Точка зрения

3 сентября 2019 Точка зрения

Инновации не работают без комплексного подхода к оснащению школ

Андрей Брюнин

Руководитель направления по развитию бизнеса в системе образования группы компаний Softline

Андрей Брюнин, руководитель направления по развитию бизнеса в системе образования группы компаний Softline, работает в сфере образования уже порядка 15 лет и занимается внедрением новых технологий в школах и вузах. В своем интервью он рассказал о том, почему цифровизация не всегда помогает повысить показатели успеваемости, и что из себя представляет концепция «Цифровой школы».

— Готовы ли российские школы к внедрению новых технологий? Какой результат дают им инновации?

Большинство российских школ готовы к внедрению цифровых технологий, либо уже используют их. Сегодняшнему дню предшествовал длительный период, когда учебные заведения приобретали компьютерное оборудование, программное обеспечение, контент, в том числе цифровой и накапливали соответствующие компетенции. 

Но ожидаемого синергетического эффекта от внедрения всех этих технических средств не произошло: количество поступающих в вузы и медалистов не увеличилось, заметного роста среднего балла по ЕГЭ также не наблюдается. Одной из основных причин явилось отсутствие единого подхода к оснащению школ. Шла поставка разнородного оборудования и ПО. В результате преподаватели были перегружены поступающими программными и техническими средствами, которые необходимо было осваивать и использовать в учебном процессе. Кроме этого, недоставало методической поддержки использования поставляемых систем, ПО и оборудования для реализации образовательных программ.

Сегодня предыдущий негативный опыт принят во внимание, поэтому интеграторы, вендоры и разработчики придерживаются комплексного подхода к внедрению своих продуктов для создания единого информационного пространства в рамках концепции «цифровой школы».

— Какие решения и технологии сейчас наиболее востребованы в общей школе? Как они способствуют всестороннему развитию детей?

Школы обязаны использовать технологии, установленные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Поскольку этими стандартами предписывается проектно-деятельностный подход, то в работе учебного заведения (УЗ) должны применяться проектные технологии: интерактивные, имитационно-ситуационные, адаптивные, использующие системы формирования индивидуальных образовательных траекторий. К примеру, системы экспресс-тестирования способны определять быстро и медленно думающих учащихся, что позволяет найти соответствующий подход к каждому из них.

Имитационно-моделирующие технологии позволяют учащимся в определенной ситуации, в которую их ставит преподаватель, принимать правильные решения. Сюда относится геймификация — учебная методика, где учащиеся в процессе игры учатся взаимодействовать: слышать, помогать друг другу и работать в команде.

Также востребовано ровесническое образование, способствующее созданию дружеского сообщества учащихся. Опытным путём было доказано, что усвоение знаний гораздо эффективнее происходит в атмосфере взаимопомощи. Эту задачу решить не так просто. Для этого необходимо создание правильных интерьеров, контрастных учебных зон (игровая, учебная, зона для индивидуальных занятий) в рамках одного помещения и многое другое.

— В чем основные отличия цифровой школы от традиционной? Как меняется учебный процесс для учеников и учителей?

В традиционной школе учебный процесс был построен прежде всего на репродукционной парадигме: учащиеся получали информацию от учителя и из учебников, после чего воспроизводили усвоенный материал при ответах у доски, на экзаменах. Сейчас материал можно не запоминать, но обязательно нужно уметь пользоваться справочными пособиями, сведениями из специальной литературы и применять приобретенные знания на практике. Поэтому сегодня учитываются актуальные требования ФГОС и образовательные платформы разрабатываются на базе интерактивных технологий. Если речь идет об имитационном моделировании, то это могут быть VR-, AR-технологии или интерактивные панели.

Еще одно важное отличие — 100%-й охват во время учебного процесса всех учащихся. Если раньше существовала вероятность, что учащегося не спросят, не вызовут к доске, то теперь, благодаря системам экспресс-тестирования, охватываются абсолютно все. 

Пройденный путь за последние полтора десятилетия показывает, что оптимальным решением является сбалансированное сочетание традиционных методов преподавания и современных технологий. Если технические средства с обучением справляются хорошо, обеспечивая наглядность материала, вовлеченность в процесс, учёт посещаемости и успеваемости, то в воспитании исключительно важную роль играет личность педагога, который должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, опытом и талантами, чтобы вырастить целостную социально-развитую личность.

— В чем концепция «Цифровой школы» от Softline? На какие процессы учебного процесса направлено решение?

При разработке концепции мы исходили прежде всего из задачи кардинально повысить качество обучения. Причем понятие «качества» включает в себя не только то, что усвоил ученик, но и то, с помощью каких средств и методов были получены знания. Большое значение имеют качество цифровых образовательных ресурсов, преподавания, технических средств. Поэтому разработчики концепции «Цифровая школа» ставили цель создать совокупность технических и программных средств и опирались на то, чтобы все его компоненты максимально эффективно работали на конечный результат.

Мы предлагаем обучать учителей пользоваться новыми ресурсами по методикам, созданным на основе богатого практического опыта. Накоплен большой методический опыт, которым наши эксперты готовы делиться.

— Из каких компонентов состоит платформа?

Основным компонентом «Цифровой школы» является интерактивный кабинет. Решение само по себе не новое, однако оно прошло определенный эволюционный путь развития и продолжает совершенствоваться. На смену интерактивным доскам пришли интерактивные панели (уже 4-го поколения) с повышенной разрешающей способностью, различением более 20-ти касаний, встроенным вычислительным модулем и библиотекой цифровых ресурсов.

Вместе с панелями поставляется большой набор различных наглядных пособий: 3D-анимированные схемы, интерактивные плакаты по биологии, физике, математике и т.д. С одной стороны, это помогает расширить палитру средств, которые учитель может использовать в учебном процессе, а с другой, появляется проблема с недостатком времени на освоение всех нововведений. 

Мобильный компьютерный класс позволяет проецировать изображение с одного экрана на несколько (до 50-ти, по числу учеников в классе) планшетов. Решение стимулирует учащихся к самостоятельной работе, но в то же время позволяет работать и в группах. 

Автоматизированная система управления учебным заведением по сути создает электронную информационную образовательную среду (ЭИОС) и помогает управлять не только учебным процессом, но и хозяйственной деятельностью, системами учета посещаемости и безопасности. Список решаемых ею задач постоянно пополняется. 

Учебным заведениям также необходимо соответствовать 152-ФЗ «О защите персональных данных» и обеспечить должный уровень информационной безопасности. Стоит также упомянуть о системах технической безопасности – интеллектуальное видеонаблюдение и системы контроля и управления доступом с помощью ID-карт или на основе биометрических технологий помогают соблюсти требования постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства образования и науки Российской Федерации». 

— Есть ли примеры внедрения «Цифровой школы»? 

В 2018 году специалисты Softline при финансовой поддержке ПАО Сбербанк России реализовали проект «Цифровая школа» в лицее СПб № 211 им. Пьера де Кубертена.  Ученикам школы теперь доступны четыре интерактивных кабинета: физики, химии, биологии и математики. Учебные помещения объединены в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) школы и оборудованы специальными интерактивными панелями, позволяющими создавать видеоряд уроков, выводить на экран пояснительные материалы, графику, схемы и задания для учеников. В кабинетах установлены жидкокристаллические дисплеи, цифровое лабораторное оборудование по предмету, планшеты для учеников, а также управляющие компьютеры для учителей.

Кроме того, в гимназии внедрена универсальная интерактивная платформа для мобильных устройств, на которой создан мобильный комплекс на планшетах без подключения к Интернету. Использование платформы позволяет видеть результаты работы каждого обучаемого в отдельности и всей аудитории сразу и управлять рабочим процессов в реальном времени, а значит – увеличить эффективность усвоения учебного материала в целом.

— Каков итог этого внедрения?

По словам директора лицея №211, Людмилы Александровны Бабаевой, уже в первый год работы с платформой стали заметны позитивные перемены. Выросла динамика образовательного процесса – использование планшетов и интерактивных панелей позволяет изучать материал быстрее и чаще применять принцип командной работы. Проверка тестовых заданий также осуществляется в автоматическом режиме прямо на уроке, и тут же можно обсудить те вопросы, которые вызвали затруднения. Полный отчет по успеваемости будет готов в сентябре, но по предварительным данным показатели улучшились. Создание единой цифровой среды выполнило свою главную задачу – интерес учеников и учителей к урокам ощутимо вырос, а значит, информация хорошо усваивается. Руководство школы оценило еще одно преимущество перехода на «цифру»: отказавшись от постоянной печати тестовых заданий и учебных материалов школа стала заметно экономить на этой статье расходов.

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты