войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Алексей Маслов:

Современный лекторий - это мини-спектакль

2017-06-13

Что заставляет людей приходить на лекцию?

Потребность в новом уровне интеллектуального общения. Ты здесь проникаешь в такой слой, в который в обычной жизни тебе не проникнуть, и ты получаешь знания, которые никогда бы сам не прочитал, потому что скучно открывать эти книжки и добраться до сути. Устное общение отличается от письменного тем, что ты всегда говоришь о сути, ты не можешь пересказывать книгу. Это другой язык, другие обороты речи. 

Думаю, что в принципе это люди, которые приходят послушать другой культурный слой. И если это хороший лектор, то они никогда самостоятельно не «накопают» весь тот материал и не сделают тех обобщений, о которых он говорит. Чтобы углубиться в суть нужно обладать некоторым профессионализмом. Да, публичный лектор подает материал в несколько  облегченном виде, но другой вопрос, за этим часто стоят годы серьезных научных изысканий. Предположим, что человек приходит послушать лекцию о религиях в Китае. Возможно, они для него абсолютно неинтересны, нереферентны, может он в жизни никогда не прочитал бы серьезной книги про это. Но вдруг кто-то видит лекцию про «тайны духов в китайской традиции» или о духообщении в Китае. Это как раз лектор предлагает тот товар, который человек и не купил бы никогда. Он идет послушать интересную тему, благо, если это недалеко и интересная аудитория. Он приходит послушать, и получает серьезную научную подачу материала в популярном виде - это принцип театра. 

Как люди узнают о таких мероприятиях?

Первые слушатели приходят на лекцию по принципу сарафанного радио. Они вряд ли узнали об этом где-то в Интернете. Кто-то кому-то сказал и пошли послушать лектора. Люди, которые уже побывали на хорошей лекции, им уже не нужна подпитка. Это исключительно личная мотивация.

Мечта любого лектора, чтобы слушатель имел базовую подготовку по теме, но в реальности такого не бывает. Я прекрасно понимаю, что 50 процентов людей даже не в курсе, где протекает  Хуанхэ, а  где Янцзы, но надо все время упомнить такие вещи, которые могут вызвать у слушателей хотя бы школьные воспоминания. 50 процентов, а может и больше ничего не знают о тематике вообще, или им лишь кажется, что они знают. А ведь ты читаешь специфическую лекцию. Предположим, мы читаем лекцию «Секреты китайской медицины», мы четко знаем, что придет 2 категории людей – первая, кто давно практикует, которые хотят послушать что-то новое и углубленное. Другая категория – кто вообще ничего не знает и хочет понять, способна ли эта медицина излечить именно их болезни (хотя мы говорим скорее об историко-теоретическим аспекте).

Нельзя читать две разные лекции, придется читать одну для разных людей. А надо читать так, чтобы всем было интересно. В данном случае я бы стал рассказывать, что об этом писали сами китайцы. Если поинтересоваться у зала, сколько лет они учились китайской медицине, можно узнать, что кто-то учился на 15-дневных курсах в Китае, кто-то самостоятельно выучился по Интернету, кто-то, имея профессиональное медицинское образование, «доучивался» у кого-то в России. Я же показываю, что в Китае это все выглядело иначе, а то, как лечат сегодня на западе под названием «китайская традиционная медицина» – это не то же самое, чему учили в Китае. 

Какая аудитория самая восприимчивая?

По возрасту это люди от 45 лет. Они уже «переболели» всем, чем возможно, и решили свои первичные проблемы – у них есть сформировавшиеся взгляды и образование, и они действительно расширяют свой горизонт. Это самая благодарная и самая интересная аудитория, более того, они задают интересные вопросы. Они уже понимают, что нужны не какие-то даты или названия, а стоит спросить что-то сущностное. Не про то, как «инь переходит в ян», а что в реальности кроется за этим. 

Мечта любого лектора, чтобы слушатель имел базовую подготовку по теме, но в реальности такого не бывает

Вторая категория, которая может даже больше заинтересована, это очень мотивированные люди для данной темы, молодые. Кто-то, например, увлекается Востоком, прочитал все книги, которые может достать, живет довольно далеко и специально приехал в Москву. Потратил все деньги на поезд, но приехал в Москву и узнал из лекции наверняка больше, чем из этих книг. Это очень благодарная публика, потому что у них горят глаза, и с ними можно говорить, они запоминают все. Ничего не записывая, у них все остается на подкорке. 

Взрослые люди уже переступили через тот возраст, когда им нужно доказывать, что они серьезные и взрослые. Они могут задавать самые, казалось бы, глупые вопросы, и обычно эти глупые вопросы оказываются самыми интересными. С ними общаться интереснее всего.