8 февраля 2018 Статьи

Кто первый изобрел? Гонка открытий

news
1 фото

PressFoto

Многие привычные нам сегодня вещи имеют достаточно спорное происхождение, ведь непонятно, кто был первым – тот, кто изобрел, или тот, кто запатентовал.

Ко Дню российской науки редакция портала «Российское образование» вспомнила некоторые такие открытия.

Считается, что самолет изобрели братья Райт, однако летательное устройство появилось практически одновременно в нескольких странах, в том числе и в России.

Самолет Можайского, или «воздухолетательный снаряд», был спроектирован и построен русским морским офицером Александром Можайским в последней четверти XIX века. Именно он стал первым в России и одним из первых в мире самолетов, предназначавшихся для подъема человека.

И в то же время самым популярным оказалось изобретение братьев Уилбура и Орвилла Райтов. Журналисты по образованию, они занялись проектированием летательных аппаратов и провели, как говорят сегодня, настоящую пиар-компанию: приглашали на все испытания бывших коллег. 

И первый полет состоялся 17 декабря 1903 года – значительно позже, чем у «воздухоплавательного снаряда» Можайского. 


Всеми известная азбука Морзе была изобретена в 1832 году приятелем Пушкина Павлом Шиллингом. 

Шиллинг интересовался электротехникой, а в 1816 году открыл в Петербурге первую в России литографию, приспособив ее для нужд картографии. 21 октября 1832 года он установил в Петербурге при помощи механика И.А. Швейкина первый в истории электромагнитный телеграф. Прибор, созданный Шиллингом, имел стрелочную индикацию передаваемых по электрическим проводам сигналов, которые легко расшифровывались в буквы оператором приемного телеграфного аппарата, согласно разработанной Шиллингом специальной таблице кодов. 

В 1837 году Сэмюэл Морзе совместно с Альфредом Вейлом разработал систему передачи букв точками и тире, ставшую известной во всем мире как код Морзе.

Во многих странах Запада изобретателем радио считается Гульельмо Маркони, хотя называются и другие кандидатуры: в Германии создателем радио считают Герца, в ряде балканских стран — Николу Теслу, в Беларуси Я. О. Наркевича-Иодку. 

История появления радио неразрывно связана с именем Александра Попова. 

Интересно, что Попов продемонстрировал изобретенный им радиоприемник на заседании физического отделения Русского физико-химического общества 25 апреля 1895 года, а его конкурент Маркони подал заявку на изобретение 2 июня 1896 года. 

Предполагается, что его работы 1895 года нигде не были отражены, в то же время в заявке он использовал схему, похожую на приемник Попова. Сам Попов с начала 1897 года (то есть с появления первых газетных сообщений об успехах Маркони) начал активно отстаивать свой приоритет, поддерживаемый в этом близкими и коллегами. В 1940-х гг. в СССР его приоритет (в том числе и среди ученых) считался бесспорным.

Маркони за изобретение радио получил Нобелевскую премию по физике в 1909 году.

Согласно некоторым источникам, Федор Пироцкий впервые во всем мире изобрел трамвай на электрической тяге. Другие же источники утверждают, что его изобретение было первым только в Российской империи, в то время как первый электрический трамвай был разработан Сименсом и работал в Берлине.

В 1874 году Пироцкий начинает проводить свои эксперименты на Волковском поле в Санкт-Петербурге, и в 1875 году на участке Сестрорецкой железной дороги запускает вагоны на электрической тяге. Было электрифицировано около одной версты пути. В его конструкции рельсы были подключены к генератору Грема. Оба рельса были изолированы от земли, один из них был прямым проводником, а другой обратным.

В 1880 году он модернизирует городские двухэтажные трамваи на конной тяге, переводя их на электрическую тягу, и 3 сентября необычный общественный транспорт начинает перевозить жителей Санкт-Петербурга, несмотря на открытые протесты владельцев трамваев на конной тяге.

Эксперименты Пироцкого продолжались вплоть до конца сентября 1880 года. У него не было денег для продолжения своих экспериментов, но его электрическим трамваем заинтересовались во всем мире. Среди людей, которые проводили встречи с ним, был Сименс, сильно интересовавшийся и имевший множество вопросов. 

В 1881 году братья фон Сименс открывают в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию. В Российской империи электрический трамвай появился только в 1892 году.

Изобретение телевидения Владимиром Зворыкиным также хранит в себе много интересных деталей. Сам Зворыкин оказался в эмиграции в Нью-Йорке, отчего в России его не перестали считать русским изобретателем, зато в США он считается американским. Остается неясным также, что считать датой изобретения телевидения. 

В 1923 году Зворыкин подал патентную заявку на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе.

В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку — кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки — иконоскопа. В июне 1933 года Зворыкин выступил на годичной конференции Американского общества радиоинженеров, где ознакомил присутствующих с вновь созданной электронной телевизионной системой. В 1940-е годы он разбил световой луч на синий, красный и зеленый цвета и таким образом получил цветное телевидение.

В 1933 году и последующие годы Зворыкин неоднократно бывал в Европе, в том числе посещал СССР. Его консультации сыграли большую роль в создании систем телевещания в Европе. В результате реализации заключенного с RCA договора, СССР ввел в действие в 1938 году первую передающую станцию электронного ТВ в Москве, было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина.

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты