Образование

4 февраля 2003 Образование

Обзор российской прессы за 4 февраля 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
ИСТОЧНИК: Коммерсант-Деньги (Москва) ДАТА: 2003-02-04 НОМЕР: #4 ТЕКСТ: В рабочем варианте ЮЛИЯ ТАРАТУТА В последние годы в России открылось много частных вузов, и институтские дипломы стали девальвироваться, а их обладатели -- выстраиваться в очередь на бирже труда. Получают работу единицы. С другой стороны, около 70% вакансий на рынке труда -- рабочие специальности. Несколько лет назад Министерство образования приняло новые программы для профессиональных училищ, нацеленные на обучение конкретным профессиям, а не на общее знакомство с сокровищами мировой пролетарской культуры. И результат не замедлил сказаться: известные в советские времена по анекдотам пэтэушники резко повысили свой социальный статус. С дипломом о высшем образовании, конечно, можно сделать хорошую карьеру. Но при этом надо иметь в виду, что сейчас на любую административную должность с достойной зарплатой претендует еще десяток таких же вузовских выпускников, а сама предлагаемая работа не гарантирует спокойного интеллектуального труда. По словам Александра Лейбовича, заместителя директора Института развития профессионального образования при Министерстве образования, официальная статистика умалчивает, сколько выпускников вузов нашли работу по специальности. При нынешней конкуренции поиск подходящей по всем параметрам работы для выпускника вуза может занять несколько лет, а такой долгий вынужденный простой сегодня зачастую равнозначен дисквалификации специалиста. Но если для человека в его будущей жизни важнее размер зарплаты, чем престиж документа о высшем образовании, то достаточно закончить профессиональное училище, то самое ПТУ, которым в советские времена родители пугали своих детей-двоечников и в которое по-прежнему принимают бесплатно и без конкурса. Роза Мустафина, руководитель отдела по работе с клиентами международного кадрового агентства -- центра "Фаворит": У нас множество заявок на трудоустройство от выпускников с институтскими и университетскими дипломами. Все они, как правило, претендуют на зарплаты не меньше $500. Всем им кажется, что они сразу станут руководителями,-- но происходит крушение иллюзий. Например, маркетологу с дипломом приходится за очень небольшие деньги бегать по городу и следить за количеством продаж в магазинах и правильностью расстановки товара на полках. Это если повезет. Трудоустроить нам удается всего 10% таких выпускников. Действительно, хороших должностей немного, предприятия берут на испытательный срок только самых энергичных, способных начинать с нуля. Сегодня, как ни странно, гораздо легче получить очень хорошую вакансию по рабочей специальности. Сейчас почти две трети заявок от предприятий приходят с просьбой подобрать технический персонал. Мы трудоустраиваем не меньше половины выпускников профессиональных училищ. Лидия Корнеева, заместитель директора профессионального училища #26: Мы готовим поваров и кондитеров. Сейчас появилось множество новых продуктов и технологий. Мы стали проводить факультативы -- знакомим студентов с основами иностранной кухни. Рестораны берут наших учащихся на практику. Там они могут заработать примерно 100 руб. в день. Трудоустраиваются после окончания учебы все. В хороших ресторанах после испытательного срока наши выпускники зарабатывают от $400 до $600, а самые способные вырастают до шеф-поваров. Директор московского профессионального училища #11 Николай Селенков уверяет, что его ПТУ гарантирует 100-процентное трудоустройство: Много лет мы готовили рабочие кадры для ГПЗ "Московский подшипник", все наши выпускники шли на работу туда. Теперь завод затеял реструктуризацию, и в этом году мы отправили на завод только треть выпускников. Но остальных я трудоустроил всего за четыре дня. Училище господина Селенкова готовит шлифовальщиков, слесарей и токарей, ремонтных рабочих. Директор говорит, что такие специалисты всегда востребованы на оборонных заводах: Оборонка жива, это я вам гарантирую, наши учащиеся проходят там практику, а потом всегда находят работу. Наши шлифовальщики зарабатывают 12 тыс. руб. в месяц, станочники -- не меньше 10 тыс. Электромонтеры -- это вообще золотая специальность. Наши ребята учатся ремонтировать электрику металлорежущих станков и после училища могут подрабатывать на ремонте холодильников, посудомоечных, стиральных машин. Их заработки на бытовке достигают $1 тыс. И вообще, мне круглосуточно звонят с предприятий, просят людей. Дайте мне завтра 500 студентов -- гарантирую всем найти работу. Выращивание рабочих -- выгодное дело Сегодня средний возраст квалифицированного рабочего приближается к 60 годам. На смену пенсионерам, по словам менеджеров по подбору персонала, компания или предприятие стремится выращивать собственные кадры. Официально профессиональные училища находятся на госфинансировании, но в реальной жизни материальную базу для многих из них создают промышленники, заинтересованные в квалифицированных рабочих кадрах. Ирина Догадина, пресс-служба "Северстали": Мы уже много лет фактически содержим три профессиональных училища в Череповце. Помогаем им с закупкой оборудования, ремонтом. Студенты приходят к нам на практику, и в большинстве случаев мы гарантируем им трудоустройство. Только за последние три года предприятия "Северстали" выделили на финансирование профильных училищ 30 млн руб. Мы платим приличные стипендии учащимся, премии учителям -- за заслуги и по праздникам. Мы заинтересованы в создании материальной базы, которая закроет нашу потребность в специалистах базовых квалификаций. Многие предприятия финансируют всю цепочку профессионального образования. Начинают готовить кадры еще в школе, а затем -- в профучилищах и учебных центрах. И потом выпускник училища может повышать квалификацию, приобретать смежные навыки. Анатолий Харламов, начальник отдела кадров "Норникеля": Мы заинтересованы в том, чтобы престиж рабочих профессий рос. У нас из 60 тыс. сотрудников предприятия две трети -- рабочие. Уже во время производственной практики студент профессионального училища может прилично заработать. Потом, когда выпускник приходит к нам на постоянную работу, он продолжает учиться дальше. На базе "Норникеля" создан учебно-производственный центр. Мы стараемся не допустить старения коллектива, поэтому у нас есть специальная конкурсная программа "Рабочая смена". Ребята, закончившие ПТУ (многие из них проходили у нас практику во время учебы), участвовали в конкурсе. Мы отобрали 250 человек, заключили с ними производственные договора на 9 месяцев. Платим им стипендию от 5 до 7 тыс. руб. и делаем из них в нашем учебном центре настоящих профессиональных рабочих. Мы заинтересованы в том, чтобы рабочий мог заменить своего напарника. Нам необходима гибкая рабочая сила. Выпускник учебного центра обычно приобретает многопрофильную квалификацию. Многие предприятия готовы платить своим рабочим большие деньги, причем не по провинциальным, а по столичным меркам. Например, "Северсталь" трудоустраивает выпускников профильных ПТУ на работу с зарплатой от 10 до 15 тыс. руб. В "Норникеле" на вершине своей рабочей карьеры выпускник ПТУ может зарабатывать 40 тыс. руб. И вообще, придя на предприятие простым рабочим, можно дослужиться до высших постов. В "Норникеле" говорят, что такую карьеру сделал директор заполярного филиала Виталий Бобров. "У нас многие выпускники вузов приходят на практику по рабочим специальностям,-- говорит Анатолий Харламов.-- А сотни людей с институтскими дипломами так и продолжают трудиться рабочими уже много лет, потому что зарплата выше. Например, у нас часто нет вакансий для инженеров-техников, зато вакансию квалифицированного взрывника мы сможем предложить всегда. Часто люди с дипломами сознательно отказываются от профессионального роста. Мастер, к примеру, получает не намного больше простого рабочего. Только на нем еще лежит ответственность, техника безопасности, бумаги, договора. А рабочий принял душ после работы -- и домой". Пэтэушник -- это звучит гордо У большинства профессиональных училищ заключены договора с вузами. После окончания ПТУ выпускник может продолжить образование с рекомендательным письмом из училища. "Вузы всегда охотнее принимают выпускников ПТУ,-- рассказывает Николай Селенков.