От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Анатолий Вассерман:

Необходимо восстановить классическую систему образования

2017-01-25

Вернемся к образованию. Что вы скажете по поводу двухступенчатой системы высшей школы?

Я считаю, что двухступенчатая система образования методически неверна. Студент приобретает гораздо меньше знаний, чем получил бы при нормальной одноступенчатой системе. Обучение по классической схеме длится пять лет. Это всего на один год дольше, чем бакалавриат, где учат в основном конкретным рецептам, а не наукам, порождающим эти рецепты. Экономить год ценой того, что в дальнейшем будешь понимать несравненно меньше, не сможешь самостоятельно переучиваться и потратишь, в конечном счете, на всяких курсах повышения квалификации в несколько раз больше, чем этот сэкономленный год — на мой взгляд, бессмысленное занятие! Чем скорее мы отменим двухступенчатую систему и вернемся к нормальной, тем меньше молодых людей будет искалечено.

А что делать тем молодым людям, которые, как вы утверждаете, стали заложниками новых преобразований? Выпущено уже не одно поколение бакалавров.

Бакалавр должен понимать, что ему преподавали готовые рецепты без объяснения тех закономерностей, откуда эти рецепты проистекают. Поэтому молодой специалист должен пытаться параллельно с текущей работой изучать те основы, на которых построены полученные им знания. Как я уже говорил, целостную картину мира, в принципе, можно в значительной степени сформировать самостоятельно. Этим и надо заниматься тем, у кого она не сформирована в процессе обучения.

В СМИ неоднократно муссировался вопрос обучения детей государственных служащих за границей. Один из депутатов даже внес в Госдуму законопроект о запрете детям чиновников обучаться за рубежом. Какова ваша точка зрения на эту проблему?

Человек, чьи дети учатся или работают за рубежом, будет, естественно, больше думать о благе той страны, где они учатся, чем о благе своей Родины.

Иисус сказал: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». А какое может быть большее сокровище, чем дети?! Поэтому я совершенно согласен с тем, что обучение детей чиновников за границей — дело ненормальное. Учитывая, что каждая страна старается в ходе обучения заодно еще и воспитать людей так, чтобы они были на стороне этого государства, понятно: такая практика попросту опасна для России. Не думаю, что надо строго запрещать людям учиться за рубежом, но то, что обучение за рубежом несовместимо с госслужбой — вполне очевидно. И то, что обучение за границей детей чиновника позволяет поставить под сомнение его добрые намерения по отношению к родной стране — к сожалению, тоже вполне очевидно.