войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Анатолий Вассерман:

Необходимо восстановить классическую систему образования

2017-01-25

Интервью с публицистом, телеведущим, политическим консультантом, многократным победителем интеллектуальных телеигр Анатолием Вассерманом.

Анатолий Александрович, вспомните, пожалуйста, как вы учились в школе?

В школе я имел стабильно плохие оценки по каллиграфии, рисованию, пению и физкультуре. По предметам, где не требовалось физических навыков, получал одни пятерки. Уроки математики были самыми любимыми. Я родился в семье ученых, и осваивать школьные дисциплины для меня было не так уж сложно.

По вашему мнению, школьные отметки отражают ли всецело способности ребенка? Вам учеба давалась легко, но истории небезызвестны случаи, когда великие люди в детстве терпели за ученической партой одни неудачи — например, Черчилль, Ньютон, Эйнштейн.

Да, Альберт Эйнштейн в школе звезд с неба не хватал. Его способности развились позже. Впоследствии великий физик вынужден был постоянно пользоваться чьей-нибудь помощью — по причине множества пробелов в элементарных областях. Например, модель четырехмерного пространства-времени на основе идеи Эйнштейна разработал математик Херман Минковский. Многие другие части теории относительности, по распространенной версии, формировала первая жена Эйнштейна Милева Марич. А уж основные математические формулы, лежащие в основе теории относительности, разработали физик Хендрик Антон Лоренц и математик Анри Пункаре. Но заслуга Эйнштейна в том, что он сумел соединить это все в единую концепцию. Возможно, как раз потому, что школьное образование у Эйнштейна оказалось не самым лучшим, ученый воспринимал обычные факты и сведения свежим взглядом. Однако далеко не каждый троечник может надеяться на то, что с годами у него сами по себе проснутся способности. Интеллект развивается благодаря деятельности. И в рамках статистической физики доказано: само собой все меняется только к худшему.

Как вы оцениваете процесс обучения подрастающего поколения сегодня в сравнении с советской системой образования?

К сожалению, в последние десятилетия образование перенацелено на разрушение целостной картины мира. В мое время детей стремились научить прежде всего правильно думать. Образование помогало выстраивать целостную картину мира, то есть представление о том, что все многообразие наблюдаемых нами явлений и процессов — следствие сравнительно немногочисленных закономерностей, взаимодействующих между собой.

Представления об этих закономерностях есть в легенде о яблоке Ньютона. Он якобы, сидя у себя в саду вечером и глядя на Луну, увидел, как падает яблоко, и понял, что яблоко и Луну притягивает к Земле одна и та же сила. На самом деле представление о тяготении само по себе появилось задолго до Ньютона. А он вывел конкретную формулу законов всемирного тяготения на основании множества астрономических исследований, проведенных несколькими поколениями ученых. Но сама по себе мысль, что яблоко и Луну притягивает одна и та же сила — это как раз типичный образец целостной картины мира.

Еще французский писатель и философ-материалист Клод Антуан Гельвеций два с половиной века назад сказал, что знание некоторых принципов успешно возмещает незнание некоторых фактов. Причем некоторых — это очень скромно сказано. Из одной закономерности можно вывести многие тысячи фактов. А понять эту закономерность и научиться работать с нею, как правило, немногим сложнее, чем запомнить хоть один из объясняемых ею фактов.