Образование

25 декабря 2002 Образование

Обзор российской прессы за 25 декабря 2002г.

(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
ИСТОЧНИК: Независимая газета (Москва) ДАТА: 2002-12-25 НОМЕР: #275 ТЕКСТ: Образовательные проекты в сетях Даниил Студнев В Санкт-Петербурге завершил свою работу Международный образовательный форум "Инновации в образовании. Интернет и личность". Организаторами форума выступили Минобразования РФ, Федерация интернет-образования (ФИО), а также крупные общественные и коммерческие организации. 270 участников более чем из 10 стран - России, стран СНГ, США, Канады, Великобритании, Германии, Финляндии - представляли государственные структуры, общественные организации, крупный капитал, научное сообщество. В XXI веке решение проблемы информатизации образования в России должно быть приоритетным, подчеркивали в своих выступлениях все участники форума. К сожалению, на практике мы имеем обратное: до недавнего времени правительство страны не уделяло должного внимания этому вопросу. До сих пор нет программы правительства РФ по освоению глобальной сети интернет для российских граждан. В то время как департамент образования США выделяет на образовательные технологии 900 млн. долларов в год, в нашей стране инициаторами такой программы выступают пока крупный капитал и общественные организации. И действительно, в 1998 году созданная известным предпринимателем Михаилом Ходорковским Федерация интернет-образования (ФИО) инициировала грандиозный проект в России по обучению пользованию интернетом учителей средней школы. "Мы, конечно, подотстали в области интернет-образования, - признается Ходорковский, - но, когда мы начинали в 1998-1999 годах, мы не рассчитывали, что пойдем такими темпами". В сегодняшнем мире, подчеркнул Ходорковский, "интеллект является единственным главным ресурсом общества, а не сырье". В доказательство он привел такие цифры: сырьевое производство укладывается в 1 трлн. долларов, а общий валовый продукт интеллектуального производства - в 11 трлн. долларов. Можно с уверенностью утверждать, что только образование может выявить в человеке его интеллектуальные возможности. Интернет - это одна из ключевых точек образования, это новая, дешевая система коммуникаций, создающая новую среду общения. Так, согласно последним исследованиям ученых из Гарвардского университета, только 5% не могут жить без интернета, 20% опрошенных людей считают, что интернет - это хорошо, 15% поддерживают идею интернета, 55% ждут, что получится и 5% заведомо уверены, что интернет - это плохо. Если мы хотим стать частью этого мира уже сегодня, то сегодня же и необходимо вкладывать в развитие российского сектора интернета значительные средства.К 2005 году, заявил Ходорковский, ФИО планирует обеспечить доступ к международной сети интернет в каждой школе, открыть 50 региональных центров интернет-образования, в которых пройдут обучение более 250 тысяч преподавателей. Ходорковский подчеркнул, что Россия должна преодолеть возникшее отставание в области интернет-образования.Вице-спикер нижней палаты парламента Ирина Хакамада, выступившая на форуме, рассказала о фракционном проекте СПС по компьютеризации школ регионов России. Согласно этому проекту каждый депутат фракции должен оборудовать наибольшее количество школ в своем регионе компьютерами с подключением к интернету. Планируется установить 3042 компьютера в более чем 30 регионах. На данный момент подключено 1942 компьютерных места в региональных школах, детских домах, даже в Кадетском корпусе в Калининграде. "Мы, с одной стороны, говорим, что стратегия России в XXI веке - это выход на высокие технологии, на информационные технологии, образование становится приоритетом. А хватает нас на 1-2 года, затем весь пыл уходит", - подчеркнула вице-спикер ГД РФ.Затронула Ирина Хакамада еще одну болезненную для России проблему: утечка мозгов за границу. Масштабы утечки, по словам Хакамады, катастрофичны: "Идет такая утечка мозгов, что молодого поколения в России скоро не останется". Столь мрачную картину немного "оттенил" министр образования РФ Владимир Филиппов, сообщив, что в этом году создано 9 образовательных интернет-порталов, а с 2003 года они станут доступны. За два года будет создана электронная библиотека для школьников (на это выделено из госбюджета 400 млн. рублей) в 10 тысяч книг с поисковой системой для каждой.