войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Елизавета Карсакова, Екатеринбург

Классный руководитель видит ребенка с разных сторон

2020-11-24

Классный руководитель – не просто учитель, который контролирует посещаемость и проводит классные часы. Этот человек – полноценный член классного коллектива, который проживает школьную жизнь вместе со своими подопечными. 

О том, как важно быть вместе с классом, идти навстречу ученикам, верить в успех каждого и помогать на школьном пути, расскажет Елизавета Карсакова, классный руководитель в 8-м и 11-х классах, учитель английского языка школы № 157 Кировского района Екатеринбурга, победитель IX городского конкурса «Самый классный классный» 2019 года.

– Елизавета Александровна, как бы вы закончили фразу: «Классный руководитель – это…»

– Это полноценный член классного коллектива. Когда берешь классное руководство, неизбежно появляется ощущение, что ты учишься в этом классе. Только обязанностей и полномочий больше, чем у остальных. На данный момент у меня два классных руководства – в 8-м и 11-м классах, и я ощущаю полную принадлежность к этим коллективам. Я не могу относиться формально к жизни класса, поэтому каждое достижение расцениваю как собственное и расстраиваюсь после каждой неудачи.

– Как вы считаете, какие обязанности у классного руководителя? Родители зачастую не видят его работы, не понимают, чем он занимается, за что отвечает, а за что нет.

– Иногда классный руководитель оказывается едва ли не единственной поддержкой для родителей. То, что кажется очевидным в воспитании и развитии чужого ребенка, почему-то часто оказывается абсолютно неприменимым к своему собственному. Поэтому обязанности классного руководителя не сводятся к функции просто информатора и посредника между школой и семьей. Это человек, который видит ребенка с другой стороны и является неоценимым союзником родителей в воспитании ребенка. 

– Классному руководителю важно уметь обозначить четкие границы в отношениях с детьми. Это сложно?

– Думаю, это естественный процесс. Невозможно искусственно выстроить границы – они выстраиваются сами. И часто эти границы подвижны. Например, все мы  знаем, что тревожить людей поздно вечером неприлично и невежливо. А если ученик настолько горит  каким-то совместным проектом, что готов работать над ним круглосуточно? Если у него внезапно появляется необходимость посоветоваться или просто поделиться?  Я буду только рада этому позднему, бестактному, по общепринятому мнению, звонку. А в целом дети позволяют себе ровно столько, сколько позволяет им их воспитание и уважение к конкретному учителю. Поэтому важно не выстроить границы, а вызвать желание уважать личное время и пространство.

Учитель и ученик общаются на протяжении длительного времени и в любом случае вынуждены выстраивать отношения. Когда я работала в школе первый год, мне казалось, что ученики тянутся ко мне, приходят на переменах, участвуют в мероприятиях, которые я предлагаю, потому что я совсем ненамного их старше и нахожусь с ними на одной волне. Но со временем поняла, что дело не в этом. Подростки ценят, когда в них видят полноправных участников мероприятий, когда уважают и слышат их мнение. И еще более важно для них получать это доверие и уважение от взрослого человека, который мотивирует их и в котором они видят образец для подражания. А если опуститься до панибратства, то дети перестанут видеть ценность такого общения и дружбы все равно не получится. Поэтому быть с учениками на короткой ноге – это тупиковый путь.