Образование

Обзор российской прессы за 7 мая 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 07.05.2003 Название: Школа без слов Автор: ГАЛИНА МЕТЕЛИЦА Издание: АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ ШКОЛА N 22 - одна из пяти в Москве, где учатся дети с потерей слуха. Обучение длится 12 лет. За это время дети получают вместе с полным средним образованием знания, которые помогут им адаптироваться в жизни. "Для нас это самое главное, - объясняет зав. по коррекционной работе Людмила Илюхина. - Дети занимаются со специалистами как минимум 3 часа в неделю. Учатся правильно дышать при разговоре, развивают слух и речь". С первого взгляда и не скажешь, что это специализированная школа. Так же звенит звонок. Так же на переменах бегают дети - смеются, кричат, грызут яблоки. Большинство из них потеряли слух в детстве: после болезни, от неправильного применения лекарств, после родовой травмы, у кого-то сказалась наследственность. Сейчас в школе 248 детей. Все они настоящие трудяги. Учатся тому, что другие умеют от рождения - слышать и говорить. Как рассказала мне одна из учениц, надев впервые слуховой (цифровой) аппарат, она удивилась, что обычный бумажный пакет так "громко" шелестит и что человек может производить столько шума. Кстати, аппарат - дорогое удовольствие, цена его доходит до 2 тыс. долл. Не каждый родитель может купить, приходится искать спонсоров. Большинство учителей, работающих в школе, имеют высшее дефектологическое образование. За адский труд они получают немногим больше 3 тыс. руб., а выпускники педвузов - всего 1800 руб. Мало кто готов вкалывать за такую зарплату. Поэтому учителей ищут по знакомым и даже через Интернет. Иногда выручают... собственные выпускники, окончившие педвуз. В школе учатся до 20 лет. Многие знают друг друга еще с детского сада - в городе существуют специальные сады для таких детишек. "Наши ученики совсем другие, - рассказывает завуч Александр Мурашев, - более добрые, внимательные. А еще они невероятно талантливы и трудолюбивы. Большинство из них великолепно танцуют. Многие совершают настоящий подвиг. Наш выпускник сумел закончить медицинский институт, где нет специального отделения для слабослышащих. А наша ученица победила в городском конкурсе "Шаг в будущее" и принята в Университет им. Баумана без экзаменов". Сейчас специализированное отделение есть только в МГТУ им. Баумана и Педагогическом университете, есть еще специальные группы в текстильном училище. В основном слабослышащие выпускники становятся учителями, инженерами, краснодеревщиками. С развитием Интернета многие осваивают программирование и веб-дизайн. "К нам приезжали выпускники аналогичного американского колледжа, - рассказывает Александр Мурашев. - Там тоже существует система социальной адаптации и трудоустройства. Но им еще солидную пенсию выплачивают". Дата: 07.05.2003 Название: Учителю года - "пятерку" Автор: ЯНА ВАДИМОВА Издание: АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ ЛУЧШИЙ учитель Подмосковья живет в Ступино. Галина Ершова, победившая в областном конкурсе "Педагог-2003", преподает химию в средней школе N 7. Именно она будет представлять регион на всероссийском этапе соревнований за звание лучшего в своей профессии. Ей же достался главный приз - "ВАЗ-2105". Эту машину несложно будет опознать среди других темно-синих "пятерок" по желтой надписи на борту "От губернатора Московской области". Правда, у победительницы пока нет водительских прав. В финал прошли еще пятеро из 38 участников: Ольга Шкунова (г. Чехов), Анна Духанина (Ленинский р-н), Сергей Базутин (Клинский р-н), Любовь Космачева (г. Щелково) и Владимир Самохин (г. Лобня). Всем финалистам Борис Громов вручил по персональному компьютеру. Мособлдума наградила сертификатом на туристическую поездку стоимостью 15 тыс. руб. - для финалиста и 25 тыс. руб. - для победителя. Областной конкурс проводили в 14-й раз. Дата: 07.05.2003 Название: Спонсоры выйдут из тени Автор: МАРИЯ КОБЕЛЯЦКАЯ Издание: РОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ ГАЗЕТА Переход к профильной школе потребует изменить принцип ее финансирования К НАЧАЛУ нового учебного года Минобразования РФ утвердит пять базовых стандартов по математике, физике, химии, литературе и истории, которые позволят с 1 сентября 2006 года перевести на новые формы профильного обучения все школы страны. Это заявил министр Владимир Филиппов на состоявшемся в Томске межрегиональном совещании работников образования Сибирского федерального округа. - Мы сознательно задержали почти на год разработку стандартов, чтобы более четко разделить базовый и углубленный уровни образования, - сказал министр. - Этот принцип положен в основу реформы. В течение 2003-2005 годов на основе новых стандартов планируется разработать соответствующие образовательные программы, а также провести конкурс на разработку учебников и учебных пособий для базового и углубленного