войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Альберт Гильмутдинов

Самый лучший день – сегодня

2018-05-18

Интервью с ректором КНИТУ-КАИ имени А.Н. Туполева Альбертом Гильмутдиновым


Альберт Харисович, когда Вы поняли, что Ваша жизнь будет связана с образованием и наукой?

То, что я стану физиком, я твердо решил еще в 7 классе. Я учился в физико-математической школе, затем поступил на физический факультет Казанского государственного университета и закончил его с отличием.

Научной деятельностью я занимался до 2009 года – до того момента, когда возглавил Министерство образования Республики Татарстан, а затем – в 2012 году университет КНИТУ– КАИ имени Туполева. 

Сложно ли было после научной и преподавательской деятельности «переквалифицироваться» в управленца?

Пожалуй, нет. Преподавательская работа дала большой опыт, который пригодился и в управленческой деятельности.

И, соответственно, этот опыт тоже оказался полезен для работы в вузе. Хотя, конечно, есть здесь и своя специфика: мы работаем с молодежью, поэтому нужно не просто выстраивать стратегию развития, организовывать образовательный процесс и решать экономические вопросы, но и воспитывать, дать важнейшие жизненные ориентиры. 

Мы стоим на пороге больших изменений во всем образовательном процессе

Можно ли назвать современное образование консервативным?

Ни в коем случае. Сегодня вся наша жизнь очень динамична, она развивается стремительно, обновляются технологии, и поэтому образование – пусть с некоторым опозданием – но все же идет в ногу со временем. 

Та трансформация, которая с ним происходит, началась не сегодня, а еще на рубеже тысячелетий. 

10 лет назад в США был выпущен интересный ролик, который хорошо отражает эту ситуацию. В переводе на русский язык его название звучало «Знаете ли вы». Речь шла о том, насколько быстро и радикально меняется мир вокруг нас. 

Вот конкретный пример: тот объем знаний, который человечество накапливает в течение одного года, превышает весь объем знаний, который был накоплен во все предыдущие годы. И это происходит постоянно!

Второй яркий пример: пять лет назад еще никто не мог даже предположить, что будут существовать те профессии, которые сегодня входят в топ-10 самых востребованных в наши дни. 

То есть сложно предугадать, какие знания будут нужны студентам через несколько лет?

Сложно. Никто не знает, что будет дальше, какие технологии войдут в нашу жизнь. Есть информационные блоки, которые устаревают каждые два года, поэтому когда человек поступает на программу бакалавриата, эти информация за время его обучения успеет дважды устареть и обновиться. 

Так что система образования должна максимально динамично трансформироваться. 

Профессор Майкл Барбер, один из известных мировых специалистов в области стратегии образования, в своей статье «Накануне схода лавины» пишет, что онлайн-курсы могут «опрокинуть» все великие университеты.

Сравнение с лавиной неслучайно: начало этого процесса никто не видит, но когда лавина сходит – все меняется радикально. 

Думаю, что доля истины в этом есть: мы стоим на пороге больших изменений во всем образовательном процессе.