Образование

9 января 2003 Образование

Обзор российской прессы за 9 января 2003г.

(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
ИСТОЧНИК: Российская газета (Москва)  
ДАТА:  2003-01-09
НОМЕР:  #2
ТЕКСТ: 

Халтурщики на ниве знаний
Антон Зверев

Минобразования РФ объявило бой вузовской липе

ДО 1 марта 2003 года приостановлено действие лицензий на право обучать
студентов  у нескольких  высших  учебных  заведений  страны. Далеко не
секрет,  что  за  годы реформ на ниве просвещения расплодилось немалое
число  дутых  филиалов  государственных  вузов, которые весьма успешно
занимаются  дискредитацией  по-прежнему  еще высокого авторитета нашей
высшей школы.  Сегодня в  любой газете объявлений можно найти зазывную
рекламу:  дескать такой-то государственный институт лидер современного
образования!  А  присмотреться к такому лидеру , так выяснится, что он
располагается  в  трехкомнатной квартире. И значит, под видом дипломов
государственного   образца   выдает  всего  лишь  малоценные  бумажки,
говорит  первый заместитель министра образования РФ Александр Киселев.
В  том,  что  расцветшей  пышным  цветом торговле (будь то в подземном
переходе   или  непосредственно  в  студенческой  аудитории)  липовыми
400-долларовыми  дипломами  надо  положить  конец,  убеждает  и другая
цифра.  По  словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова,
до   80   процентов   негосударственных   и  от  30  до  40  процентов
государственных  вузов  берут  со  студентов  деньги  за  корочку,  не
обеспечивая  нужного образования.  Что означает это наделе?
Прейскурант по-вузовски.   Судя  по материалам Генеральной прокуратуры
РФ,  сегодня в среднем от 60 до 70 процентов студентов государственных
вузов  платят  за  свою  тягу к знаниям звонкой монетой. Установленная
Федеральным законом Об образовании квота платного приема (не более 25%
от  числа  принятых  в  вуз граждан на специальности по юриспруденции,
экономике,  менеджменту, муниципальному и государственному управлению)
соблюдается  довольно  редко,  а  на  некоторые особо модные профессии
близка   к   ста   процентам.   Например,  в  Томском  государственном
университете  систем  управления и радиоэлектроники свыше 80 процентов
мест,  финансируемых  из  госказны, заняли платные клиенты. Удивляться
нечему:  государство с превеликим трудом выкраивает деньги на зарплату
педагогам  да  стипендию их подопечным. Ну а вузы в свою очередь, дабы
свести  концы  с  концами,  потихонечку  сводят  на  нет  права  своих
студентов, взимая с них плату чуть ли не за каждый вздох.  Как, то: за
прием  документов и их оформление, за бланки приемной комиссии, выдачу
зачетной  книжки,  отдельного  пропуска  в  здание и т.п.  Наконец, за
получение диплома и отдельно приложения к нему (в среднем по пятьдесят
рублей  с человека). Дальше  всех  на  этом  незаконном  поприще  ушла
администрация    Читинского    филиала    Иркутской    государственной
экономической      академии,      где      с      молодых      взимали
добровольно-принудительные  взносы на содержание здания, хозяйственные
расходы  и  развитие  филиала.  Правда,  местный суд, по иску одной из
студенток,  признал  эту практику незаконной. Это, однако, не помешало
предприимчивым  руководителям  долгое  время  собирать  дань  со своих
подопечных  и  далее.  Весь вышеперечисленный, цветущий майским цветом
набор  злоупотреблений, похоже, и вынудил Минобразование РФ взяться за
расчистку  вузовских  рядов  от недоброкачественных академий сельского
хозяйства,  права  и  социальной  риторики.  Впрочем,  темпы  вращения
созданной  при  министерстве  Государственной  инспекции по аттестации
учебных  заведений России явно не соответствуют масштабу работ. Тем не
менее выявлена первая тройка потенциальных нарушителей, среди которых:
Ивантеевский   институт   управления  и  права;  филиал  Высшей  школы
приватизации   и  предпринимательства  (г. Москва)   Санкт-Петербурга;
Ростовский-на-Дону   институт   бизнеса   и  права.  Кроме  того,   за
предоставление  образовательных  услуг  без лицензии (по специальности
Юриспруденция)  до  первого  марта  2003 года  приостановлено действие
лицензий   на   право   обучать   студентов   у   филиала  Московского
государственного  социального  университета  в  Кисловодске  и       у
Пятигорского   филиала   Международной  академии  предпринимательства,
превысившего предельную  цифру набора слушателей.  Аналогичное решение
принято   и  по  прописанному  в  Новосибирске  Московскому  институту
социальных  отношений и права. Наконец, в ближайшее время по судебному
иску    Минобразования   РФ   будет   оспорена   лицензия   на   право
образовательной      деятельности     негосударственного     заведения
Международная   академия   маркетинга   и   менеджмента   МАМАРМЕН  за
предоставление  заведомо недостоверных данных о себе. 
ГАИ для вузов. Идея полиции  качества, своеобразной ГАИ для учреждений
образования,  давно витает  в  воздухе,  но заработала  только сейчас,
говорит председатель Государственной  инспекции  по аттестации учебных
заведений России Юрий Акимов. На первых порах  нас будет интересовать,
конечно,  качество  работы  вузов,  причем   наиболее   популярных,  а
потому  многочисленных:  экономических,  управленческих,  юридических. 
Ежеквартально  летучие отряды  из  авторитетных  преподавателей  будут
подвергать внезапным проверкам  по  десять-пятнадцать  высших  учебных
заведений,  лишая  нарушителей  конвенции  аккредитации  (целиком  все
учреждение либо по той или иной программе подготовки)...

 
ИСТОЧНИК: Российская газета (Москва)  
ДАТА:  2003-01-09
НОМЕР:  #2
ТЕКСТ:

Научите меня жить
Елена НОВОСЕЛОВА

Владимир Филиппов 
МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ РФ

- В  новом  году  сын  оканчивает  одиннадцать  классов  и  собирается
поступать в институт.  Здоровьем  он  похвастаться  не  может, поэтому
для меня неприятной неожиданностью стали рассказы  его старших  друзей
о вступительных экзаменах в этом году.  Ребята сдавали сразу несколько
экзаменов  за  один  день.  Разве  такое  допустимо?
Ничипоренко Л.К., Москва. 
--  По  закону   порядок   и   регламент    проведения   вступительных
испытаний  сейчас  находится в компетенции высших  учебных  заведений.
В советские времена  Министерство образования  направляло  в  вузы так
называемые  рекомендации,  в  которых  говорилось,  что  вступительные
экзамены по возможности должны проводиться с промежутком минимум в два
дня.  В  90-х  годах  Минюст  признал  наше  письмо  недействительным,
ссылаясь на то, что времена администрирования закончились и назначение
срока  экзаменов  находится  в  компетенции  вуза.  Тем  не  менее  99
процентов  российских  институтов  продолжают  принимать вступительные
экзамены,  опираясь на хорошо зарекомендовавшее себя правило. И только
несколько  вузов  страны  практикуют иной подход. Мы попытаемся внести
поправку  в  новые Правила приема в высшие учебные заведения , которые
сейчас готовятся.
-  В  одной  из газет  прочитала о том, что в обычной школе собираются
вводить  еще  три  новых  предмета:  социологию,  право  и  экономику.
Остается посочувствовать нашим детям. Помню себя в десятом классе.  На
последнем,  шестом(!), уроке  в голову  уже ничего  не лезло.  Что  же
делают  наши  школьники  на седьмом, восьмом, девятом уроках?
Павлова  Светлана,  Омск.
--  Абсолютно справедливое  замечание.  Конечно же, седьмой,  восьмой,
девятый  и  десятый  уроки  недопустимы.  К слову,  один  из  основных
вопросов  модернизации  образования  и,  в частности, разработки новых
стандартов школьного образования это разгрузка содержания образования.
Идет серьезный  спор,  что нужно  оставить,  а что убрать из  школьных 
курсов,  чтобы  и здоровье детей сохранить, и хорошие знания  им дать.
Недавно на съезде ректоров  Президент России  говорил о том,  что наше
образование  действительно  одно  из  самых  системных,   и  мы  можем
гордиться    его   фундаментальной   частью.    Но,   как   подчеркнул
Владимир  Путин,  школа должна в большей степени, чем раньше, готовить
человека  к  жизни  в обществе. Ведь мы не учили ребенка главному: как
жить  в  семье,  как  строить  отношения в трудовом коллективе. Основы
экономики и права были абсолютно невостребованными. А такая наука, как
социология,  у  нас  вообще  не  развивалась. Сейчас мы пытаемся найти
компромисс     между     тем,    чтобы    сохранить    фундаментальное
естественно-научное  образование  и  обогатить  его  новыми предметами
социального  направления,  а  также  освободить  время  на  ежедневные
часовые  занятия физкультурой. Это очень трудная задача потому, что мы
остались  в Европе единственной страной, которая пытается решить ее за
одиннадцатилетку,  а  все остальные, включая наших бывших собратьев по
СССР  (Молдова,  Украина,  страны  Балтии, Белоруссия), уже перешли на
12-летнее  образование.  Выход  здесь  такой:  тонкие  важные  разделы
физики,  химии,  математики,  биологии  перенести в профильную старшую
школу.  Там  можно  будет  заняться  углубленным  изучением  выбранных
школьником предметов.
-  В нашей школе много говорят о ЕГЭ. Коснется ли  он престижных вузов
Москвы:  МГУ,  РГГУ,  Социальный университет,  Бауманский университет,
Иняз  имени  Мориса Тореза и др..
Понедельский Николай, Волгоград.
-- Суть ЕГЭ следующая:  дети  по окончании школы сдают  пять экзаменов
