Образование

20 января 2003 Образование

Обзор российской прессы за 18 января 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
ИСТОЧНИК: Известия (Москва) ДАТА: 2003-01-18 НОМЕР: #8 ТЕКСТ: Школа бумажных ангелов Николай КОНОНОВ, Сергей КАПТИЛКИН Будущее России сегодня непредставимо без модернизации образования. Решения об этом принимаются на самом высоком уровне. На повестке дня стоит вопрос, в каком обществе будут жить наши дети. Будут ли они современными людьми в полном смысле этого слова: блестяще образованными, независимыми, самостоятельными. Или же наша система образования примет вид механизма, штампующего безликость и трафарет. Но одно дело - разговоры в верхах, другое - обычная жизнь обычной школы в подмосковном поселке. Впрочем, не обычной - созданной по частной инициативе, творческой, живой, искренне любимой детьми. На ее примере мы хотим показать, как местная власть относится к важнейшему социальному институту. Во дворе частной школы "Образ" в подмосковной Малаховке с утра праздничное безобразие. Дети носились на ледянках с залитой накануне горки, играли в салки на катке, перетягивали канат. В галдящей толпе ходил с микрофоном Алексей Юрьевич, учитель труда, и комментировал праздник... В это время другое безобразие - совершенно непраздничное - творилось в судьбе школы. В Арбитражном суде г. Москвы рассматривался иск администрации поселка Малаховка к негосударственному образовательному учреждению "Учебно-воспитательный центр "Образ". "Образное" мышление Главный принцип "Образа" - "школа - это родной дом" - воспринимается здесь практически буквально. Именные таблички в раздевалках, выставки работ школьников-художников, обустроенный силами педсостава и старшеклассников двор: каток, горка и аттракцион типа "тарзанки". Отношения между учителями и учениками в "Образе" довольно нетипичные. Учителя вместе с учениками играют "в бояр", катаются с горки, перетягивают канат. - У нас все устроено иначе, нежели в большинстве школ, - говорит Екатерина Иванова-Мумжиева, преподаватель младших классов. - То есть учебная программа та же (плюс, конечно, Закон Божий, "Образ" - школа с православным уклоном), а атмосфера другая. Например, зимой, если на улице холодно, на большой перемене мы сидим за большим деревянным столом и пьем всем классом чай, разговариваем. Система оценок в этой школе отодвигается на второй план. Учителя стараются ставить отметки довольно редко, чтобы ребенок понимал, что "хорошо" или "плохо" ставят не ему, а тому, что он понял и воспроизвел. В обыкновенной школе уроки труда в начальных классах проводит классный руководитель, а в "Образе" - учителя рукоделия. Наиболее заметное из рукоделий - работа с бумагой, текстилем, аппликацией. Заметное буквально - потому что школа оформлена вдохновенно: звезды, бумажные ангелы в трапезной, гирлянды... На втором этаже в отдельном классе стоят рабочий стол для лепки из глины, печи для обжига и для просушки. В "Образе" преподается такой редкий и чудесный предмет, как лозоплетение. Учитель лозоплетения Алексей Юрьевич посадил ивы прямо под окнами класса, чтобы далеко за материалом не ходить. Корзины, подставки под кастрюли, хлебницы в трапезной - все это сделали ученики. Даже абажур в кабинете директора сплетен из лозы. Директор школы Татьяна Юрьевна Смирнова выполняет функции третейского судьи, главы семейства и, конечно, управляющего всевозможными делами. Достаточно сказать, что во время нашего разговора на первом этаже прорвало трубу и к директору прибежали девочки звать на помощь. Что делать - Татьяна Юрьевна в парадном небесно-голубом платье ушла организовывать тряпочно-вычерпывательные работы. Создание частной православной школы было их с мужем семейной инициативой. В ноябре 2002 года "Образ" отметил десятилетие своей работы. Школа удивляет своей камерностью, почти семейным укладом жизни. У "Образа" есть даже погреб - повара запасают на зиму картошку, квасят капусту. Катя Юрченко учится в десятом классе. В школе она первый год - ее семья недавно переехала в Подмосковье с Украины. "Там, где я училась раньше, все смотрели на то, как и во что ты одета. В первую очередь интересовало именно это". - "А здесь в первую очередь на что смотрят?" Катя замялась: "Ну... Смотрят на... Можно так сказать - смотрят на душу?" Куда смотрит школа "Я родом из Малаховки, - рассказывает директор. - Школа смотрит окнами на дом, где я родилась. Но в целом официальная система образования мне не нравилась. Казарменные порядки, огромные классы и, как следствие, усредненный подход к ребенку. К 1992 году у нас уже сложился небольшой коллектив, и мы попытались создать частное образовательное учреждение. Директор соседней школы посоветовал обратиться за помощью к руководству Малаховского экспериментального завода. Здание, в котором мы работаем, в начале 90-х принадлежало этому заводу. И в первый год нам пошли навстречу и дали очень льготную аренду. Когда мы открылись, у нас было 37 детей и здание, приведенное в нормальный вид за две недели (естественно, силами педсостава). Мы принципиально не закладывали в план развития школы какую-либо коммерческую выгоду. Но при этом было ясно, что "Образ" должен приносить доход, чтобы учителям выплачивалась достойная зарплата. У нас православная основа, и если мы будем работать ради денег, школа перестанет быть тем, чем она сейчас является, потеряет свою суть. В "Образе" есть система скидок. В отдельных ситуациях за обучение ребенка мы не берем денег. В 1997 году здание было передано в госсобственность - то есть в ведение властей поселка Малаховка. До этого на уровне администрации Люберецкого района шли разговоры о том, чтобы здание отдали "Образу". Увы, все договоренности были только на устном уровне. Потом в районе сменилась власть и эти договоренности были забыты. А с 1997 года на школу началось давление..." Освободите здание Давление шло со стороны администрации поселка Малаховка. Конец мая, подготовка к выпускному балу, экзамены. Директору приходит письмо: освобождайте здание, выезжайте. Дети радуются лету, каникулам, а школу пытаются выгнать. А школа, между прочим, вложила в здание серьезные финансовые средства, построила гараж, хотела бы построить спортзал... С тех пор эта ситуация повторялась практически каждый год. Чиновники говорили, что им это здание нужно под новое учреждение - сами будут создавать детский сад. Через две недели другой разговор: здесь будет дом детского творчества. В последний раз на совет депутатов Татьяну Смирнову вызвали год назад. Она пришла с главным бухгалтером и со священником. Однако и бухгалтера, и священника чиновники выставили за дверь, мотивируя это тем, что вызывали лишь директора... Оставшись в одиночестве, Смирнова пыталась говорить о льготах на аренду здания, но - в который раз - безуспешно. Пункт 7 статьи 41 Закона РФ "Об образовании" гласит: "Негосударственные образовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации". "Образ" получает законную финансовую помощь. Но этих денег не хватает на упомянутую выше аренду здания, так как школа платит за эту аренду очень дорого. Что же получается? Коммунальные платежи школа вносит в полной мере, на свои деньги меняет коммуникации, чинит кровлю, обновляет фасад. В чужую собственность вложено много собственных средств. Но при этом школа не знает ни льгот, ни особенной помощи. Из статьи в местной газете "Малаховский вестник" учителя узнали, что некоторым организациям будут предоставлены льготы по аренде помещений. В список вошли баня, конюшня, магазин... И отдельной строчкой: "Школе "Образ" в льготе отказано". А еще Татьяна Смирнова рассказала такую историю. Однажды к ней в кабинет пришел человек, очень похожий на одного из представителей местной администрации, и начал вроде бы корректный с юридической точки зрения разговор: "Вы не умеете договариваться". Смирнова спросила: "Что я должна сделать? Как можно договориться?" Молчание. "Деньгами?" И ответ: "Да, Татьяна Юрьевна, как всегда - деньгами". Произнесенное можно толковать двусмысленно. Все дело в интонации. Администрация поселка Малаховка, куда мы обратились за разъяснениями, отрицает факт подобного разговора. Суд да дело 13 января в арбитражном суде г. Москвы состоялось слушание дела об иске администрации поселка Малаховка к частной школе "Образ". Предмет иска - незаключенный договор об аренде земельного участка, на котором находится здание школы. Слушание длилось несколько часов, после чего суд перенес рассмотрение дела. Корреспондент "Известий" Наталья Коныгина побеседовала с Александром Тимаковым, заместителем главы администрации поселка Малаховка. "У школы нет договора земельной аренды с администрацией, - сказал он. - Никакого разговора о льготах вестись не может, пока этот договор не будет подписан. С января 2002 года накопилась сумма денег за аренду земли, которую мы пытаемся взыскать со школы. Это законно. Я не понимаю, почему Татьяна Юрьевна просит льготы у нас, а не у области или у государства". "Если бы мы заключили договор и платили ту сумму, которую нас пытались заставить платить за землю, то разорились бы мгновенно", - поясняет Татьяна Смирнова. Малаховская цена Задачи любой местной власти ясны и просты: люди, живущие в нашем поселке, должны иметь возможность учиться, лечиться, получать или покупать приемлемое по цене и качеству жилье, ездить по хорошим дорогам, ходить по чистым тротуарам. Это задачи прежде всего социальные. Для решения именно этих задач наполняются местные бюджеты, собираются налоги с заводов, магазинов, торговых киосков, чтобы было на что содержать детсады и больницы. Малаховская же администрация хочет по полной программе собрать налоги со школы - социального института, прямого адресата льгот и государственной помощи. Местная власть своими действиями показывает: мне все равно, что школа, что бензоколонка - я свое получу. Я хочу сдать госсобственность в аренду школе по полной малаховской цене. Право имею! Прибыль превыше всего! Но "прибыль превыше всего" - это законная логика бизнеса. И абсолютно беззаконная - для государства. Для государства превыше всего социальные интересы граждан, условия и качество жизни. Закон об образовании провозгласил, что если частная школа аккредитована, то она уравнивается в правах с государственной школой. То есть родители платят за особенные "плюсы" в образовании, но средний уровень школы должно поддерживать государство. Хороша же поддержка: заключи договор и заплати сумму, после которой тебе остается только закрыться! У большинства частных школ сегодня колоссальные долги по аренде. Среди православных школ, столкнувшихся с такими проблемами, - столичные классические гимназии апостола Иоанна Богослова, "Ховрино", "Радонеж", гимназия Святого Иоанна Кронштадтского в г. Железнодорожный. Помощь же нужна не только им. Необходимы четко установленные, юридически обоснованные льготы для всех школ, аккредитованных и лицензированных. В противном случае общение педагогов с властью ничем хорошим для школ не закончится. ИСТОЧНИК: Известия (Москва) ДАТА: 2003-01-18 НОМЕР: #8 ТЕКСТ: Есть ли будущее у частных школ в России? Галина СВЯТКОВСКАЯ, директор негосударственной "Английской школы" г. Архангельска, член правления Ассоциации директоров школ Европы, член Клуба "Известий": - Конечно, у частных школ большое будущее. Я считаю, что именно в таких школах инновационный подход осуществляется в полной мере, люди настолько тщательно и умело подобраны в штат, что не может быть таких грехов, как в общеобразовательных школах. К ребенку тут подход индивидуальный, серьезно изучаются иностранные языки, компьютерное дело, здесь много кружков. С детьми занимаются больше, чем в школе обычной. В России сейчас такие школы очень нужны, только вот их права пока сильно ущемляются. Аркадий ИНИН, писатель-сатирик: - Наверное, есть. Лично я с этим не сталкивался. Надо сказать, что частники всегда более живучие, нежели государственники. Если частные школы уже разрешены, значит, у них есть будущее. Эти школы должны поставить себе задачей не "слупить" деньги, а дать достойное образование учащимся там детям, может быть, и отличающееся от принятых стандартов. Виталий КОСТОМАРОВ, филолог, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка: - Думаю, что есть. Сейчас идет развитие в эту сторону. Допускаю, что существуют школы, владельцы которых хотят получить прибыль от обучения. Главное, чтобы школа была частной по призванию. У нас ведь были такие школы в царское время, так вот если в дальнейшем соединить современные технологии и традиции преподавания, которыми богата Россия, то развитие частных школ вполне возможно. Михаил КОРЕШКОВ, директор департамента образования Владимирской области: - Я думаю, что сегодня нет оснований ставить под вопрос существование частных школ в России. У нас существует предельно четкая нормативная база, обеспечивающая существование таких школ. Есть социальная прослойка, которая является потребителем этого образования. Проблема в том, что по понятным причинам частные школы сильно зависят от конъюнктуры, от спонсорской поддержки, но сомнений в их стабильности нет. Кроме того, есть необоснованные претензии частных школ на государственную поддержку. Но все эти проблемы не делают невозможным существование самих частных школ. Анатолий ФИЩЕНКО, директор общеобразовательной школы N 2 г. Льгова, Курская область, член Клуба "Известий": - Будущее у частных школ в России, безусловно, есть. Дело в том, что массовая школа, хотели бы мы этого или нет, не соответствует запросам всего населения. Претензий довольно много. И пока у людей будут эти претензии и будет возможность заплатить за обучение своего ребенка, будут существовать и частные школы. Хотя, конечно, у таких школ есть свои недостатки. Частные элитные школы немного отрывают ребенка от действительности. Во всех смыслах - в психологическом, в способности ориентироваться в обществе. А когда ребенок ходит в обычную школу, то он вырастает в той среде, которая будет в его жизни всегда. Безусловно, обычная школа способствует социализации ребенка в большей степени, чем частная.

Новости по теме

Другие новости