21 июля 2017 Статьи

Регионы России: кто привлекает выпускников, а кто теряет?

news
3 фото

Фото: PressFoto

Исследование экспертов Института образования НИУ ВШЭ на тему образовательной миграции в регионах России показало, что лишь четыре российских региона не только притягивают выпускников школ в вузы, но и сохраняют их после окончания университетов. Большинство субъектов РФ теряет молодежь, они либо играют роль «перевалочных пунктов», либо одновременно сталкиваются с оттоком и абитуриентов, и выпускников. Результаты исследования представлены в докладе «Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов». В работе выделены четыре категории регионов: «магниты», «транзиты», «экспортеры» и «замкнутые».

Четыре субъекта Российской Федерации оказались привлекательными как для абитуриентов вузов, так и для их выпускников: Москва с Московской областью, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Свердловская область и Татарстан. Иными словами, среди «отличников» — высокоразвитые территории с самыми сильными вузами, а также высоким валовым региональным продуктом на душу населения.

У каждого участника этой группы число студентов-первокурсников превышает число выпускников школ — то есть удается привлекать учащихся из других регионов. Поэтому показатель востребованности вузов региона среди выпускников школ заметно больше единицы.

Распределение регионов по показателю востребованности вузов среди выпускников школ.

Источник: доклад «Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов».

Показатель послевузовской миграции среди регионов в среднем составляет 33%. Это значит, что регионы «отдают» другим территориям не более трети выпускников. Некоторым регионам везет меньше. Так, в Адыгее, Ханты-Мансийском АО и Ивановской области значение этого коэффициента превышает 0,5.

Меньше всего выпускников вузов теряют регионы с небольшой системой высшего образования: Камчатский край (15%), Сахалинская область (14%), Республика Ингушетия (12%) и Республика Тыва (8%). Небольшое количество вузов полностью «работает» на регион, кроме того, наблюдается большой поток выпускников из других регионов.

Высок показатель сохранения выпускников вузов также в Пермском и Красноярском краях, где, несмотря на относительно крупные системы высшего образования, в другом регионе находят работу не более 20% выпускников вузов.

Распределение регионов по показателю послевузовской миграции.

Другая группа территорий играет роль «перевалочных пунктов» или транзитных регионов для мигрирующей молодежи. Так, Томская, Тюменская, Омская, Орловская, Воронежская, Ивановская области привлекают немало студентов (показатель востребованности среди выпускников школ выше единицы). Но до поиска работы дело часто не доходит. Выпускники вузов трудоустраиваются в других регионах (показатель послевузовской миграции — выше 33%). Тем самым, эти субъекты Федерации работают и на локальный, и на внешний рынок труда.

Такая ситуация объясняется тем, что на этих территориях расположены исторически сильные университеты (причем многие участвуют в федеральных программах развития университетов), что и привлекает абитуриентов. Однако не во всех этих регионах уровень экономического развития и структура экономики позволяют «удержать» молодежь.

Часть регионов теряют абитуриентов (показатель востребованности ниже единицы), зато обеспечивают молодыми кадрами местный рынок труда (показатель послевузовской миграции меньше трети). Это «замкнутые» регионы — Пермский край, Магаданская и Мурманская области, Краснодарский край, республики Коми, Алтай и Кабардино-Балкария.

Еще одна группа регионов — «экспортеры». Они теряют и потенциальных студентов, и выпускников вузов (показатель востребованности среди абитуриентов ниже единицы; показатель послевузовской миграции — более 33%;). В этой группе Псковская, Владимирская, Тверская, Курганская, Волгоградская области, а также Чувашия и Адыгея. Часть этих регионов отдают абитуриентов двум столицам (Тверь и Владимир — Москве, Псков — Санкт-Петербургу). А другая часть не может обеспечить привлекательность ни за счет вузов, ни за счет рынка труда.

Можно выделить и «пограничные регионы», значения показателей по которым близки к средним. Эта группа неоднородна и по характеристикам системы высшего образования региона, и по экономическому развитию территорий. Она требует отдельного изучения, поясняют исследователи.

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты