Образование

17 января 2003 Образование

Обзор российской прессы за 17 января 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
ИСТОЧНИК: Независимая газета (Москва) НОМЕР: #5 ДАТА: 2003-01-17 АВТОР: ТЕКСТ: 15 ведущих вузов России Наталья Савицкая Продолжаем тему ведущих вузов России. Напоминаем суть. В недрах Минобразования РФ зреет план деления вузов на ведущие и обычные. Ведущим вузам России - особое внимание государства. Предполагается, что эта особая забота будет включать: целевую поддержку научно-педагогических школ, увеличение фонда заработной платы преподавателей, предоставление вузу права на разработку образовательных стандартов и основных образовательных программ, на проведение дополнительных испытаний, приоритетное выделение средств на приобретение оборудования и многое другое, включая даже увеличение стипендий студентам. Но гораздо важней этих видимых шагов будет влияние названия "Ведущий вуз РФ" на всю последующую жизнь выпускника. Исследуя опыт западных соседей, можно предположить, что выпускникам этих замечательных высших учебных заведений несложно будет найти престижную и высокооплачиваемую работу. Облегчится дальнейшее продвижение молодых людей по служебной лестнице и возможное дальнейшее обучение в аспирантуре. В объявлениях по найму, возможно, будут писать: "Приглашаем на работу выпускников ведущих вузов". Авторство идеи деления сегодня даже сложно определить, слишком многие, в том числе и ректоры российских вузов, относятся к зреющему проекту с большим удовлетворением. Считается, что это может приостановить поток "липовых" дипломов. Все мы знаем, на деле - вуз вузу рознь, на практике - дипломы всех равноценны. Нет разницы между подлинной кузницей высокопрофессиональных кадров и фабрикой "по производству липы". Не устраняет видимой прорехи в высшем отечественном образовании и система аккредитации вузов. Вроде бы аттестационная комиссия свою работу делает, тем не менее количество некачественных вузов растет. Возможно, было бы честней перевести уже сегодня некоторые "не справляющиеся" вузы или даже ряд специальностей в университетах в разряд колледжей, как это принято в большинстве других стран. Например, во Франции система высшего образования включает в себя часть системы подготовки специалистов среднего звена. Выпускники этих учебных заведений получают дипломы BTS (так называют диплом о специальном среднем техническом образовании) и DUT (Diplome Universitaire de Technologie), которые позволяют сразу по окончании учебного заведения работать в области сервиса, в гостиничном или туристическом бизнесе в общей сложности по 24 специальностям или продолжить учебу. Полученная в лицее степень бакалавра считается первым этапом высшего образования уже потому, что присуждается жюри, возглавляемым университетским преподавателем, и кроме того, только со степенью бакалавра можно поступить в университет. В России ПТУ и колледжи любят исключительно по принуждению, а любовь к вузу почти неистребима. Поэтому и удовлетворять возрастающую потребность в высшем образовании населения спешат созданием новых университетов и академий. Народ же хочет! Доходит, как заметил министр образования РФ Владимир Филиппов, порой просто до комичного, когда в сетке расписания сразу нескольких московских вузов значатся лекции одних и тех же преподавателей МГУ или МГИМО. Как умудряются лекторы перемещаться с одного конца Москвы в другой, преподавать одновременно в разных аудиториях - загадка уфологического порядка. Итак, деление вузов... Предполагаемые критерии отбора претендентов на категорию "ведущий вуз РФ" почти полностью совпадают с теми, что сегодня используются для рейтинга вузов, составляемого ежегодно Минобразования РФ. Особенность министерского рейтинга в том, что победителей и побежденных отличает шаг в какие-то сотые балла. Иными словами, практически одновременно несколько вузов могут претендовать на первые места в таблице. В министерском рейтинге так оно и есть. Если в число ведущих вузов России не может войти больше 15 учебных заведений, то можно предположить, сколь напряженной будет борьба и как много будет зависеть конкретно от каждого члена экспертного cовета. Хорошо бы избежать при этом такой милой российской черты, как лоббирование интересов ближнего. Другой важный момент заключается в том, что если состав Экспертного совета будет сформирован полностью из чиновников Минобразования и прочих начальников, то ректоры автоматически становятся очень и очень управляемыми... Попробуем сформировать возможный список ведущих вузов России. Если бы список ведущих вузов составляли сегодня, возможно, он выглядел бы так: 1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 2. Санкт-Петербургский государственный университет 3. Московский физико-технический институт (государственный университет) 4. Российский университет дружбы народов (Москва) 5. Томский государственный университет 6. Казанский государственный университет 7. Нижегородский государственный университет 8. Ростовский государственный университет 9. Уральский государственный университет (Екатеринбург) 10.Московский инженерно-физический институт (государственный университет) 11.Новосибирский государственный университет 12.Южно-Уральский государственный университет 13.Кабардино-Балкарский государственный университет 14.Кубанский государственный университет 15.Воронежский государственный университет ИСТОЧНИК: Независимая газета (Москва) НОМЕР: #5 ДАТА: 2003-01-17 АВТОР: ТЕКСТ: Учителя обиделись на Починка Наталья Савицкая На днях перед зданием Госдумы РФ вдруг появились пикетчики с требованиями повысить зарплату учителям. Странно... Вроде еще совсем недавно глава Минтруда Александр Починок бодро вещал с экрана о росте зарплаты учителей, врачей... С чего ж пикет-то? Что? Написано на лозунге: "В России нет наверняка министра хуже Починка..." Совсем уж непонятно... Чем это вдруг министр не угодил? Ведь почти готова новая концепция реформирования системы оплаты труда организаций бюджетной сферы. В ней нет прежней единой тарифной сетки, мы переходим к отраслевой системе оплаты труда... Так что, ура! "...Документ, который рассматривается сегодня, не улучшит жизнь российского учителя, а возможно, и ухудшит ее", - говорит комитет по образованию и науке ГД РФ и предлагает срочно рассмотреть альтернативный вариант проекта. "Может, все-таки президента страны не полностью информируют!" - нервно восклицает председатель профсоюза работников народного образования Владимир Яковлев. "Как быть с позицией президента, который неоднократно подтверждал свои намерения не ущемлять положения бюджетников..." По мнению думцев и профсоюза, рост зарплаты в 1,33 раза, который должен быть уже с октября этого года, даже не перекроет возросшего прожиточного минимума... Учительская зарплата так и не стала равной средней заработной плате в промышленности. Так что "...если государство записало для себя, что образование - приоритет государственной политики, то оно должно как минимум взять учительство под зону ответственности федеральной власти, нужны федеральные гарантии по оплате учительского труда..." - требует комитет ГД РФ. "Невозможно, - отвечает на все это неутомимый Минтруда. - Сегодня из федерального бюджета мы оплачиваем только 20% работников социальной сферы. И если мы дадим федеральные гарантии на учителей, их надо будет выполнять. Дополнительных денег в федеральном бюджете на учителей нет. Нехорошо получится. Вот сегодня хотят переложить оплату учительского труда с муниципального уровня на региональный. Так пусть субъекты Федерации учителями и занимаются..." Только субъекты-то у нас разные... богатые, бедные... Уже сегодня задолженность по выплате зарплаты учителям в некоторых регионах России возросла до 1 млрд. рублей (справка ГД РФ). Олег Смолин, член комитета по образованию и науке ГД РФ, недоумевает еще и по другому поводу. Недавно пытались отнять льготы у сельских учителей (кажется, отложили рассмотрение вопроса до 2005 года). В материалах к проекту федерального бюджета на 2003 год предлагалось прекратить действие статьи 22 Закона Российской Федерации "О социальном развитии села", которое гарантировало повышение на 25% окладов и тарифных ставок учителей сельских школ. Вдобавок с первого января 2003 года планировали приостановить действие постановления ВЦИК РСФСР "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках", принятого еще в 1930 году. Этот документ все это время гарантировал учителям села бесплатное предоставление жилья, бесплатное отопление и освещение... Вот эти льготы и хотели убрать, но вовремя одумались. Учитывая, что все расходы образовательных учреждений финансирует учредитель, Минобразования и Минтруда России теперь совместно разрабатывают предложения об установлении нормативов выплат льгот по коммунальным услугам педагогам. На основе этих нормативов законодательная и исполнительная власти на местах будут решать, какие льготы назначать. Кстати, несложно представить себе, чем взрывоопасна ситуация с отменой льгот? Осложнится быт учителя на селе - молодые педагоги покинут школы. Не будет школы - вымрет село. Кроме того, к кому сельчане чаще идут за советом? Правильно, к учителю. Ай, ай, какой непопулярный шаг, какой неуклюжий пиар правительству... А выборы-то не за горами! Теперь еще бы понять, почему вопрос зарплаты учителей должен волновать всех нас, простых и смертных (о "несмертных" - речь не ведем)? Ведь "прежде всего мы - родители, а все остальное - потом". И вопрос будущего каждой семьи напрямую зависит от того, кто и как учит ребенка в школе. Сами понимаете, когда учитель "борется за жизнь", а по новому проекту зарплата молодого учителя школы составит 60% прожиточного минимума, требовать качества образования от школы даже как-то совестно. Нет сомнений, что новый проект реформирования системы оплаты труда правильно ставит акценты: кому платить меньше, кому больше. Схема тарифных ставок действительно разумна и логична, но... маленький нюанс: разница в зарплатах минимальных и максимальных ставок в одной категории составляет 200-400 рублей. Есть ли стимул для профессионального роста педагога? В общем, оклад молодого преподавателя (по новому проекту) 2100 рублей, профессора - 3735 рублей. Оклад учителя со средним образованием - 1440 рублей, с высшим - 1750 рублей, самолет до Новосибирска, "Мекки" русской науки, - 5265 рублей, учебник для вуза - 250 рублей... При чем здесь самолет и книга? Да просто в "презренные" доперестроечные времена зарплата у профессора была 420 рублей, билет на самолет Новосибирск-Москва - 26 рублей, а книжка - 40 копеек. Ситуация вокруг зарплаты волнует и президента. Как раз в декабре Владимир и Людмила Путины (19 и 20 декабря) говорили о зарплате учителей. Президент в прямом диалоге с народом выразил неудовлетворение тем, что оплата учительского труда привязана к количеству часов. Людмила Путина на заседании в Центре русского языка поднимала вопрос о перегрузке учащихся. Учитель не успевает готовиться к предметам, недорабатывает на уроке. "Добирает" на репетиторстве, а в результате - дети перегружены... Президент видит разрешение ситуации в переходе на отраслевую систему оплаты труда. Думцы же уверены, что переходить на отраслевую систему оплаты труда пока рано и в принципе невозможно рассматривать этот переход в отрыве от размера предлагаемого увеличения зарплаты и от финансовых и правовых гарантий такого увеличения. Заместитель начальника управления экономики Минобразования РФ Галина Башкина предполагает, что стимулирующей оплатой труда для педагога может стать увеличение тарифной ставки хотя бы в 2 раза (это - минимум). Но, видимо, это уже вопрос политического выбора или воли... А ситуация меж тем, похоже, накаляется. Профсоюзные лидеры говорят о массовых акциях протеста учителей уже в феврале этого года.

Новости по теме

Другие новости