войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Евгений Ивашкин:

Инженер – это творческая специальность

2016-10-28

Интервью с проректором по учебной работе НГТУ им. Р.Е. Алексеева, доцентом, кандидатом технических наук Евгением Ивашкиным 

Евгений Геннадьевич, когда вы впервые попали в НГТУ?

Сразу после школы – у меня даже не было вопросов, куда поступать: только политехнический (тогда НГТУ назывался именно так), химический факультет.

Когда я заканчивал Политех, мне предложили остаться на кафедре. Так что здесь я с 1986 года – сначала был инженером на кафедре, потом защитился, стал доцентом.

С 2008 года я стал сначала проректором по учебно-методической, а потом по учебной работе.

Надо уважать студента, уважать личность

А почему решили связать свою жизнь с этим вузом?

Мне всегда было интересно заниматься наукой: компьютерной техникой, моделированием в химии. Я со второго курса был «в науке»: на кафедре органической химии. Диплом писал на тему математических моделей химических процессов – это очень интересное сочетание компьютера с химией.

И когда мне предложили остаться в вузе, то я согласился: как говорится, «от добра добра не ищут». Да, были сложные времена, были 90-е годы. Но, надо отдать должное, руководству нашего университета – было сделано все для того, чтобы вуз нормально жил и развивался.

Так что в моей трудовой книжке всего одно место работы – наш университет.

Какими качествами необходимо, по вашему мнению, обладать современным преподавателям вузов?

Надо уважать студента, уважать личность. Да, он может что-то не знать, он может в чем-то быть другим.

И все же надо, ставя задачу, видеть, что он умеет достичь результата. Да, бывает, что из-за гаджетов они достигают результата быстрее и, в нашем понимании, легче. То, что тогда мы изучали 3 дня в библиотеке, потом неделю чертили, они за 15-20 минут в Интернете находят, потом с помощью компьютерной программы не неделю, а один день чертят. Здесь, наверно, главное результат.

Когда я принимаю экзамен, я разрешаю пользоваться всем, чем угодно – лекциями, книгами. Я говорю: «Только не приводите друзей, будет тесно сидеть, и они нас будут отвлекать». Надо знать, где найти информацию и что с ней делать. Инженер должен уметь решать поставленную задачу.

Когда я принимаю экзамен, то прошу отложить листок, на котором человек готовился и спрашиваю суть. Если человек понимает, что он написал – он всегда расскажет. Но сейчас к ребятам предъявляется больше требований в современных условиях – чтобы они были оперативнее, мобильнее.

Сегодняшние ребята молодцы, они способны со всей этой техникой работать.

Что сегодня актуальнее: получение высшего образования или прикладной профессии?

Если вспоминать мое время, то у нас из класса в 30 человек в вузы поступили 4 юноши и 6 девушек. Остальные спокойно пошли в техникум, кто-то в ПТУ, кто-то сразу в армию и потом на завод. И нормально, были довольны: они получили профессию, и уже через полтора года могли рассчитывать на серьезные зарплаты, а мы еще 5 лет получали по 40 рублей стипендии.

А сегодня, как мне кажется, неправильная ситуация, когда люди правдами и неправдами стараются получить высшее образование, а потом с этим высшим образованием трудятся продавцами в магазинах сотовой связи, мерчендайзерами.

В 90-е годы выпускникам вузов действительно некуда было идти, зато сейчас в Нижегородской области активно работают предприятия оборонного комплекса, Росатом. И выпускники наши востребованы.

Сейчас самый большой конкурс в институте ядерной энергетики и технической физики, в институте промышленных технологий и машиностроения, то есть там, где ребята видят, что они будут востребованы.