-- Такие абитуриенты обычно не колеблются в выборе профессии, настроены на повышение квалификации, собраны и рано научились трудиться". Господин Селенков гордится, что из 100 его выпускников в высшие учебные заведения ежегодно поступают не меньше 30. "Ведь мы берем, как говорится, 'кота в мешке', всех без отбора, с разными знаниями. Так что 30 человек из 100 -- процент очень показательный". Многие предприятия упрощают саму процедуру поступления в вузы. У "Северстали", например, существует специальная договоренность со столичными вузами, и выпускник ПТУ может сдать экзамены, не выезжая из дому, прямо в Череповце. С этого года в ряде профессиональных училищ, кстати, открылись отделения для инвалидов с нарушениями слуха и речи. По словам директоров этих училищ, в них заинтересованы предприятия с шумными цехами. Преподавание в училище для них ведется с сурдопереводчиком. А заработать выпускники могут даже больше выпускников обычных ПТУ. Директора предприятий платят за работу в шумных цехах около $300. По словам директоров профессиональных училищ, опрошенных "Деньгами", в последние годы все больше родителей приводят своих детей именно к ним, исходя из воспитательных соображений. Здесь подростки, вопреки бытующему мнению, отказываются от вредных привычек, если таковые у них были, а гарантированное и надежное трудоустройство повышает престижность профессионального образования, сводя на нет унизительное в советские времена прозвище пэтэушника. В Министерстве образования тоже уверены, что у педагогов профучилищ больше опыта общения с "трудными" подростками, а содержание учебных программ по инициативе того же Министерства образования изменилось таким образом, что теперь нет необходимости дотягивать выпускника училища до аттестата зрелости. Обучение, по мнению министерства, стало адресным, в системе начального профессионального образования появилось 300 новых профессий, и каждый вчерашний школьник, мечтающий получить хлебную специальность, может выбрать для себя облегченную общеобразовательную нагрузку, высвобождая тем самым время на знакомство со своей будущей профессией. ИСТОЧНИК: Комсомольская правда (Москва) ДАТА: 2003-02-04 НОМЕР: #20 ТЕКСТ: Станет ли Библия школьным учебником? Подготовили Анна ЕРОШОВА, Юлия СМИРНОВА и Александр МИЛКУС. Продолжаем разговор о новом предмете - 'Основах православной культуры' Письма, которые продолжает получать 'Комсомолка' после первых публикаций 'Станет ли Библия школьным учебником?' (19 ноября и 26 декабря 2002 года), доказывают: тема эта очень важна для всех нас. За понятиями 'Школа и религия' стоят две серьезные проблемы. Первая: 'Основы православной культуры' должны стать обязательным предметом или остаться факультативом? И вообще, может быть, школе нужен общий курс 'История религии'? Вторая: кто будет контролировать содержание курса? Православная церковь? Светские власти? А пока нет внятных ответов на эти вопросы, 'срабатывает' закон дикого рынка: есть спрос - будет и предложение. В результате - совсем свежий скандал вокруг учебника А. Бородиной 'Основы православной культуры'. 18 января 'КП' рассказала о том, что эту книгу правозащитники обвиняют в разжигании межнациональной розни и даже подали иск в суд. Судья Мещанского суда Москвы отправил тексты в прокуратуру для дополнительного изучения... Тогда же мы пообещали подробнее рассказать о претензиях к книге, по которой уже учатся тысячи школьников. 