(два   обязательных,   три  по  выбору).  Итоги  испытаний проверяются
централизованно   не  только   вне  стен  школы,  но  и  за  границами
региона субъекта Федерации.  Это обеспечит  более  объективную  оценку
знаний  учащихся.  Результаты  ЕГЭ  ребенок  может  направить в 10, 20
вузов  страны,  никуда  при  этом не выезжая. Такой подход значительно
расширяет  доступность  образования  для детей из нестоличных городов,
также устраняет проблему коррупции при поступлении в вузы. Система ЕГЭ
с  2005  года  должна вступить в действие во всех субъектах Российской
Федерации.  Сейчас в эксперименте участвуют 48 регионов РФ и около 150
высших учебных заведений. В Москве 16 вузов на вступительных экзаменах
засчитывают   итоги  ЕГЭ.   Столица  пока   не  может   участвовать  в
эксперименте  в  полном  объеме,  потому что иначе москвичи, сдав ЕГЭ,
заняли  бы  места,  предназначенные для детей из регионов, где не было
единого  экзамена.  Конечно,  мы  будем  учитывать специфику отдельных
учебных заведений. Например, вузы культуры, искусства, спорта, военные
вузы,  возможно,  будут  иметь  дополнительные  испытания по отдельным
предметам на углубленные программы. Конкурс там, как правило, большой,
и  требуется  специфический отбор детей. Но результаты по обязательным
для  всех  вузов  предметам,  например  русский  и  литература,  будут
засчитываться  по  ЕГЭ.
-  Я  живу в Подмосковье.  Не знаю,  как в других городах,  но  у  нас
занятия начинаются с 8 часов утра. Зимой детишки идут в школу в полной
темноте.  Москвичам,  слышал,  повезло больше, они учатся  с  половины
девятого.     Существуют    ли   какие-нибудь   гигиенические   нормы,
регламентирующие  длительность  рабочего дня у школьников:  его начало
и конец?
Первушин Н.К., Лыткарино Московской области.
-- Длительность  учебного  дня  регулируется  санитарными  правилами и
нормами,   учрежденными   главным  государственным  санитарным  врачом
Российской  Федерации.  Эти  документы есть во всех органах управления
образования.  Они  регламентируют,  сколько  часов  в  день дети могут
находиться  в  школе  в  разном  возрасте.  Начало  занятий  по нашему
законодательству оговаривается в уставе школы, но родительский комитет
или  совет  попечителей  вправе  ставить  вопрос  об изменении времени
первого звонка. Если мнение родительского комитета не будет учтено, он
имеет  право  обратиться  к учредителям данного учебного заведения, то
есть в местные органы власти.
-  Имеет  ли  льготы  при  поступлении  в  высшее  учебное   заведение
абитуриент со стажем работы по выбранному профилю?
Новиков А.М., Тюмень.
-- В настоящее  время  законодательством  этих льгот не предусмотрено.
Действительно,   в   советские   времена   у  двух  категорий  граждан
(стажников,  проработавших   не  менее  двух  лет,  и демобилизованных
из армии) было право внеконкурсного приема в высшие учебные заведения.
Большинство льгот  для  внеконкурсного поступления сохранилось  только
для  ребят, отслуживших  в армии.  Я  подробно  о них  рассказывал  на
страницах  Российской  газеты.  Напомню, что  для демобилизованных при
особых  обстоятельствах  законодательство предусматривает  даже  прием
в вуз без экзаменов. Хотя льгот по внеконкурсному приему для стажников
сейчас   нет,   но  при  равенстве  баллов  многие  учебные  заведения
технической  направленности   все  же  отдают  им  предпочтение.  Если
человек,  проработавший несколько лет после  школы, смог показать себя
на экзамене  не хуже,  чем школьник, у которого   знания   еще  совсем
свежие,  такого  абитуриента  стоит поддержать.  Любят стажников почти
во всех вузах технического профиля, к  примеру  в Университете  дружбы
народов   имени  Патриса  Лумумбы,   на  специальностях    инженерной,
сельскохозяйственной, экологической направленности.

Подготовила Елена НОВОСЕЛОВА.

Новости по теме

Другие новости