27 сентября 2018 Статьи

Ни одна технология не может заменить педагога

news
3 фото

Фото: PressFoto

Интервью с заведующей кафедрой «Глобальные цели дошкольного образования» Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), экспертом Ассоциации развития качества дошкольного образования(АРКАДО) Ириной Комаровой

Ирина Ильинична, добрый день! Мы встречаемся с Вами в преддверии Дня работника дошкольного образования, что бы Вы хотели сказать в качестве поздравления?

- Хочу поздравить всех воспитателей с Днем работника дошкольного образования и уверить, что профессия педагога остается до тех пор, пока жив человек!

Как сейчас происходит обучение ребенка в детском саду?

- Сейчас, согласно ФГОС, каждый детский сад должен работать по своей программе. Он берет за основу известную программу, но должно быть 20% региональной специфики. Иногда региональная специфика более значительная. Например, музыка в детском саду. В Хакасии очень распространено горловое пение, поэтому они будут заниматься горловым пением, а не той музыкальной программой, которая используется в ту базовую программу, которую они взяли за основу. Плюс есть рекомендуемая программа, которая висит на сайте министерства. Тут достаточно широкий выбор.

Есть ли задача получить к школе детей с одинаковым уровнем подготовки?

- Одинаковые дети никогда не получаются. В детский сад приходят разные дети. У каждого ребенка всегда есть непохожие друг на друга родственники, которые влияют на характер и развитие ребенка. В детском саду его встречает воспитательница, которая отличается от других. Словом ребенок испытывает с самого рождения совершенно различные влияния. Одинакового результата не получится, но будет общность целей и, понимания процессов.

Как обстоят дела с цифровизацией в сфере дошкольного образования?

- Все понимают цифровизацию по-разному. Цифровизация подменила слово «технологии». Цифровизация – это перевод в цифру того, что существует в аналоговом виде. Фактически, она распространяется исключительно на экранные виды техники. Раз она распространяется через экраны, то для детей это вредно, как и для взрослых.

Тогда нужна ли цифровизация в дошкольном образовании?

- Очень нужна. Но важно понимать, когда и где. В бухгалтерии и управлении – однозначно, для связи с родителями тоже. Мы видим много элементов цифровизации, которые могут и должны внедряться в детские сады. Для цифровизации вовсе не обязательно каждого ребенка сажать за компьютер.

До 3 лет ребенок должен знакомиться с окружающим миром в прямом контакте с ним. Время, потраченное ребенком на компьютер – это время которое ребенок мог посвятить знакомству с окружающим миром.

С 3 до 5 ребенку важно знакомиться с технологиями. Но это не обязательно должен быть экран. Стоит отметить, что главный урон по части технологий детям наносится даже не в детском саду, а дома.

Это правда, что дети понимают в компьютерах больше, чем взрослые?

- Это миф. Все считают, что пользование технологиями настолько простое, что его все усваивают легко. Интуитивно усваивают, но, если ребенок видит в окно восход солнца, это не значит, что он представляет себе законы вращения планет, что такое Солнце и что такое Земля. У него нет общей картины. Так с компьютерами и гаджетами. Все равно владению гаджетами нужно обучать, но никто об этом не думает. Нас не учат этому в школе и в вузе, и, если мы пользуемся ими, то интуитивно.

Как все-таки можно использовать технологии?

- С 5 до 7 лет возможно осознанное использование компьютера детьми в детском саду. Можно отсканировать рисунки ребенка, сделать необычный коллаж; можно использовать обучающие игры.

Существуют обучающие программы по овладению речью и математическим навыкам, доводящим до автоматизма вычисления в уме. Весь мир этим пользуется, а мы себя искусственно ограничили. Однако, важно, чтобы ребенок не оставался за компьютером один.  

Будут ли дети умнее от внедрения цифровизации?

- По последним исследованиям все новые технологии даже на 20% не улучшают процесс обучения. Все технологии – это лишь механизм для чего-то, а душа, этика, нравственность, мысли, умение сопереживать – это в сердце и голове учителя и педагога. Педагогу всегда сложнее, чем учителю, потому что учитель ведет предметно, а педагог должен свой весь мир описать и передать ребенку.

Ни одна технология на сегодняшний момент не заменяет сердце, душу, мысли и ум. Это основа образования, они принадлежат педагогу.

Изменится ли радикально сфера дошкольного образования?

- Многое, что считается сейчас радикальным новшеством, на самом деле уже когда-то было. Важны не технологические перемены, а перемены в человеке. Ребенок 21 века – это не тот ребенок даже, который был в 20 веке. Это ребенок, для которого авторитет взрослых не всегда существует; ребенок, который знает больше, а использовать знания не всегда умеет; это ребенок эмоционально неустойчивый.

Родители и педагоги тоже очень сильно изменились. Они тоже стали более эмоционально неустойчивыми. Изменилась среда. Мы живем в эпоху семи революций. Все определяет сетевое сообщество. Изменилась экономика, повышается роль человеческого капитала. Чем выше показатель человеческого капитала, тем богаче наше общество.

Традиционные школы и сады останутся в будущем или все образование будет проходить на дому?

- Все равно ребенку нужен процесс социализации, он не может происходить только дома. Ребенок когда-нибудь выйдет на улицу. Современная функция школы – это не столько образование, сколько социализация. Какие-то организации будут. Будут ли это школы, как в индустриальную эпоху, или это будут цеха, как в эпоху Возрождения или кружок учеников вокруг подвижника – для распространения знаний неважно. Важно это лишь для образовательной политики государства. Чем больше государство устраняется экономически из системы образования, тем больше оно теряет контроль.

Нужно смотреть, что нам диктует будущее. Сейчас мы вступили в сферу неустойчивости и непредсказуемости. Мы должны научить ребенка тому, что перемены – это хорошо, это наша константа. Функция семьи, школы и государства, обеспечить ребенку эмоциональную устойчивость.  

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты