От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Александр Стрижак

Большая педагогическая ошибка – не давать ребенку высказаться, даже если эта точка зрения не верна

2022-06-10

Аспирант факультета истории и права Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого Александр Стрижак стал абсолютным победителем регионального конкурса «Учитель года России – 2022». Он преподает историю и обществоведение в Мордвесском центре образования имени В.Ф. Романова Веневского района Тульской области. О фальсификации истории, дискуссиях на уроках и о том, как учитель влияет на выбор будущей профессии, Александр Стрижак рассказал в интервью проекту «Быть учителем» федерального портала «Российское образование».

Александр, в чем секрет вашей победы на конкурсе «Учитель года»? Почему жюри отдало предпочтение именно вам?

Если смотреть по реакции членов жюри и по реакции участников (а мы сидели вместе и смотрели все вместе), мне кажется, что я выиграл за счет своего мастер-класса. Это было последнее испытание заключительного этапа, и оно закончилось аплодисментами, скажем так. Я думаю, что выиграл, потому что выбрал актуальную тему, связанную с фальсификацией истории: я говорил о событиях на Украине.

По второму испытанию «Урок» я смотрел видеозапись другого учителя обществознания и истории, у нее тоже, как говорится, круто! То есть я ей тоже поставил бы много баллов. Мне все же кажется, что только за счет мастер-класса я и выиграл. 

А что вы представили на мастер-классе такое, что он завершился аплодисментами?

Ну не аплодисментами, конечно, в прямом смысле. Просто видно было по лицам участников и членов жюри, что им понравилось. Я работал с фокус-группой, на конкурсе она состояла из участников. Я им предоставил «исторический документ» о депортации украинцев в 1944 году, и нужно было определить, фальсификационный он или нет с помощью определенных подсказок. Конечно, в конце мастер-класса фокус-группа определила, что этот документ – подделка.

Я рассказывал про фальсификацию истории с помощью фото- и видеоматериалов, показывал, как она используется в различных материалах, в том числе и в видеоиграх, в которые дети играют. Сделал акцент на том, что видеоигры сейчас очень популярны и из них ребята черпают сфабрикованные эпизоды истории, не соответствующие действительности. Я показал видеофрагмент, где популярный у старшеклассников певец говорит о том, что День Победы праздновать необязательно. То есть мы с точки зрения педагогики и методики обсуждали, как сфабрикованные факты влияют на детей. 

Почему вы после победы на региональном конкурсе назвали детей архитекторами своего успеха?

Это логично, потому что, как бы грубо это ни звучало, дети – это материал, с которым мы работаем. Когда я давал на конкурсе классный час – а у меня он был посвящен трудовому воспитанию и профориентации – приводил в пример обычный камень. Первобытный человек, развиваясь, сделал из этого камня орудие труда. И далее вывод моего классного часа заключался в том, что у каждого из нас тоже есть как бы свой камень, из которого можно сделать что-то хорошее, функциональное – то, что может пригодиться не только лично тебе, но и обществу в целом. 

И еще перед конкурсными испытаниями ко мне подошла ученица и спросила: «А что, вас завтра не будет?» Я ответил: «Да, потому что буду участвовать в конкурсе «Учитель года России». И она сразу сказала: «Ну вы-то выиграете!» Мне было приятно это услышать. Такая поддержка очень важна, потому что о том, что я выиграю, сказал не профессионал, а ребенок, причем мгновенно, не думая, произнес. Поэтому я и назвал детей архитекторами моей победы.

Что для вас было самым трудным в конкурсе?

Если говорить о конкурсных испытаниях, то для меня самым трудным был мастер-класс, который удался и привел меня к победе. Когда выступили четыре участника, а я был пятым, то подумал: «Нет, не получится!» Я очень сомневался в своей победе. Но когда я вышел и начал говорить, увидел, как на это реагирует публика, то понял: да, мастер-класс удался. 

В остальном на конкурсе ощущалась доброжелательная атмосфера, хорошее отношение жюри. Оно добродушно и сочувственно относилось ко всем педагогам, поэтому никаких сложностей не возникло. 

Какие средства обучения вы обычно используете на своих уроках?

Сейчас все школы довольно хорошо укомплектованы, и наш Мордвесский центр образования не исключение. У меня есть проектор, мультимедийная доска. Практически каждый урок я использую презентацию, потому что сейчас очень важна визуализация. Вести такой урок, как история, если дети не будут видеть фотографии или документы, картины, будет достаточно сложно. 

Каких-то особых средств обучения у меня нет, потому что история – предмет гуманитарный, устный, здесь можно подискутировать. А так я на конкурсе видел, что физики и химики используют на уроках: у них там баночки, скляночки, микроскопы. В преподавании моего предмета такого нет. 

В качестве иллюстрации отдельных эпизодов российской истории можно использовать документально-исторический сериал «История государства Российского», снятый по одноименному труду Николая Карамзина. Я обычно советую и рекомендую посмотреть этот фильм в качестве домашнего задания. Очень много кинолент, связанных с историей рода Рюриковичей, династии Романовых, историей СССР, которые дети могут посмотреть для подготовки к уроку. 

Еще раз повторю, сегодня визуализация очень важна для ребенка на уроках, и в большей степени на уроках истории, потому что дети часто используют зрительную память – она у них сегодня очень хорошо развита. Например, когда у ученика спрашиваешь какой-нибудь материал, он говорит: «Сейчас, я вспомню: так, это было справа, это слева. Вот так работает у многих детей зрительная память.

С точки зрения исторической не всегда, конечно, информация в некоторых фильмах верна, но я сам смотрю, анализирую, сообщаю детям свои выводы, какие-то поправки они сами делают. Вот здесь не совсем так, а здесь вместе постараемся разобраться: правду говорят или неправду. Проанализируем источники, посмотрим дополнительную литературу.