Классный руководитель видит ребенка с разных сторон
Классный руководитель – не просто учитель, который контролирует посещаемость и проводит классные часы. Этот человек – полноценный член классного коллектива, который проживает школьную жизнь вместе со своими подопечными.
О том, как важно быть вместе с классом, идти навстречу ученикам, верить в успех каждого и помогать на школьном пути, расскажет Елизавета Карсакова, классный руководитель в 8-м и 11-х классах, учитель английского языка школы № 157 Кировского района Екатеринбурга, победитель IX городского конкурса «Самый классный классный» 2019 года.
– Елизавета Александровна, как бы вы закончили фразу: «Классный руководитель – это…»
– Это полноценный член классного коллектива. Когда берешь классное руководство, неизбежно появляется ощущение, что ты учишься в этом классе. Только обязанностей и полномочий больше, чем у остальных. На данный момент у меня два классных руководства – в 8-м и 11-м классах, и я ощущаю полную принадлежность к этим коллективам. Я не могу относиться формально к жизни класса, поэтому каждое достижение расцениваю как собственное и расстраиваюсь после каждой неудачи.
– Как вы считаете, какие обязанности у классного руководителя? Родители зачастую не видят его работы, не понимают, чем он занимается, за что отвечает, а за что нет.
– Иногда классный руководитель оказывается едва ли не единственной поддержкой для родителей. То, что кажется очевидным в воспитании и развитии чужого ребенка, почему-то часто оказывается абсолютно неприменимым к своему собственному. Поэтому обязанности классного руководителя не сводятся к функции просто информатора и посредника между школой и семьей. Это человек, который видит ребенка с другой стороны и является неоценимым союзником родителей в воспитании ребенка.
– Классному руководителю важно уметь обозначить четкие границы в отношениях с детьми. Это сложно?
– Думаю, это естественный процесс. Невозможно искусственно выстроить границы – они выстраиваются сами. И часто эти границы подвижны. Например, все мы знаем, что тревожить людей поздно вечером неприлично и невежливо. А если ученик настолько горит каким-то совместным проектом, что готов работать над ним круглосуточно? Если у него внезапно появляется необходимость посоветоваться или просто поделиться? Я буду только рада этому позднему, бестактному, по общепринятому мнению, звонку. А в целом дети позволяют себе ровно столько, сколько позволяет им их воспитание и уважение к конкретному учителю. Поэтому важно не выстроить границы, а вызвать желание уважать личное время и пространство.
Учитель и ученик общаются на протяжении длительного времени и в любом случае вынуждены выстраивать отношения. Когда я работала в школе первый год, мне казалось, что ученики тянутся ко мне, приходят на переменах, участвуют в мероприятиях, которые я предлагаю, потому что я совсем ненамного их старше и нахожусь с ними на одной волне. Но со временем поняла, что дело не в этом. Подростки ценят, когда в них видят полноправных участников мероприятий, когда уважают и слышат их мнение. И еще более важно для них получать это доверие и уважение от взрослого человека, который мотивирует их и в котором они видят образец для подражания. А если опуститься до панибратства, то дети перестанут видеть ценность такого общения и дружбы все равно не получится. Поэтому быть с учениками на короткой ноге – это тупиковый путь.