войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Сергей Рязанский

Космонавты любят вызовы!

2017-05-05

Интервью с председателем Российского движения школьников, Героем Российской Федерации, летчиком-космонавтом Сергеем Рязанским

Сергей Николаевич, как получилось, что Вы стали председателем Российского движения школьников? Ведь эта сфера далека от космонавтики.

На самом деле, это не так. У космонавтов в трудовом договоре прописан пункт, который обязывает нас участвовать в популяризации космонавтики. Мы много выступаем перед детьми, проводим конкурсы, образовательные проекты со школьниками и студентами.

Кроме того, если человек что-то любит, ему, естественно, хочется увлечь этим делом остальных. С детишками я возился все время, и для меня было интересным предложением – поучаствовать в создании Российского движения школьников. Председатель РДШ – большая ответственность. Космонавты вообще любят вызовы. Фактически создать общероссийскую детскую организацию, да к тому же, чтобы она была интересна, в первую очередь, для ребят - это очень важно и увлекательно, поэтому я с удовольствием включился в этот проект.

Почему вообще возникла такая необходимость создать Российское движение школьников?

После того, как не стало пионерии, по всей стране стали появляться различные детские сообщества и организации. Они все ставят перед собой благородную цель – помощь родителям в воспитании детей. Родители из-за работы или в силу других каких-то причин не успевают показать своему чаду весь широчайший спектр возможностей. Для меня всегда самым обидным и страшным было то, что большинство старшеклассников не знают, куда они хотят пойти учиться дальше. И дело не в огромном разнообразии перспектив, когда у подростка глаза разбегаются, и он не может сделать выбор, а в том, что их просто ничего не интересует. Это вина нас, взрослых, что мы не продемонстрировали детям возможности.

Я считаю, у детей из крупных городов нет подобной проблемы, у них, наоборот, слишком много всего. А если ребенок из деревни или небольшого городка при военной части, то у него мало вариантов для досуга. Но ребята все равно хотят общаться, заниматься чем-то полезным, потому что жизнь безумно интересна. Наша задача — объединить детские организации, которые образовались самостоятельно, помочь им взаимодействовать друг с другом и делиться опытом.

Дети должны понимать, что мы единая страна. Это их страна, и от них зависит, в какой стране они будут жить в будущем

Российское движение школьников – движение возможностей. Мы действительно пытаемся дать любому ребенку возможность поучаствовать в интереснейших проектах, которые когда-то реализовывались только в отдельных регионах или городах.

Дети должны понимать, что мы единая страна. Это их страна, и от них зависит, в какой стране они будут жить в будущем. Мы хотим, чтобы ребенок осознавал, что в его власти что-то изменить. Именно поэтому мы поддерживаем экологические, волонтерские, историко-культурные проекты. Ребенку важно знать, что он может быть услышан взрослыми, что он нужен.

Здорово, что государство обратило внимание на вопрос детского воспитания. Организации, подобные РДШ – это своевременно и нужно. Чем больше таких объединений, тем мы будем сильнее, грамотнее и эффективнее.

РДШ сейчас имеет отделения во всех 85 субъектах РФ. Движение заработало в школах только в сентябре 2016 года, но развивается уже на базе 274 опорных и 1147 пилотных школ. Изначально мы ограничили число школ, в которые входим. Все-таки проект у нас пилотный, мы лишь начинаем работать и торопиться надо не спеша. Необходимо посмотреть, что получается, какие есть сложности, каким образом правильно выстроить работу с педагогами, детьми и родителями. С каждым годом количество школ будет расти.

Каких результатов вы уже достигли за тот период времени, что существует РДШ?

Во-первых, мы начали работать – это само по себе значимый результат. Во-вторых, появился огромный интерес к РДШ у тех школ, которые не вошли в число пилотных.

Сформирована работа внутри движения по всем направлениям, а их в РДШ четыре – «Гражданская активность», «Личностное развитие», военно-патриотические и информационно-медийное направления. Например, в рамках информационно-медийного направления, в котором развиваются юные журналисты, созданы и работают 115 полноценных медиацентров, во большинстве школ выпускаются газеты, работают теле и радиостудии.

Активно работает военно-патриотическое направление на базе опорных школ, уже сейчас создано 60 военно-патриотических клубов. При методической и организационной поддержке РДШ в школах созданы добровольческие отряды, больше 150, развиваются школьные музеи. В этом году, объявленным Годом экологии, в школах созданы 700 эко-отрядов, это внушительная цифра. Проводятся специализированные тематические смены. В марте прошли смена юных журналистов в лагере «Смена», смена юных экологов в «Орленке», причем в сменах участвуют дети из всех регионов страны. И таких смен, по всем нашим направлениям, в этом году будет 13. Это не просто отдых, а работа ребенка в образовательных проектах.