28 февраля 2017 Точка зрения

Школа требует изменений

Алексей Каспржак

Директор МДЦ «Артек»

Директор Международного детского центра «Артек» Алексей Каспржак, выступая на Российском инвестиционном форуме в Сочи заявил о том, что система детских лагерей позволит образованию решить проблему оторванности от рынка труда 

«Рынок труда сегодня находится вне поля оцениваемых результатов общеобразовательной деятельности, и это ключевая проблема реформы образования. Решить ее можно в рамках деятельности, которую осуществляет «Артек» и другие детские лагеря», - подчеркнул Каспржак.

Он пояснил, что нынешнее развитие образования происходит без проектирования конечного результата образовательной деятельности – четкого понимания образа «успешного ученика», которого ждет экономика и социальная сфера.

Директор «Артека» выразил убеждение, что анализ профиля «успешных детей», приезжающих в Международный детский центр позволяет выявлять проблемы региональных систем образования. По его мнению, образ успешных детей статистически нерепрезентативен и оторван от процессов, которыми живут регионы, включая задачи экономики.

«Именно поэтому мы говорим о том, что школа требует изменений: только лишь предметные цели недостаточны сегодня как результат образовательной системы»,- резюмировал он.

Решением проблемы директор МДЦ «Артек» назвал институализацию детских лагерей как элемента системы образования: «Это позволит более гибко проводить образовательные реформы, к примеру, апробировать новые формы работы в специальной среде лагеря, в которой находится ребенок 21 день», что существенно снижает реформенные риски.

«Такой тип образовательных организаций как лагерь должен выйти из ниши дополнительного инструмента работы с детьми и стать институтом развития общеобразовательной системы», - заявил Каспржак, напомнив, что образовательные модули детских лагерей, которые ориентированы на востребованные рынком труда метапредметные компетенции, должны быть интегрированы в массовую школу: «Артек» пользуется иной, нежели в школе, образовательной технологией, которая уходит за рамки предмета, но позволяет ребенку решить жизненную задачу, обратившись к предмету.

«Мы почти совсем отказались от предмета, и это не нарушает образовательный стандарт. За исключением математики и русского языка как отдельных направлений, мы все делаем в проектном залоге. Мы учим детей кооперироваться, дружить, решать жизненные задачи. Впоследствии, возможно, эти сетевые технологии станут общими для образовательной системы страны»,- заключил директор МДЦ «Артек».

По мнению Алексея Каспржака, с такой мотивационной сутью образования в лагере напрямую связан серьезный потенциал развития отечественной экономики и социальной сферы:

«Председатель Правительства РФ заметил в своем выступлении (на форуме), что мы должны строить экономику возможностей, но ее может строить только человек, который верит в себя и который вышел из образования, являющегося системой похвалы, а не системой наказания. Феномен «Артека» в том, что это – место, где детей хвалят. И это базовая вещь, которой сегодня не хватает школе. Потому что наша школа, традиционно основанная на знании, ставит ребенка в ситуацию, в которой тот всегда что-то не доучил. А в «Артеке» мы строим образование таким образом, чтобы учебный процесс стал средством мотивации ребенка, побуждением сделать что-либо и представить это на широкую оценку 3,5 тыс. детей, которые видят результат, достигнутый тобой за 21 день смены».

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты