17 февраля 2017 Санкт-Петербург Статьи

Эрмитаж: история жизни

news
4 фото

Фото: PressFoto

Крупнейший и самый значительный художественный и культурно-исторический музей России и мира Государственный Эрмитаж отмечает сегодня 165-летие с того момента, как он был открыт для посещения публики.

История музея началась в 1764 с коллекции произведений искусства, которые приобрела императрица Екатерина II. По разным данным это 317 или 225 ценных картин. Среди них были полотна в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Сегодня в Эрмитаже сохранилось, по меньшей мере, 96 из них.

Это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество). В 1852 году был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Большие и важные пополнения коллекции были в 1772 и 1779. В этот период стало понятно, что помещения не хватает и архитектор Фельтен строит здание Большого Эрмитажа. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 года перечисляются 3996 картин.

В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. Николай I реализовал идею превращения Эрмитажа в публичный музей 17 февраля 1852 года.

До середины XIX века посещать Эрмитаж могли лишь избранные. Так, А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора. Тогда музей насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. 

Уже к 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранилось уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. Так Эрмитаж стал центром русского искусствознания и пришла новая эра жизни музея.

После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

В результате закрытия Музея нового западного искусства в 1948 г. и очередного перераспределения культурного наследия между музеями Ленинграда и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию. Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

В начале 1957 года открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Сразу после падения «железного занавеса» Эрмитаж первым из российских музеев объявил о том, что в его запасниках хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, которые с момента окончания войны считались утраченными. 

В постсоветское время Эрмитаж стал предпринимать усилия по заполнению лакун в собрании искусства XX века. Был организован Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году экспозиция пополнилась одной из версий «Черного квадрата» Малевича. В 2006 году заработал Проект Эрмитаж 20/21, направленный на показ и приобретение современного искусства.

Интересные факты

В Эрмитаже работают коты. В XVIII веке, когда стены Зимнего дворца начали портить крысы, императрица Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов», согласно которому ей должны были прислать отборных охотников. А Екатерина II пожаловала котам официальный статус: «охранники картинных галерей». 

Музей охраняет около 70 котов: их называют «внештатными сотрудниками», каждому выписан свой паспорт, им разрешается передвигаться по всей территории музея, кроме залов. Американка Мэри Эн Эллин, однажды посетившая Эрмитаж с внучкой, даже выпустила детскую книгу, посвященную эрмитажным котам — часть доходов от продаж книги в США была потрачена на уход за животными.

В Эрмитаже был гараж. Император Николай II очень любил автомобили: первую машину он купил в 1905-м, а уже к 1911 году в императорском парке автомобилей было уже около 50 разных марок. Здесь была мойка для машин, бензоколонка и собственная система парового отопления, чтобы автомобили не повредила коррозия. В 1917-м году при разграблении Эрмитажа весь автомобильный парк Николая II исчез.

На осмотр Эрмитажа потребуется 11 лет.Эрмитаж сегодня — один из самых популярных музеев в мире и самый большой на территории России. В нем — более трех миллионов экспонатов, которые представлены в пяти огромных зданиях. Для того, чтобы хотя бы пройти мимо всех произведений искусства, нужно преодолеть 24 километра. А если проводить у каждого около минуты, на прохождение всех залов потребуется 11 лет: и это при условии, что посетитель будет бывать в музее ежедневно по восемь, а то и десять часов.

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты