войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Марина Чадамба

Важно найти золотую середину между требовательностью и чрезмерной мягкостью

2020-08-31

Интервью с почетным работником общего образования Российской Федерации, победителем муниципального конкурса «Лучший классный руководитель» г. Кызыла Мариной Чадамбой 

Марина Алимовна, расскажите, какие обязанности у классного руководителя? Родители зачастую не видят его работы, не понимают, чем он занимается, за что отвечает, а за что нет.
 
Конечно, в первую очередь это контроль успеваемости. Второе, но не менее важное, это помощь детям в развитии своих талантов и умений. Также классные руководители помогают своим подопечным в освоении общеобразовательной программы – это те обязанности, которые можно назвать сразу. 

Однако на самом деле их больше. Классный руководитель должен оберегать здоровую эмоциональную атмосферу во вверенном ему коллективе, он должен уметь найти подход к каждому, понять и направить его по наиболее правильному пути. 

Мне кажется, что от того, насколько качественно выполняет свои обязанности классный руководитель, зависит то, насколько эффективно, продуктивно и слаженно будет работать класс. 
 
Как педагогу выстроить границу в отношениях с детьми?

Необходимо найти золотую середину между требовательностью, строгостью и чрезмерной мягкостью. Учитель должен быть понимающим, при этом иметь авторитет среди детей. И к каждому ребенку необходимо найти свой уникальный подход, который строится на его личностных особенностях, на особенностях воспитания. Этому могут способствовать внеклассные мероприятия, где дети перестают чувствовать себя скованными образовательными рамками.

Иными словами, учитель должен быть очень близок со своими детьми, но при этом не забывать про свой статус. А для этого необходимо завоевать доверие, уважение и любовь детей.
 
Как Вы справляетесь в своей практике с конфликтными ситуациями?
 
Главное – объективность, терпение и тактичность. Иначе любая конфликтная ситуация так и не решится. Мне кажется, что необходимо также уметь слушать и слышать каждую из конфликтующих сторон и быть медиатором, позволяя детям разрешить проблему самостоятельно.

Классному руководителю, в особенности в старших классах, не стоит быть тем человеком, который просто решает итоговую проблему. Для продуктивного разрешения ситуации нужно, конечно, не только решить появившуюся проблему, но и разобраться в ее причинах, истоках, чтобы предотвратить повторный конфликт.