуются основные образовательные  программы
по  направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовс-
кого профессионального образования,  относящимся к компетенции УМО,
а также предприятий, учреждений и организаций, действующих в систе-
ме высшего и послевузовского профессионального образования и  заин-
тересованных  в  совершенствовании подготовки специалистов по соот-
ветствующим направлениям подготовки (специальностям).
     К участию  в  своей  работе  УМО  может привлекать иностранных
граждан,  лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации.
     1.5. Учебно-методическое объединение строит свою  деятельность
на  принципах равноправия всех входящих в УМО представителей вузов,
предприятий, учреждений и организаций, коллегиальности руководства,
гласности принимаемых решений.
     1.6. Учебно-методическое объединение  осуществляет  свою  дея-
тельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и
нормативными актами соответствующих государственных органов  управ-
ления образованием,  решениями координационных советов учебно-мето-
дических объединений,  положением об УМО,  разработанным на  основе
настоящего Типового положения.
     1.7. Учебно-методическое объединение ежегодно  направляет  ин-
формацию  по  направлениям  своей деятельности в федеральный (цент-
ральный) орган управления высшим профессиональным образованием и  в
государственный орган управления образованием, создавший УМО.
     1.8. Решения учебно-методического  объединения  принимаются  в
соответствии с регламентом, устанавливаемым положением об УМО.

               2. Основные направления деятельности
                 учебно-методического объединения

     Для решения поставленных задач по отнесенным к компетенции УМО
направлениям  подготовки (специальностям) высшего и послевузовского
профессионального образования учебно-методическое объединение:
     2.1. Участвует в разработке проектов государственных образова-
тельных стандартов, требований к уровню подготовки выпускников, со-
держанию основных и дополнительных образовательных программ.
     2.2. Формирует перечни аннотированных  программ  специализиро-
ванной подготовки магистров, специализаций в рамках специальностей,
учебнометодической литературы и материально-технического  обеспече-
ния учебного процесса.
     2.3. Участвует в разработке проектов примерных учебных  планов
и образовательных программ высшего, послевузовского и соответствую-
щего дополнительного профессионального образования.
     2.4. Организует обеспечение высших учебных заведений норматив-
нометодической документацией по  подготовке  специалистов  послеву-
зовского и всех ступеней высшего профессионального образования.
     2.5. Участвует в  разработке  перечня  направлений  подготовки
(специальностей)  высшего и послевузовского профессионального обра-
зования.
     2.6. Участвует  в  подготовке и экспертизе проектов документов
по вопросам развития высшего,  послевузовского  и  соответствующего
дополнительного профессионального образования.
     2.7. Участвует в разработке программ повышения квалификации  и
переподготовки профессорско-преподавательского состава.
     2.8. Проводит по поручению федерального (центрального)  органа
управления высшим профессиональным образованием экспертизу аттеста-
ционных дел по присвоению ученых званий профессора и доцента препо-
давателям высших учебных заведений.
     2.9. Вносит в государственные органы  управления  образованием
предложения о реализации государственной политики в области образо-
вания.
     2.10. Участвует  в  разработке государственных образовательных
стандартов начального и среднего  профессионального  образования  с
целью  их согласованности с государственными образовательными стан-
дартами высшего профессионального образования.
     2.11. Участвует в разработке примерных программ экзаменов кан-
дидатского минимума по соответствующим специальностям.
     2.12. Участвует  в  формировании  перспективных планов издания
учебников и учебных пособий с  грифом  федерального  (центрального)
органа  управления высшим профессиональным образованием,  ведомств,
учебнометодических объединений.
     2.13. Участвует в организации и проведении конкурсов по созда-
нию учебной и методической литературы, аудиовизуальных средств.
     2.14. Проводит по поручению федерального (центрального) органа
управления высшим профессиональным образованием рецензирование под-
готовленных к изданию рукописей учебников и учебных пособий, а так-
же учебной и методической литературы соответствующего  дополнитель-
ного профессионального образования.
     2.15. Вносит в государственные органы управления  образованием
предложения о совершенствовании учебного процесса, организации кад-
рового,  методического и материально-технического обеспечения учеб-
ного процесса в вузах.
     2.16. Проводит конференции,  семинары и совещания по проблемам
высшего и послевузовского профессионального образования, студенчес-
кие олимпиады и конкурсы.

           3. Управление УМО и организация деятельности

     3.1. Руководство деятельностью учебно-методического  объедине-
ния  осуществляет выборный коллегиальный орган - совет учебно-мето-
дического объединения,  а в перерывах между  заседаниями  совета  -
президиум,  председатель  и  заместитель  председателя совета учеб-
но-методического объединения.  Совет учебно-методического объедине-
ния  представляет на утверждение в государственный орган управления
образованием, создавший УМО, председателя и заместителя председате-
ля совета учебно-методического объединения.
     Совет учебно-методического объединения принимает положение  об
учебно-методическом объединении, которое утверждается государствен-
ным органом управления образованием, создавшим УМО.
     3.2. Функции  председателя  и  заместителя председателя совета
учебнометодического объединения определяются положением об УМО.
     3.3. Федеральным  (центральным) органом управления высшим про-
фессиональным образованием для согласованности стратегии, принципов
и  методов работы учебно-методических объединений могут создаваться
координационные советы учебно-методических объединений,  в  которых
каждое учебно-методическое объединение имеет своего представителя в
лице председателя совета УМО.
     3.4. Учебно-методическое объединение может самостоятельно фор-
мировать необходимые для выполнения  возложенных  на  него  функций
учебно-методические   советы,  комиссии  и  другие  организационные
структуры в соответствии с положением об УМО.
     3.5. Государственные  органы управления образованием и муници-
пальные органы управления образованием вправе  оказывать  поддержку
учебнометодическому объединению.

                 ************************