войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Ирина Аржанова

Мы живем в глобальном мире

2018-04-27

Интервью с Ириной Аржановой, исполнительным директором Национального фонда подготовки кадров

Ирина Вадимовна, в вашей профессиональной траектории сочетаются самые разные направления: и научно-исследовательский институт, и Министерство образования и науки России, и ведение проектов Всемирного банка, и Национальный фонд подготовки кадров…

По первому образованию я вообще инженер-технолог хлебопекарного, кондитерского и макаронного производства и кандидат технических наук! Я действительно работала в НИИ хлебопекарной промышленности, преподавала в вузе, защитила диссертацию, занималась международными программами в университете, а затем в Минобрнауки России, закончила обучение по совместной программе Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и Манчестерского университета по управлению образованием, защитила докторскую диссертацию по истории... 

Моя диссертация была связана с развитием международного образования – то есть фактически в ее основе был мой собственный опыт работы и в университете, и в Минобрнауки России. 

Почему вас заинтересовала именно тема международного образовательного сотрудничества?

Я считаю, что мы живем в мире людей, в глобальном мире, и чем больше мы будем общаться с разными людьми, чем глубже будем изучать их ментальность, их жизнь, общаться на разных языках – тем богаче будем мы сами. 

Когда человек вкладывается сам во что-то, он гораздо больше это ценит

Вы приняли активное участие в разработке важнейших российских и международных проектов в сфере образования и науки. Какие из них Вы считаете самыми значимыми?

Как правило, это были все-таки не наши проекты: задачу ставило государство, а мы уже работали над ее реализацией. «Раскладывали» на составляющие, готовили стратегию, ставили конкретные задачи, разрабатывали систему контроля.

Одним из самых интересных, с моей точки зрения, является приоритетный национальный проект «Образование». Тогда впервые государство вложило деньги в реализацию комплексной образовательной стратегии на разных уровнях – мы работали с вузами и с колледжами. 

Организации получали средства, позволяющие выполнить сразу несколько задач: разработать программы развития, разрабатывать новое содержание, закупать оборудования для его реализации, повышать квалификацию.

Возможность такого комплексного решения, особенно после многих лет недофинансирования была очень своевременной и правильной. И, конечно, масштаб этого проекта был впечатляющим. Фактически, он создавал критическую массу участников для последующего развития и модернизации образования.

Еще один принципиально важный проект сегодняшнего дня – создание опорных университетов. Государство дало сигнал вузам: «Измените свою позицию в регионе! Посмотрите на себя не своими глазами и даже не глазами федерального министерства – посмотрите на себя глазами жителей региона, организаций, которые там расположены, ведь вы работаете для них. Ищите форматы взаимодействия, услышьте, чего от вас хотят, и будьте полезны!»

И этот посыл повлиял на пересмотр парадигмы этих вузов: развиваться не ради себя самих, а развиваться вместе и в интересах той территории, где они расположены, в интересах людей, которые там живут и будут жить. 

Такие проекты способны сохранить интеллектуальный ресурс региона?

Конечно. Если молодые люди еще на стадии обучения в университете начинают вкладываться в развитие своего региона, понимать, что именно они создают его будущее здесь и сейчас, – то гораздо больше шансов, что эти люди останутся и будут продолжать эту работу. 

Когда человек вкладывается сам во что-то, он гораздо больше это ценит. Так что проект по поддержке опорных университетов полезен не только с экономической, но и с идеологической точки зрения. И, кстати, это изначально заявлялось как одна из ключевых целей проекта – удержание – количественно и качественно - молодежи в регионах, причем не через «запрещение», а через предложение новых возможностей работы и жизни на местах.

В прошлом году НФПК проводил конкурс студенческих инициатив опорных университетов, и мы предложили студентам вузов разработать свои проекты. Сначала они заявили проекты, направленные на решение своих интересов.

Но мы напомнили про ответственность опорного вуза, про то, что эти все проекты – должны быть не «для себя», а для региона – прежде всего, для людей, которые там живут. Ребята услышали, и дальше работа развернулась уже в другом направлении. 

Они провели онлайн голосование за выдвинутые инициативы в соцсетях своего региона и выбрали самые востребованные идеи. Так, например, были проекты для людей с ограниченными возможностями здоровья или спортивные объекты – такие, как скейт-парк в Ростове…

Этот конкурс помог показать студентам и сотрудникам вузов, что они живут не в замкнутом пространстве своего университета, что нужно ориентироваться на других людей, на потребности региона. И в этом направлении всем нам надо будет продолжать работать.