Филиппов отметил, что правительство утвердило заем Всемирного банка на 2004 год на нужды образования в количестве 300 млн. долларов, которые пойдут на создание нового в России образовательного продукта - учебники, которыми можно будет пользоваться или через интернет, или на CD-ROM. В итоге есть надежда, что будет реализован прогноз авторитетных международных экспертов: к 2006 году Россия достигнет уровня Европы по интеграции в сеть интернет. Санкт-Петербург-Москва ИСТОЧНИК: Московская правда (Москва) ДАТА: 2002-12-25 НОМЕР: #235 ТЕКСТ: Нужны ли еще стране инженеры? Виола ЕГИКОВА. Перспектива В числе трех основных документов, вынесенных на рассмотрение прошедшего в начале декабря ректорского съезда, была и программа развития инженерного образования. Ее основные положения представил председатель Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана, профессор Игорь ФЕДОРОВ, которого газета попросила ответить на несколько вопросов. - Игорь Борисович, почему такое внимание уделили проблемам инженерного образования? Они действительно столь актуальны в наши дни?- Чрезвычайно актуальны! Я уже говорил на съезде и повторю еще раз: подготовка инженеров приобретает сегодня приоритетнейшее значение, ибо от состава, квалификации инженерного корпуса такой страны, как Россия, самым непосредственным образом зависят ее экономическое положение, безопасность, авторитет на международной арене. И это вовсе не громкие слова. Мир достиг такого развития, что если государство не способно занять достойное место в сфере высоких технологий, ему придется смириться всего лишь с ролью поставщика сырьевых ресурсов. И мы находимся как раз перед такой альтернативой.- Но разве вопрос упирается в подготовку кадров? Нужна экономика, при которой высококвалифицированные инженеры будут востребованы, пока же далеко не всегда так...- Согласен, только и экономике не обойтись без грамотных, хорошо образованных специалистов, тем более - без инженеров, определяющих новые горизонты развития технологий. Не случайно развитые страны уделяют самое серьезное внимание вопросам образования, в том числе - высшего. Мало того, они активно привлекают молодых интеллектуалов извне, предлагая самые заманчивые контракты. Вспомним, какое количество перспективных молодых россиян пополнило таким образом печальную статистику утечки умов из Отечества! Западные страны с удовольствием приглашают не только наших выпускников, но и студентов-старшекурсников. Уже этот факт говорит о высочайшем уровне подготовки в ведущих отечественных вузах. Но надо отдавать себе отчет в том, что этот уровень не может бесконечно долго поддерживаться лишь за счет внутренних резервов высшей школы, которая уже много лет испытывает серьезные трудности, связанные в первую очередь с недостатком средств. Наиболее сложными были 1990-е годы, особенно для технических вузов. Тогда культивировалась точка зрения, что в России избыток инженеров, такого количества ей не нужно, и самое правильное - сократить число учебных заведений, оставив только так называемые "точки роста" - на случай, если инженеры когда-нибудь все-таки потребуются. Такие взгляды нанесли немалый ущерб российской высшей школе, конкурс в технические вузы резко упал, существенно уменьшились масштабы подготовки инженеров, в том числе и по таким направлениям, без которых немыслимо развитие высоких технологий... - Это так, но престиж инженера был поколеблен и до 1990-х, зарплата инженера была мишенью сатириков.- Вот вы и ответили на вопрос, почему эта профессия стала терять привлекательность в глазах молодежи. Так же, как сегодня, например, считается непрестижным труд вузовского преподавателя: он оплачивается недостойно. И это, кстати, одна из причин, угрожающих качеству отечественного инженерного образования.Ведущие технические вузы страны по качеству подготовки выпускников, по научным исследованиям не уступают лучшим технологическим школам мира. Именно это обстоятельство помогло наполнить отечественное инженерное образование новым содержанием, отвечающим требованиям времени. Сегодня подготовка инженера обретает принципиально новые черты, она уже далека от тех узковедомственных рамок, в которые в свое время были поставлены вузы. Мы давно уже перешли от отраслевого принципа подготовки к университетскому, это означает, что существенно усилена роль фундаментального, экономического, гуманитарного образования будущих инженеров. Изменились и направления подготовки, позволяющие обеспечивать специалистов в области высоких технологий.Это именно то, что определяет сегодня развитие страны. Вот почему в ее интересах не уменьшение масштабов выпуска инженеров, а реструктуризация направлений их подготовки. Этим, собственно, и занимается сегодня высшая школа, недаром инженерный вуз в корне отличается от того, чем он был еще лет десять назад, недаром молодежь вновь потянулась к техническому образованию, и в последние годы кривая конкурса стабильно идет вверх. Казалось бы, отрадные перемены, им можно только радоваться. Но у нас есть все основания ощущать тревогу.- С чем она связана?- Отечественная инженерная школа достаточно сильна, но есть проблемы, которые ей не поднять самостоятельно. Я упоминал, например, ситуацию с преподавательскими кадрами, она становится год от года все острее: уже сегодня ощущается острый недостаток преподавателей среднего возраста, и молодежь неохотно принимает предложение поработать в вузе. Выходит, некому передать эстафету, некому наследовать научной школе, а это прямой путь к снижению качества обучения. Необходимо повысить статус преподавателя, обеспечить нормальную оплату его нелегкого труда.Очень остро стоит вопрос с оснащением научного и учебного процесса, от этого напрямую зависит качество подготовки специалиста. Современное оборудование инженерного вуза стоит очень дорого, а то, чем располагает высшая школа, в значительной степени морально и физически устарело, сложно в таких условиях говорить о качественном обучении в области высоких технологий! Мы стараемся решать проблему своими силами, используем, например, оборудование и экспериментальные установки институтов Российской академии наук, тратим значительную часть внебюджетных средств на приобретение новой техники. Но, во-первых, этого недостаточно, а во-вторых, ныне действующий порядок налогообложения фактически приравнял вузы к коммерческим предприятиям. Мало того, что любое купленное на заработанные нами деньги оборудование сразу же оказывается государственной собственностью, нам еще надо заплатить налог - 24 процента от стоимости покупки, что делает обновление научного парка вуза еще более обременительным.Эти вопросы неоднократно поднимались руководителями вузов и до ректорского съезда, и на самом форуме. Очень обнадежила реакция президента: Владимир Владимирович Путин согласился с нами, что ситуация с налогообложением государственных вузов далека от логики. Поддержал он нас и в том, что высшая школа нуждается в обновлении материально-технической базы, изменении статуса преподавателя. Если всерьез говорить о модернизации образования, первоочередное внимание надо бы уделять именно этим вопросам. - Но на первый план выходят другие. - К сожалению, так. Дискуссия о путях развития образования ведется достаточно давно. Одна из ее тем, например, внедрение ЕГЭ. Вполне возможно, что в определенных рамках ЕГЭ, или единый государственный экзамен, был бы полезен в нашей стране, но его абсолютизация вряд ли принесет пользу. И уж точно не будет способствовать отбору в вуз талантливой молодежи, как это делают, например, университетские олимпиады, через которые ежегодно проходят десятки тысяч школьников. Такого опыта работы вузов со школами нет ни у одной страны, только в Москве на начало нынешнего учебного года 887 общеобразовательных учреждений имели договора о сотрудничестве со 133 вузами...Серьезные сомнения вызывает идея ГИФО (государственные именные финансовые обязательства). Значительно более перспективен другой подход - введение образовательного кредита, государственных субсидий. Это позволит решить такие проблемы, как направление выпускников вузов в соответствии с запросами работодателя, привлечение в среду образования средств населения в "мягком" режиме.Есть и такая сторона вопроса: как государство собирается стимулировать выбор абитуриентами инженерных специальностей? Уже сегодня ощущается явный перекос в сторону юристов и экономистов, а кто будет завтра обеспечивать потребности нашей авиации, машиностроения, радиоэлектроники, информационных технологий поддержки производства? Начнем приглашать зарубежных специалистов? Вот это и будет означать окончательный переход в разряд стран, живущих за счет эксплуатации своих сырьевых ресурсов. Но у России другое будущее. И обеспечить его помогут в том числе высококлассные специалисты, инженеры, которые обучаются сегодня в отечественных вузах. - Как вы относитесь к сегодняшнему поколению студентов? - Меня нередко просят сравнить нынешнюю студенческую молодежь с той, что была раньше. Я всегда отвечаю, что не вижу принципиальных различий, главное - молодость, оптимизм, желание учиться. Сегодняшних студентов отличает больший прагматизм, но это - реалии времени, они понятны. Вот что меня беспокоит по-настоящему, это то, чтобы у молодежи была возможность учиться и чтобы наша высшая школа оставалась столь же сильной и авторитетной, какой ее признают во всем мире. (Интелект N8(37)

Новости по теме

Другие новости