1. Учебник - повод для споров Книга Аллы Бородиной 'Основы православной культуры' была издана в прошлом году тиражом 10 тысяч экземпляров и тут же разошлась-разлетелась по стране. Понятно - уроки православия сейчас проводят во многих воскресных школах, вводят новый предмет в школах частных и государственных. А учебника нет. Но официально книга Бородиной допущена в школу не была, несмотря на надпись на обложке 'Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий'. Она лишь рекомендована Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской православной церкви. Статус у этого совета совсем не ясный. По закону учебники для государственных школ вправе рекомендовать только Федеральный экспертный совет - совсем другая организация. Это и насторожило активистов Общероссийского движения 'За права человека'. Они передали книгу на экспертизу знающим людям. 2. МНЕНИЕ 'ПРОТИВ' Руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Н. В. ШАБУРОВ: - Рецензируемый учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни. Рассуждения автора о еврейском народе не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер. Способствуют возбуждению межнациональной розни и ксенофобии следующие утверждения автора: 'Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем 'невыгодно' и даже опасно, т. к. 'гости' или новые жители не всегда так же благородно ведут себя на территории традиционно православного государства?' (с. 13). В целом рецензируемый учебник представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия. - В книге подчеркивается значимость православия для русской культуры. Вместе с тем отсутствуют отрицательные эмоциональные оценки, унизительные характеристики представителей той или иной конфессии. Более того, подчеркивается, что 'религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам во избежание разного рода недоразумений и конфликтов'. Правозащитники это решение собираются обжаловать. Грядет новое судебное разбирательство. Допечатка тиража приостановлена... ДОСЛОВНО Из учебника Аллы БОРОДИНОЙ: 'Иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа... Причиной было то, что этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и земном благополучии, поэтому идея вечной жизни... была непонятна ему'. Вопрос после параграфа: 'Почему иудеи распяли Христа? Что мешало им понять духовный смысл учения Иисуса о Царствии Небесном?' 'Понятия 'русский' и 'православный' на Руси до ХХ века означали одно и то же... Гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию'. 'Для православных русских людей является кощунством даже называть икону в храме произведением искусства, разглядывать ее, восторгаться, оценивать художественные достоинства'. ИЗ ПОЧТЫ 'ПЕДСОВЕТА' Дети очень легко идут к Богу. Если ребенок узнает две-три молитвы, он начинает себя уверенней чувствовать, видит защиту... Верующими детьми легче управлять, они знают, что есть Господь, который все видит и слышит. Преподавать надо Закон Божий и азы православия. Вот только делать это надо аккуратно, постепенно. И посеянное семя даст всходы. Матушка Наталья, храм Николая Чудотворца, п. Лебяжье, Кировская область. В многоконфессиональном государстве не учитываются интересы различных религиозных течений, также веками истории доказавших свое право на жизнь. Министерству образования лучше ввести в школьную программу курс, направленный на то, чтобы дать представление об основных мировых религиях. Людмила Лысикова, п. Хомутово, Орловская область. ) Если дать власть православной церкви хозяйничать в школах, то ожидайте всплеска нетерпимости к инаковерующим. Пусть Библию, а не православие изучают в школах. Но факультативно. Николай Кунцевич, Нижний Новгород. ОТ РЕДАКЦИИ Во всех письмах о преподавании религии - и в тех, где поддерживают 'ОПК', и в тех, где выступают категорически против, - прослеживается один мотив: беспокойство о судьбе молодежи. Поможет ли новый предмет воспитать нравственное поколение? Достаточно ли появления священника в школьных стенах, чтобы ребята научились правильно отличать добро от зла? В ближайшее время 'Комсомолка' планирует провести на эту тему 'Круглый стол'. Кого бы вы хотели видеть его участниками? Какие вопросы вы считаете важными для обсуждения? % Звоните нам в 'КП' сегодня, 4 февраля, с 11 до 12 часов по московскому времени по тел.: (095) 257-51-41 или пишите в 'Педсовет': 'КП', ул. 'Правды', 24, Москва, А-40, ГСП-3, 125993. Электронная почта: anfisa@kp.ru.

Новости по теме

Другие новости