6 октября 2016 Нижегородская область Обзоры и аналитика

Российская научная школа: перспективы развития

news
5 фото

Фото: PressFoto

В России всегда была и есть сильная научная школа, несмотря на некое «затишье» после распада Советского Союза. Чтобы доказать этот тезис, достаточно вспомнить наших великих ученых и академиков: Владимир Вернадский, Михаил Ломоносов, Иван Виноградов, Сергей Чаплыгин, Софья Ковалевская, Григорий Перельман, Жорес Алферов и многие другие. Наши научные разработки и исследования признаны во всем мире. Не будем забывать и то, что не так давно российский математик, а именно Григорий Перельман, первым доказал «теорию тысячелетия» - гипотезу Пуанкаре.

Но, к сожалению, в России с каждым годом уменьшается количество научных школ, поддержанных грантами Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ, в 2014 году их число достигало 450, в этом году сократилось втрое: до 150.

Стоит отметить, что все же в нашей стране существуют школы, которые продолжают вести успешную исследовательскую деятельность.

В качестве примера можно привести научную школу д.ф.-м.н., профессора Андрея Александровича Куркина и д.ф.-м.н., профессора Ефима Наумовича Пелиновского «Волны большой амплитуды в прибрежной зоне», которая занимается исследованием морских природных катастроф (волны цунами, «волны-убийцы», аномально большие поверхностные, внутренние и краевые волны) и изучает их воздействие на прибрежные гидротехнические сооружения. Она объединяет представителей различных научных и образовательных организаций, таких как НГТУ им. Р.Е. Алексеева, ИПФ РАН, ИМГиГ ДВО РАН, СКБ САМИ ДВО РАН, РУДН, РФЯЦ-ВНИИЭФ.

В числе последних разработок школы – автономный мобильный робототехнический комплекс мониторинга прибрежной зоны, испытания которого проходили в этом году на стационаре СКБ САМИ ДВО РАН (м. Свободный, о. Сахалин).

«Особо хочется отметить запущенный в этом году в нашем техническом университете гидродинамический бассейн, в котором сейчас проводятся  лабораторные  эксперименты по изучению воздействия волн на объекты прибрежной инфраструктуры», - рассказал порталу «Российское образование» один из руководителей школы, заведующий кафедрой «Прикладная математика» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, доктор физико-математических наук, профессор Андрей Куркин.

Он пояснил, что лоток имеет несколько опций; в него можно изучать эволюцию поверхностных волн, а также создавать многослойные стратификации и генерировать внутренние волны, которые играют важную роль в динамике водных масс и экосистем природных водоемов, оказывают значительное влияние на перемешивание водных слоев, суспендирование и перемещение осадочных материалов, воздействуют на подводные части морских гидротехнических сооружений, усиливая нагрузки, изгибающие и крутящие моменты и натяжение заякоривающих узлов.

Многие участники школы «Волны большой амплитуды в прибрежной зоне» были признаны российским научным сообществом, а также получили стипендии и гранты Президента РФ за проведенные исследования. Так, например, Андрей Козелков был отмечен престижной наградой "Человек года Росатома-2013" в номинации Математик, Ирина Диденкулова получила награду престижной международной программы L’Oreal-UNESCO «Для женщин в науке». Ранее, в 2015 году, ей была присуждена премия президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых и присвоено звание «Профессор РАН».

Отметим, что несмотря на заметное снижение количества научных школ, у российской науки есть большое будущее, так как появляется все больше молодых ученых, которые представляют миру свои разработки и исследования.

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты