Образование

24 декабря 2002 Образование

Обзор российской прессы за 24 декабря 2002г.

news
1 фото

 

(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")

ИСТОЧНИК: Комсомольская правда (Москва) ДАТА: 2002-12-24 НОМЕР: #236 ТЕКСТ: В классе должно быть не больше 25 человек 1 сентября 2003 года вступят в силу новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 'Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях'(СанПиН 2..2.1178-02).На днях документ утвержден Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Онищенко. Всего полгода остается школам, чтобы привести свое хозяйство в соответствие с требованиями этого документа. Как, по мнению врачей и гигиенистов, должна быть организована учеба наших детей? ПРО ШКОЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ. Количество обучающихся не должно превышать вместимости, предусмотренной проектом здания. Если же школа только сейчас строится, то в городе она должна быть рассчитана не больше, чем на 1000 человек. Если в сельской малокомплектной школе только младшие классы, то в них могут учиться не больше 80 человек, если младшие и средние - 250 человек. Если же школа полная - в ней должно быть место для учебы 500 ребят. В школьном здании должно быть не больше трех этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство учреждений высотой в этажа. Если школа размещена в ранее выстроенном - 5-этажном корпусе, четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые обучающимися кабинеты. Гардеробы размещаются на 1-м этаже. В них должны быть оборудованы ячейки для каждого класса. Младших школьников обучают в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок. Для ребят, обучающихся в средней и старшей школе, допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных. В сельском общеобразовательном учреждении при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам. Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия - биология, математика - черчение, черчение - рисование, история - география, литература - иностранный язык. На одного ученика должно приходиться не менее 2,5 кв. метра площади кабинета. При каждом кабинете или группе из 2 - 3 кабинетов организуется лаборантская. Наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики. Спортивный зал следует размещать на 1-м этаже в пристройке. Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х 2 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв.м на одно место и 60% от общего количества обучающихся учреждения. В школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях следует иметь лекционную аудиторию.Кабинет врача в школе должен быть длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и площадью не менее 1 кв. метров. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв.м на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники. ПРО УБОРКУ И ТЕМПЕРАТУРУ.Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. (Продолжение документа читайте в следующем номере 'КП' - 25 декабря.) ПРО ПИТАНИЕ. Для обучающихся должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей им может быть предоставлен и обед. Посещающие группу продленного дня обеспечиваются по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в учреждении - и полдником.Столовые предусматриваются в учреждениях с числом обучающихся более 100 человек. При столовых устанавливаются умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. В сельских школах (средних и неполных средних) требования к организации питания те же, что и в городских. В питании запрещается использовать: фляжное, бочковое, не пастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения); творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек, сметану используют в виде соусов и в первое блюдо за 5-10 мин. до готовности); зеленый горошек без термической обработки; макароны с мясным фаршем (по-флотски), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, фаршмак из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные); напитки, морсы без термической обработки, квас; грибы, макароны с рубленым яйцом, яичницу-глазунью; пирожные и торты кремовые; жаренные во фритюре пирожки, пончики. А КАК В СЕЛАХ? В селах ученикам младшей школы разрешается идти пешком не более двух километров или ехать на автобусе не более 15 минут. Ученики средней и старшей школы могут топать уже километра или ехать на автобусе до 30 минут. Подвозить автобусами детишек в школу сельские власти обязаны, если те живут на расстоянии свыше 1 км от общеобразовательного учреждения. Причем от дома до остановки школьного автобуса должно быть не более 500 метров. Те ребята, кто живет дальше 15 километров от школы, или те, кто не может ежедневно добираться в школу по причине непогоды, должны быть расселены в пришкольном интернате. Его вместимость должна быть не меньше 10 процентов от общего числа школьников. ИСТОЧНИК: Труд (Москва) ДАТА: 2002-12-24 НОМЕР: #229 ТЕКСТ: ЧЕМУ НАС УЧАТ В ШКОЛЕ Ольга СОЛОМОНОВА. ЛЮДМИЛА ПУТИНА ВЫСТУПАЕТ В ЗАЩИТУ ПРАВ УЧЕНИКОВ. Первая леди приняла участие в работе "круглого стола", посвященного актуальным проблемам общеобразовательной школы и правам ребенка. О чрезмерных нагрузках школьников, необоснованном авторитаризме педагогов, отчужденности семьи от школы, низком уровне правовой культуры - словом, обо всем, что не позволяет ребенку чувствовать себя комфортно и защищенно, - шла дискуссия в Центре развития русского языка. Министр образования Владимир Филиппов выступил по своему профилю - о праве российских детей на качественное образование, для реализации которого нужно, в свою очередь, решить проблему качества образования учителей, в том числе и связанный с этим вопрос их заработной платы. Говоря об отношениях учителя и учеников, Филиппов сообщил, что 50 процентов детей считают, что все учителя хорошо к ним относятся, 23,5 процента говорят об уважительном к себе отношении учителей. Но эта цифра одновременно означает, подчеркнул он, что около 75 процентов детей считают, что учителя относятся к ним недостойно. При этом министр посетовал на то, что защите прав школьника со стороны учителей в вузах не учат. Позицию Минтруда в семейной политике и свой взгляд на роль семьи в обеспечении прав ребенка на образование высказала первый заместитель этого ведомства Галина Карелова. Основное внимание, по ее мнению, надо направить на семью, где есть дети, - неважно, полная она или нет. С основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка, как выяснилось в ходе дискуссии, не знакомы не только большинство родителей и детей, но и 80 процентов учителей - гарантов защиты прав школьника. На это обратила внимание Ирина Ахметова - заместитель директора московской школы-лаборатории N 199. А от родителей выступила Галина Грязнова, которая, в частности, предложила отменить оценки по физкультуре, рисованию и пению. Параллельно взрослому работал детский "Круглый стол", где ученики 8 - 11 классов обсуждали те же проблемы. Здесь супруга президента России довольно долго и тепло общалась со школьниками. Позже ребята сказали корреспонденту "Труда", что Людмила Александровна очень хорошо понимает их проблемы - и учебные перегрузки, и отсутствие времени на личную жизнь, и имеющую место субъективность в оценке их знаний. Людмила Путина высказала и свою точку зрения: поскольку освобождение школьников от перегрузок (а это 16 - 18 -часовой "рабочий" день) в масштабах всей страны потребует времени и средств, то этот вопрос уже сегодня надо начинать решать в школах, с учителями. По ее мнению, часть учебной программы можно было бы передать в вузы. Первая леди согласилась с участниками "круглого стола" в том, что излишняя загруженность школьников связана отчасти и с низкой зарплатой учителей. "Профессию учителя, - сказала Людмила Путина, - необходимо сделать одной из наиболее оплачиваемых - мы ведь доверяем им наше будущее". Она также одобрила предложение об отмене школьных оценок по физкультуре, пению и рисованию, поскольку они приводят к развитию комплексов у детей. Выступавшая на заключительном заседании "круглого стола" ученица 11-го класса Анастасия Щедрина активно отстаивала идею школьного самоуправления: "Если я не имею прав в школе, то как, окончив ее, я смогу сразу, резко почувствовать себя гражданином?". Резонный, согласимся, вопрос. И он не остался без внимания Людмилы Путиной. Она высказалась "за демократизацию школьного обучения", в том числе и за право школьников на самоуправление. После этого согласился поддержать школы, где действует самоуправление, и министр Филиппов.

Новости по теме

Другие новости