29 декабря 2016 Статьи

Аннушка разлила масло, или История трамвая А

news
3 фото

Фото: somoscow

29 декабря 1911 года, а именно 105 лет назад появился первый трамвай «Аннушка». Портал «Российское образование» вспомнил историю этого легендарного московского трамвая.

Важно сказать, что Аннушка была хоть и самым знаменитым, но не первым московским трамваем: впервые такой транспорт появился в Москве в 1899 году, и ходил он от Бутырской заставы до Петровского парка по Верхней и Нижней Масловке. 

До электрического трамвая в ходу были «конки» - открытый или закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом. По рельсам вагон тянула пара лошадей, которыми управлял кучер. Там, где линии конки пересекали крутые подъемы, экипажи поджидали форейторы, которые подпрягали еще 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, а на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.

К 1915 году в городе насчитывалось уже 34 трамвайных маршрута, протяженность линий возросла до 311 километров. Была еще и «Верочка» — маршрут В, которая связывала по кольцу Таганку с районом Автозаводской. В Сокольниках ходил маршрут «СК» — Сокольническое кольцо. 

Надо сказать, что в ту пору трамвай был единственным видом общественного городского транспорта. Трамвайные пути пролегли по всем центральным улицам Москвы, проходили по Красной площади, а на окраинах уходили за город, в дачные поселки – Сокольники, Богородское, Воробьевы горы. В городе было семь депо и вагоноремонтный завод (СВАРЗ). Сначала вагоны трамваев были импортными. Привозили их из Бельгии, Англии или Германии. В 1909 году появились первые отечественные вагоны Ф — так называемые «фонарные», которые производил Коломенский завод. Свое название они получили из-за «светового фонаря» – возвышения крыши вдоль середины салона для освещения. Эти вагоны были прочными, надежными и прослужили москвичам до 1960 года. 

Трамвай маршрута А, или в народе «Аннушка» следовал по Бульварному кольцу, отчего и получил название А (второе название Бульварного кольца — «кольцо А»). Кольцо замыкалось по Пречистенской, Кремлевской и Москворецкой набережным, а также по Соймоновскому и Устьинскому проездам.

Такой же легендарный представитель московского наземного транспорта, троллейбус Б, или, в народе, «Букашка», следовал по Садовому кольцу. Садовое кольцо именовалось Кольцо Б. Интересно, что сначала по кольцу ходил трамвай, но со временем его заменили на троллейбус, при этом историческое название маршрута осталось прежним. 

Впервые маршрут движения «Аннушки» был изменен в 1931 году. Тогда его перенесли с Соймоновского проезда и Пречистенской набережной на улицы Волхонка и Ленивка. 

В 1936 году «кольцо А» разомкнули, трамвай стал двигаться по Солянке и улице Разина (современная Варварка). Еще через пару лет во время реконструкции мостов через Москву-реку кольцо разорвалось навсегда и конечными станциями маршрута стали Зацепская площадь и станция метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»).

В течение последующих 11 лет путь трамвая А менялся почти ежегодно. В 1953 году маршрут перебрался на Цветной бульвар и Делегатскую улицу, по-прежнему следуя до Тестовского поселка.

В 1991 году, - к тому времени трамвай ходил от Зацепы до метро «Кировская», - по просьбе Русской православной церкви было ликвидировано разворотное кольцо на Зацепской площади, проходившее вокруг церкви Фрола и Лавра. Вместе с кольцом было решено ликвидировать и «Аннушку». 

Второе рождение «Аннушки» пришлось на празднование 850-летия Москвы. В 1997 году трамвайный маршрут, ставший настоящим символом столицы, был восстановлен.

На сегодняшний день трамвай движется от Калужской площади до Чистых прудов, минуя станции метро «Шаболовская», «Тульская», «Павелецкая» Замоскворецкой и Кольцевой линий, «Третьяковская», «Новокузнецкая». 

Считалось, что линия А была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии Б,- интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками

Некоторые ошибочно полагают, что именно этот трамвай убил в романе «Мастер и Маргарита» атеиста и председателя МАССОЛИТа Берлиоза. Однако роковая трамвайная линия Ермолаевского на Бронную, где разливали постное масло и теряли головы, была придумана Булгаковым — путей на Бронной улице никогда не существовало.

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты