войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Кирилл Казаков:

Сертификация – это своего рода маркер качества

2015-11-06

Интервью с директором ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» Кириллом Казаковым

 

– Кирилл Вячеславович, расскажите, пожалуйста, что такое сертификация и зачем она нужна.

– Само слово «сертификация» происходит от латинского sertifico («удостоверяю») и обозначает подтверждение качества своей продукции или услуг в соответствии с определенными регламентами или стандартами. В глобальном плане она помогает не только контролировать показатели качества, заявленные производителями, но и создает конкурентную среду на рынке, содействует продвижению товаров и услуг как в России, так и за рубежом.

От добровольной сертификации выигрывают все – как предприниматели, так и их деловые партнеры и сотрудники

– Как потребители воспринимают сертифицированные продукты?

– Потребители воспринимают наличие сертификата как гарантию добросовестной работы поставщика или производителя, своего рода маркер качества. Соответственно, такой продукт становится более востребованным и интересным для всех.

Что касается самих компаний, то от добровольной сертификации выигрывают все – как предприниматели, так и их деловые партнеры и сотрудники. Получение этого документа автоматически выводит организацию на новый уровень работы, позволяет расширить сферу продвижения своей продукции или услуг, принимать участие в международных конкурсах различного формата.

– Почему в последнее время вопрос сертификации стал особенно актуальным?

– Если быть более точными, речь идет не о последнем времени, а о нескольких десятилетиях. Раньше, во времена Советского Союза, существовали строгие нормы ГОСТов. В 90-х годах, с появлением рыночной экономики, ситуация изменилась: в Россию хлынул поток пищевой и промышленной продукции из-за рубежа. Ее нужно было проверить на соответствие нормам безопасности и стандартам, принятым в нашей стране. Собственно с этого и начиналась история сертификации товаров и услуг в России.

Несколько лет назад обязательная сертификация была отменена, и это вызвало большой резонанс: и потребители, и некоторые производители считали, что такая мера приведет к падению качества, и ситуация начала 90-х может повториться, дешевые товары сомнительного качества снова поступят в продажу. Но вопреки прогнозам скептиков, этого не произошло, российские компании последовали примеру европейских и перешли на добровольную сертификацию своей продукции.

Как показала практика, решение было очень своевременным: появилось множество изделий одного и того же функционального назначения, но разного качества, между производителями товаров и поставщиками услуг возникла жесткая конкуренция. Именно поэтому многие организации обратились в экспертные службы для проведения сертификации своих продуктов и услуг.

– Чем добровольная сертификация отличается от обязательной? В чем ее преимущество?

– Согласно официальному определению, обязательная сертификация в системе ГОСТ Р осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов в части безопасности.

Существуют различные схемы такой сертификации, самые распространенные – оформление сертификата соответствия на контракт, на серийный выпуск и на определенную партию продукции.

Добровольная сертификация – это подтверждение функциональных характеристик и показателей качества продукции независимой экспертной организацией. Проводят ее по инициативе заявителей, и задумана она как инструмент саморегулирования бизнеса, альтернатива негибкой и затратной по времени и финансам обязательной оценке соответствия. По сути это шаг к менеджменту европейского уровня.