9 февраля 2017 Статьи

Болонская система – мозаика высшего образования

news
2 фото

Фото: WordPress.com

В связи с недавними изменениями в структуре Министерства образования и науки России в СМИ снова активно обсуждается актуальность введения в нашей стране Болонской системы. Некоторые эксперты утверждают, что внедрение новых стандартов приведет лишь к разрушению системы высшего образования, их оппоненты наоборот полагают, что преобразования смогут поднять уровень образованности населения и в целом положительно скажутся на всей системе образования страны. Что же такое Болонский процесс? Проанализируем все за и против.

Болонская система представляет собой двухуровневое образование, состоящее из бакалавриата и магистратуры (4 + 2, или точнее 2+2+2). В первые два года обучения студент получает базовое образование, изучает азы профессии, далее, на второй ступени начинается профилизация. Потом выпускник либо получает диплом бакалавра, либо продолжает обучение в магистратуре. Целью внедрения Болонской системы является создание единого европейского пространства, унификация образовательных программ. Начало этого процесса в Европе приходится на 1999 год. Россия присоединилась к нему в сентябре 2003 года.

Итак, с 2003 года по 2017 все больше университетов России переходят на Болонскую систему образования. Из года в год идея получает ряд негативных откликов. Основная критика касается сокращения часов по определенным предметам, ведь теперь вместо пяти лет обучения программу нужно ужимать до четырех, а иногда и до трех лет. Результатом таких преобразований, как считают критики, является то, что студент вместо основательного, полного образования получает лишь представление о своей профессии. С другой стороны, теперь руководство вуза может пересмотреть программу факультетов и убрать из нее совершенно ненужные предметы, которые вводились лишь за тем, чтобы заполнить учебный процесс. Защитники Болонского процесса считают, что преподаватель должен лишь направлять студента, давать азы профессии, чтобы остальное молодой человек изучал сам и занимался самообразованием.

Безоговорочным плюсом Болонской системы является то, что студент сам вправе выбрать вектор своего образовательного процесса. То есть из списка возможных предметов он выбирает именно те, которые будут полезны именно ему и пригодятся для будущей профессии. В Российских вузах эта практика еще не достаточно развита, а вот в европейских университетах уже активно применяется. Таким образом, у студента сформировывается индивидуальная образовательная траектория, что позволяется лучше погрузиться в профессию. Кроме того, отдельное время отводится на индивидуальные занятия с преподавателем или тьютером, который может направить студента, дать советы и, в конце концов, помочь по тем предметам, которые даются ему с трудом. Эксперты считают, что данная практика пока не имеет применения в нашей стране из-за сложившего отношения студентов к образовательному процессу. Многие молодые люди считают, что высшее образование – это лишь строчка в резюме и ничего более, они не воспринимают получение образование как возможность для саморазвития и получения профессиональных навыков.

Кроме того, многие студенты склонны выбирать движение по пути наименьшего сопротивления. Иными словами лишь немногие студенты, получив диплом бакалавра, решаются идти в магистратуру. Проблема заключается в том, что в некоторых профессиях четырехлетнее обучение не считается законченным, например, в юриспруденции или медицине. Выпускник просто не может претендовать на ряд должностных позиций, окончив лишь четыре года обучения в университете. В то же время Болонская система предоставляет студенту возможность получить образование по разным специальностям. Таким образом, окончив бакалавриат, можно пойти учиться в магистратуру на другой факультет или даже в другой университет. Кроме того, получив диплом бакалавра студент может выбрать дальнейшее обучение за границей. Вот что по этому поводу говорит проректор РУДН Александр Ефремов: «Болонскую систему можно сравнить с правилами дорожного движения. Во всей Европе они одинаковы, что позволяет спокойно перемещаться из страны в страну. Общие правила образования способствуют мобильности студентов. Начав обучение в России, они смогут поступать в магистратуру в Англии, Франции или Италии». Таким образом, выпускники получают междисциплинарное обучение и являются более востребованными специалистами на рынке труда, ведь они обладают знаниями и навыками в разных сферах, лучше разбираются в своей профессии.
 

О важности такого междисциплинарного подхода рассказала первый проректор СПбУТУиЭ Светлана Авдашкевич.

«В нашем вузе широко представлены  магистерские  программы  с международными стажировками   в течение одного семестра в иностранных вузах-партнерах. Также  у наших бакалавров  есть возможность выбрать  магистерские программы  в  зарубежных  вузах-партнерах.  Преимущество такого похода заключается в том, что студент в рамках российского бакалавриата получается базовое образование в профессии, а далее в иностранной магистратуре уже может усовершенствовать свои навыки и знания, познакомиться с подходами и практиками, принятыми в других странах. Мы стараемся, чтобы образование, полученное в нашем вузе, соответствовало международным стандартам качества».

Она сообщила, что 15 февраля в Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики состоится «День магистратуры».

«В программе мероприятия  презентация магистерских программ СПбУТУиЭ,  знакомство с потенциальными работодателями, среди которых  представители администрации Санкт-Петербурга, Следственного комитета России, крупнейших предприятий города ( ФГУП  «Почта России», галерея «Перинные ряды», «Эмпрана» и др), общение с выпускниками  магистратуры университета», - поделилась Светлана Авдашкевич.

Мнения по поводу введения Болонской системы в российский образовательный процесс различны. Кто-то полагает, что это прямой путь к утечке мозгов за границу, кто-то считает, что благодаря реформе образования студент становится более подготовленным к современным реалиям на рынке труда. Как бы оно ни было, к этому процессу нужно относиться осторожно. Полное копирование европейских стандартов приведет к разрушению нашей классической сильной высшей школы. Однако комбинирование российского и европейского подходов станет залогом качественного образования, которое позволит нашей системе образования стать одной из сильнейших в мире.

Автор: Наталья Лифаренко

Новости по теме

Другие новости

17:49, сегодня
Основная программа Всемирного фестиваля молодежи согласована – Кириенко
17:40, сегодня
В Подмосковье изготовлены значки для всех выпускников региона – Воробьев
16:30, сегодня
ФАНО и РАН продолжают формировать кадровый резерв научных организаций

Наши спецпроекты