От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Анна Мельникова

Челленджи для поколения «альфа»

2022-05-12

Профессия учителя набирает популярность. В педагогических вузах растут проходные баллы, увеличивается конкурс. А большинство студентов объединяет одна цель – они хотят стать хорошими педагогами, преподавать и общаться с детьми так, чтобы учить и учиться было интересно, чтобы образовательная среда реально запускала многовекторное развитие каждого ребенка. 

Чем привлекает студентов профессия педагога? Как они идут к своей мечте – быть учителем? Каким, по их мнению, должен быть идеальный учитель? И что самое важное в общении с современными школьниками? 

На эти и другие вопросы ответят студенты педвузов – герои нового спецпроекта федерального портала «Российское образование» «Быть учителем».

Студентка Набережночелнинского педагогического университета Анна Мельникова создала свою методику обучения младших школьников на основе SCRUM-технологии. Педагогический прием оценили не только дети, но и родители, коллеги, а также жюри республиканского конкурса «Учитель года – 2022», где она заняла второе место в категории «Педагогический дебют». О том, что такое СПрИнТ, челлендж, тизер и как применить правило «21/40/90», о мотивации поколения «альфа» и об идеальном учителе рассказала студентка заочного отделения и педагог младших классов Анна Мельникова. 

Интервью с Анной Мельниковой из Республики Татарстан – первое в серии интервью специального проекта федерального портала «Российское образование» «Быть учителем».

Анна, вы заняли второе место в конкурсе «Учитель года – 2022», будучи студенткой факультета педагогики и психологии Набережночелнинского педагогического университета. Чем вы покорили жюри?

Я думаю, что своей инициативностью, может быть, даже каким-то юношеским максимализмом, своей открытостью. Это если говорить о личных качествах. Если говорить о педагогике, то благодаря новым приемам, которые я использовала. Это прием «СПрИнТ» SCRUM-технологии управления проектами. Термин появился в командном спорте, потом его стали использовать банки и большие компании в сфере IT и маркетинга, а я применила его для обучения в начальной школе. Моя методика показалась жюри интересной. 

Сейчас я учусь на заочном отделении третьего курса Набережночелнинского государственного педагогического университета. В школе № 35 с углубленным изучением отдельных предметов, где я работаю, большое внимание уделяется молодым учителям. У нас существует система наставничества, когда опытные педагоги берут шефство над молодыми специалистами, которые пришли работать после колледжа. Подготовиться к конкурсу «Учитель года» мне помогала команда моих коллег, поэтому я и достигла такого высокого результата. Особо хотела отметить, что без поддержки педагогов нашей школы я бы не заняла призового места.

В чем заключается ваш педагогический прием, который вы назвали СПрИнТом?

Слово «СПрИнТ» происходит от английского sprint – гонки на короткое расстояние. Я же этим словом назвала свою методику, но в моей трактовке СПрИнТ – это сложносокращенное слово: С – сотрудничество, Пр – проект, Ин – индивидуальное развитие, Т – тайм-менеджмент. Самое главное в этом приеме состоит в том, что ребята ставят себе цель, разбив ее на несколько мелких задач, а потом, реализуя каждую задачу, они достигают результата. Также в СПрИнТе есть критерии оценивания, то есть они могут оценить свою работу. А это очень важно, чтобы ученики в начальной школе понимали, где они успешно справились с задачей, а где встретили какие-то затруднения, с которыми смогут поработать в следующий раз. Известно, что иногда некоторым взрослым сложно планировать свою деятельность, а прием «СПрИнТ» позволяет это сделать ребенку и достичь хороших результатов.

И какие цели ставили ваши ученики – младшие школьники?

Цели разные: начиная от того, чтобы подготовить поздравление своей маме на день рождения или на любой другой праздник, и заканчивая тем, чтобы подготовить какой-нибудь проект. Например, мы создавали проект, используя СПрИнТ, «Мой любимый питомец». На открытом уроке, который я показывала на республиканском этапе конкурса, ученики третьего класса с помощью СПрИнТа делали проект на уроке окружающего мира по теме «Движение Земли», где исследовали орбитальное движение нашей планеты. 

Когда мои ребята учились в первом или во втором классе, я предлагала им свои этапы, и они определяли последовательность этих этапов или дополняли их, используя слова для справок. А в третьем и в четвертом классе они могут сами составить план, то есть поставить цель и разбить ее на несколько маленьких задач.