2 декабря 2016 Ханты-Мансийский АО Новости вузов

Современные технологии профориентации в Югорском государственном университете

news
4 фото

Российский новый университет

В Югорском государственном университете существует современный Окружной профориентационный центр, который занимается профориентацией школьников и молодежи. 

Редакция портала «Российское образование» получила возможность познакомиться с работой специалистов Центра, созданного на базе лаборатории социальных, психолого-педагогических исследований Югорского государственного университета. 

Истина в игре 

На столе разложены карточки с именами известных писателей, ученых, строителей, актеров. В аудитории идет деловая игра – один из элементов профориентационных занятий. 

Школьники тренируются в искусстве пантомимы: изображают известных деятелей науки. Задача участников – отгадать профессию человека и его имя. 

«Один из элементов профориентационных занятий со школьниками является деловая игра «Профи+». Цель данной игры научить ребят ориентироваться в профессиях, их особенностях и определять род деятельности», – рассказывает доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук Мария Наумова, модератор и ведущая деловой игры.

По словам Марии Наумовой, задания ориентированы на то, чтобы ребята научились разбираться в мире профессий и понимать, что они делятся на такие типы как: человек-человек, человек-техника, человек-художественный образ, человек-природа и человек-знак. 

«И, конечно, важной задачей является повышение психологического климата в коллективе», – добавила Мария Наумова.

Игра «Профи+» состоит из 5 мини-игр. Первая мини-игра называется «Кто ты?», она позволяет участникам на основе их собственных знаний и представлений разобраться в терминах «профессия», «должность», «специальность», а также в специфике некоторых профессий, испытав их на себе. 

Вторая мини-игра  носит пантомимический  характер «Ну-ка, покажи-ка!», в которой участники делятся на две команды и показывают профессии или специальности с помощью мимики и жестов.  

Третья мини-игра – «Ошибочка вышла». Педагог называет 17 различных фраз, связанных с терминологией профессия-специальность-должность. Участники должны выявить ошибки. 

Следующая мини-игра – «Общее дело», в ней важна командная работа.  Участники делятся на команды, придумывают свою компанию в соответствии с профессиями, указанными на игровых карточках участников.

Последняя мини-игра – «Проф.набор», в которой предстоит быстро определять, какие предметы характерны для той или иной профессии, уметь презентовать по этим предметам свою профессию и угадать чужую.  

Мария Наумова отмечает, что самое важно в этих играх – обучающий элемент. Ребята, получившие наименьшее количество баллов, повторно приходят на занятия и после двух–трех игр уже достаточно хорошо разбираются в профессиях и специальностях. 

Прикладная профориентация

Кроме проведения деловых игр на базе центра для всех желающих проводится профориентационное тестирование: «Профориентатор», «Профкарьера», «Профконсалтинг». Указанные комплексы включают в себя набор тестовых заданий по профориентации для различных возрастных групп.  

Первый комплекс разработан для учеников 10–11 классов, а второй – для молодых людей и студентов. Тесты позволяют выявить интересы человека, определить его умственные способности и предрасположенность к определенным профессиям. Тестирование не только помогает выбрать будущую профессию, определиться со специальностью, но и определиться с выбором ЕГЭ и вуза. 

Последний комплекс «Профконсалтинг» нацелен на тестирование взрослых людей после 30–35 лет. Он полезен для тех, кто хочет сменить сферу своей деятельности, но не может выбрать вектор направления.

«Особо ценно, то, что комплекс дает возможность определить жизненные ценности человека, его установки и мотивацию к достижению целей», – дополняет Мария Наумова. 

На прохождение любого вида тестирования человек затрачивает около 1-15 часов. Далее результаты обрабатываются, и психолог в течение часа проводит профориентационную  консультацию.  

По словам Марии Наумовой, в ближайшем будущем в Югорском государственном университете появится профориентационная игра для молодежи, которая будет направлена на прояснение и выстраивание их карьерной траектории. Для детей младшего школьного возраста мы планируем приобрести профкомплекс «Профнавигатор», способный прояснить первичные интересы и способности ребенка, что позволит выявить потенциал и ведущую направленность учащегося в профессиональной сфере, поможет выбрать варианты дополнительного развития, как пример кружки или секции. 

«Как видите, у нас много планов по развитию профориентационной деятельности на базе лаборатории. Будем рады видеть в стенах нашего университета всех желающих  выбрать или прояснить свой профессиональный путь», – заключает доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук Мария Наумова

 

Новости по теме

Другие новости

Наши спецпроекты