войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Людмила Бокова

Наша задача – обеспечить качественное образование за счет цифровой образовательной среды

2020-11-16

Людмила Николаевна, практически накануне нового учебного года у Министерства просвещения появилась новая подведомственная организация – Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования. С чего вы как руководитель начали свою работу? 

С формирования команды, распределения ресурсов, подготовки документов и определения плана действий на ближайший год. Перед нами были поставлены тактические и стратегические задачи, которые надо выполнять оперативно и без сбоев. 

Какие это задачи? 

В первую очередь – реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда», в рамках которого существует множество инициатив и проектов, в том числе «Кванториумы», «IT-кубы» и другие. Кроме того, нам необходимо было развивать наш важный ресурс – платформу «Российская электронная школа», а также создавать новые информационные системы для образования. 

Один из знаковых проектов института – это создание Цифровой образовательной среды (ЦОС). Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. 

ЦОС – это совокупность образовательных ресурсов на единой платформе, которой смогут пользоваться дети независимо от места расположения. Речь идет о бесплатном верифицированном контенте, который даст возможность совершенствовать учебный процесс, сделать его максимально доступным и эффективным, методически и дидактически корректным.

ЦОС включает в себя много составляющих, в том числе цифровую инфраструктуру, обеспечивающую технологические процессы, цифровые образовательные ресурсы и электронный контент. Лекции, тесты, презентации, виртуальные лаборатории – все это будет открыто для школьников, их родителей и педагогов. То есть наша задача – обеспечить доступность образовательного контента для каждого ребенка.

Кроме того, мы работаем над цифровизацией управления образованием – созданием аналитических систем, которые позволят ориентироваться в массивах больших данных и предлагать актуальные управленческие решения. Это тоже входит в перечень задач, которые решает наш Институт. 

То есть ЦОС – это своего рода «стереосистема», всесторонне обеспечивающая учебный процесс?

Да, но важно помнить, что цифровые технологии работают только тогда, когда они реализуют дидактические возможности образования и делают учебный процесс максимально эффективным и в то же время индивидуализированным.  К примеру, использовать такой формат могут дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на домашнем обучении, а также дети, которые не могут посещать обычную школу. И важно, что здесь можно выбрать разный уровень подготовки – как для талантливых детей, так и для тех, кому нужна поддержка. Такой дифференцированный подход будет очень полезен для всех. 

Межпредметные связи, наглядность и обратная связь – все это позволяет реализовать цифровые технологии в школе. На одном и том же уроке можно, например, изучать химию и биологию, видеть, как ребенок понимает тему, диагностировать ошибки, контролировать выполнение работы. А автоматизация процесса позволяет проанализировать, какие именно темы вызывают сложности, и дает возможность составить общую картину знаний. 

Кроме того, технологии позволяют увидеть совершенно уникальные вещи – траектории движения молекул, их строение и многое другое. То есть эффект получается максимальным – ребенок развивает сразу несколько видов мышления: образное, наглядное, теоретическое. 

Таким образом, ЦОС стоит на трех китах педагогики: доступность, качественность и эффективность. 

Часто родители ставят знак равенства между ЦОС и дистанционным обучением. В чем здесь все-таки принципиальная разница?

Разница кардинальная – это указано и в нормативных документах, в том числе в законе «Об образовании» даны все необходимые определения и понятия. 

Цифровая образовательная среда собирает и объединяет между собой электронные образовательные ресурсы, а дистанционное обучение – это педагогическая технология, которая может применяться на усмотрение учителя или школы при необходимости, а ЦРС входит в практический механизм реализации этой технологии.