обучения. Также необходимо повысить квалификацию по меньшей мере 400 тысяч учителей. - Переход к профильному обучению потребует и пересмотра принципов государственного и внебюджетного финансирования школ, - заявил глава Минобразования. - Предусматривается в 2005 году полностью перевести расходы по оплате труда преподавателей и всего учебного процесса с муниципального уровня на региональный. В итоге за местной властью останутся только затраты на содержание школьных зданий. Этот кардинальный шаг повлечет за собой перераспределение в пользу субъектов Федерации около 300 млрд. руб. Владимир Филиппов высказался за скорейшее открытие для каждой школы специального внебюджетного счета, на который будут легально поступать пожертвования и спонсорская помощь. Дата: 07.05.2003 Название: Реформа двинулась вспять? Автор: ОЛЬГА ДЫМАРСКАЯ Издание: РОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ ГАЗЕТА Профильное обучение старшеклассников откладывается до 2006 года СИТУАЦИЯ вокруг этого нововведения складывается странная. В переносе сроков ведомство Владимира Филиппова винит Госдуму, которая до сих пор не приняла закон об образовательных стандартах. Однако сама программа введения профильной школы еще столь сырая, что чиновники министерства должны быть благодарны парламентариям, задерживающим принятие закона. Профильная старшая школа - один из "трех китов", на которых должна стоять образовательная реформа. Причем два других нововведения (ГИФО и ЕГЭ) у россиян гораздо менее популярны. Идея учить ребят в старших классах не по шаблону, а по индивидуальным программам греет душу многим. Так, по опросам Института социологии РАН, профильное обучение поддерживают 93 процента учителей и организаторов образования. Меньше энтузиазма у детей и родителей - лишь 24 процента. Предполагается, что в школах будут специализированные классы по четырем основным профилям: гуманитарному, естественно-математическому, социально-экономическому и информационно-технологическому. Причем независимо от профиля в каждом классе будет пять обязательных предметов - математика, история, русский и иностранный языки и физкультура. Для сравнения: сегодня у старшеклассников таких дисциплин - двенадцать! В дополнение к базовым и профильным курсам ученики смогут выбрать то, что им интересно - по специализации или для общего развития. В итоге для каждого класса сформируется свой перечень обязательных, профильных и факультативных предметов. Их соотношение должно быть 50:30:20. Понятно, что от профиля класса будет зависеть и набор выпускных экзаменов. Уже на стадии разработки концепции вокруг нее закипели споры. К примеру, критики резонно задают вопрос: как быть ученикам сельской школы, где всего по одному десятому и одиннадцатому классу? Сторонники профильного обучения приводят контраргументы: у ребят уменьшатся нагрузки, зато качество подготовки повысится. К тому же профильная школа позволит поступать в вуз, минуя "пылесос" репетиторства. Две попытки ввести профильное обучение в нашей стране уже были. Первая предпринималась в 20-х годах прошлого века. Однако идея не привилась: не было хорошей учебно-методической и материальной базы, не хватало и квалифицированных педагогов. Только отдельным школам, созданным на базе бывших гимназий, удалось стать профильными. Второй всплеск интереса к специализации пришелся на конец 50-х - начало 60-х годов. Тогда широкое распространение получили школы физико-математического и языкового профиля. Они существуют и поныне: из 70 тысяч российских школ каждая тринадцатая - специализированная. К сожалению, сегодня физико-математические школы уже не выполняют свою основную миссию. Исследование, недавно проведенное сотрудниками Института социологии РАН в ведущих физико-математических школах Москвы и Воронежа, показало: математике готовы посвятить себя лишь 4,5 процента выпускников, причем около половины из них ориентируются на научную работу за рубежом. Вывод социологов: предусмотренное в программе Минобразования разделение на естественно-математический и информационно-технологический профили в старших классах нецелесообразно. Итак, новая система образования старшеклассников ждет своего часа. Уже с сентября нынешнего года начнется эксперимент "по отработке моделей профилизации с 9-го класса". В нем будут участвовать около 100 школ нескольких регионов страны. Причем в этих школах останутся и непрофильные классы - для тех, кто еще не определился с выбором. Но пока в концепции перехода к профильному обучению остается много белых пятен. До сих пор не решен главный вопрос: нужен ли конкурсный отбор в профильные классы. А если нужен, то как его проводить? Не договорились и о том, следует ли объединять естественные науки (биологию, химию, физику) в один курс естествознания для школ гуманитарного профиля. Ольга ДЫМАРСКАЯ ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РАН

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты