От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Анатолий Вассерман:

Необходимо восстановить классическую систему образования

2017-01-25

Сейчас Министерство образования и науки РФ занимается модернизацией школьной программы. За последнее время возникали идеи ввести предметы такие, как: мотокультура в рамках ОБЖ, современная история, экология, основы религии. Каких дисциплин действительно не хватает детям?

Я одобряю возможность восстановления курса астрономии, так как она позволяет взглянуть в неожиданном ракурсе на основы физики.

Но нынешние школьники перегружены различными предметами только потому, что законоцентричное образование вытесняется фактоцентричным. Мы вместо того, чтобы за один урок изучить определенную закономерность и понять, как выводить из нее сведения о фактах, тратим десятки занятий, кучу времени и сил школьников на освоение отдельных фактов.

Так что модернизацию необходимо начинать именно с возврата к образованию, нацеленному на формирование целостной картины мира. В том числе и потому, что оно несравненно менее затратно, чем образование, нацеленное на запоминание разрозненных фактов. И когда такая картина уже сформирована, на изучение той же мотокультуры уйдет несравненно меньше сил и времени. Мотокультуру довольно трудно преподавать тому, кто плохо знаком с основами физики. Если у Вас смутные представления об инерции и трении, то понятие тормозного пути не для Вас.
Возьмем другой пример — основы религии. В мое время очень многие элементы основ религии входили в курс истории и были вполне естественной его частью. Очень многие исторические процессы непонятны, если не знать, какие религиозные воззрения господствовали в ту эпоху. С другой стороны, сами эти религиозные воззрения в значительной мере формировались вследствие исторических процессов. Поэтому несмотря на то что отдельного предмета основы религии у нас не было, мы более-менее ориентировались в данной области.

Какие задачи Минобрнауки РФ необходимо ставить перед собой?

Сейчас перед Минобрнауки стоит, на мой взгляд, первоочередная задача — восстановление законоцентричного образования. Грубо говоря, нужно вернуть наше образование к концепциям, принятым в нем до середины 1970-х годов, восстановить классическую систему образования.

Что касается науки — необходимо реанимировать прикладную науку.

Давайте подробнее поговорим про науку…

Фридрих Энгельс писал: «Когда у общества появляется реальная потребность, она продвигает науку вперед больше, чем десятки университетов». В его время отдельных научно-исследовательских организаций практически не было, и почти всю науку создавали в учебных заведениях. Сейчас у нас разрушены многие наукоемкие производства — поэтому вопросы практики науке задаются гораздо реже. Большая часть этих вопросов сравнительно примитивна. При всем уважении к геологии (где интересные в научном отношении вопросы возникают в ходе, например, разработки новых методов поиска нефтяных и газовых месторождений) в то же время прекрасно известно, что, скажем, задачи в области физики твердого тела, возникающие при разработке новых технологий производства интегральных схем, в чисто математическом отношении намного интересней, чем задачи, возникающие в рамках геологии. Соответственно полупроводниковая промышленность способна двинуть науку вперед быстрее, чем геология. Именно отсутствие серьезных практических вопросов породило крен всей науки в сторону своеобразного аутизма, когда наука вовсе перестает интересоваться окружающим миром, а решает только свои внутренние задачи.