30 ноября 2017 Культура

В Москве открылась выставка «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век»

news
3 фото

Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век» - авторский проект президента музея Ирины Антоновой, приуроченный к ежегодному фестивалю «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». 

В основу экспозиции легла научная публикация крупнейшего историка искусства Нины Александровны Дмитриевой (1917–2003), которая рассматривала русское искусство в контексте мирового, рассказывала о его своеобразии и месте среди других европейских художественных школ. 

Ее статья «Передвижники и импрессионисты» стала итогом размышлений о формировании во Франции и в России поколения художников с разным мировоззрением и мироощущением, но воодушевленных борьбой с академизмом и различными путями пришедших к решению схожих задач.

В экспозиции представлено 80 полотен российских и французских художников, созданные на рубеже XIX и XX столетий – в период, когда в искусстве рождался новый язык, возникали новые формы и смыслы. 

«Сопоставление творчества русских и французских мастеров, передвижников и импрессионистов, в едином выставочном пространстве – это яркая демонстрация двух величайших явлений в художественной культуре XIX столетия. Мы понимаем, какой перелом совершился на рубеже XIX-XX веков, не только в пластических искусствах — во всех. В литературе, в музыке — везде. Передвижники и импрессионисты — это были те, которые сначала обозначили этот перелом в середине XIX века и продвигались к двадцатому», — поясняет президент ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Экспозиция выстроена по принципу диалога и поиска параллелей. Портрет актрисы Жанны Самари, созданный Пьером Огюстом Ренуаром «перекликается» с «Сибирской красавицей» Василия Сурикова, «Кабачок» Эдуарда Мане – с картиной «В ресторане» Владимира Маковского. 

Рядом расположены две известные «парижские» картины Камиля Писсаро и Константина Коровина, «Комедианты» Пабло Пикассо и «Дети» Валентина Серова… Большая часть полотен хорошо знакома ценителям живописи, но именно возможность необычного «соседства» позволяет  увидеть их по-новому и, несмотря на определенные расхождения, найти точки соприкосновения, считает Ирина Антонова. 

«В работе над проектом выставки общие усилия специалистов в области русского искусства из Государственной Третьяковской Галереи и кураторов французского собрания из ГМИИ им. А.С. Пушкина были направлены на то, чтобы убедительно проиллюстрировать оригинальные идеи Н.А. Дмитриевой художественными произведениями из музейных коллекций. В первую очередь мы опирались на размышления и выводы Нины Дмитриевой о том, что оба художественных направления были конкретной формой творческого сознания, характерного для данного исторического периода, оба оказали влияние на дальнейшее развитие искусства. И в этом смысле они являются неотъемлемой частью друг друга – отражением и выражением общественного сознания целой эпохи, ее устремлений и чаяний», - рассказывает она.

В экспозиции представлены картины и графические листы французских и русских художников из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, работы передвижников из коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и других музеев: Эдуарда Мане, Ильи Репина, Владимира Маковского, Альфреда Сислея и Алексея Саврасова, Валентина Серова и Пабло Пикассо, Николая Ярошенко и Пьера Огюста Ренуара, Михаила Врубеля и Анри де Тулуз-Лотрека.

В залах представлены также знаменитые произведения постимпрессионистов – Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена. Эти мастера не были объединены общей программой или художественным методом, но были современниками импрессионистов, их последователями и учениками, уточняют организаторы выставки. 

Экспозиция «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» продолжает серию проектов, посвященных аспектам взаимных влияний, параллелей и диалогов в творчестве художников различных эпох и стран. Среди наиболее ярких примеров таких выставок: «Москва — Париж. 1900—1930» (1982), «Москва — Берлин. 1900—1950» (1996), «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» (2005), «Голоса воображаемого музея Андре Мальро» (2016–2017).

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты