От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Ольга Васильева

Науки об образовании должны быть интегрированы в общую стратегию научно-технологического развития России

2021-08-20

Интеграция наук об образовании в общую стратегию научно-технологического развития России, изменение роли наук об образовании в обеспечении устойчивого, динамичного и сбалансированного развития нашей страны – такие ключевые задачи ставит перед собой и перед Российской академией образования (РАО) Ольга Юрьевна Васильева, избранная Президентом Академии подавляющим большинством голосов. Как выглядит дорожная карта содержательных и структурных перемен Академии? Как именно РАО будет усиливать роль наук об образовании в обеспечении устойчивого развития страны? Об этом академик РАО, доктор исторических наук, профессор, экс-министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева рассказала в интервью электронному журналу «Вестник образования» Минпросвещения России.

Федеральный портал «Российское образование» также публикует полную версию интервью с новым Президентом РАО.

Ольга Юрьевна, первый вопрос – на поверхности. Когда в конце июня Вы большинством голосов были избраны руководителем Академии, многие СМИ вышли с заголовками, что РАО возглавила экс-министр просвещения. Это и понятно: профессиональное сообщество, да и родительская общественность, хорошо знает, кто такая Ольга Васильева. Историк. Религиовед. Четыре года на посту министра. Да еще в переломный момент, когда Минобрнауки разделили на два ведомства. При Вас астрономия вернулась в школы, вырос интерес к шахматам. Именно Вы всегда выступали за то, чтобы защита диссертаций в аспирантуре стала обязательным условием выпуска... Теперь Вы у руля научной академии. Что для Вас, как руководителя РАО, – точка отсчета в ближайших планах работы?

Я убеждена, что на старте всегда должен быть анализ. Поясню почему. Обновление системы образования должно поддерживаться наукой. Это важнейшее условие. Только так, через научное обоснование конкретных направлений развития, нужно двигаться вперед.

Что я имею в виду? В последние 30 лет комплексных и масштабных фундаментальных исследований в области детства, связанных с физиологическим и когнитивным развитием ребенка, проблемами обучения и воспитания, не было.

Безусловно, определенная научная работа велась, есть развернутая сеть региональных научных центров РАО. Но единой системы, выверенного подхода к развитию педагогической науки в силу разных причин в последние годы не наблюдалось. Поэтому я считаю, что начинать нужно с анализа того, что мы имеем. Просто чтобы понять, как и куда нам двигаться дальше.

Развитие разных областей экономики, наращивание технологической базы – все это сквозной линией проходит через образование. Образование – основа любого направления деятельности. Поэтому так важна поддержка фундаментальных исследований в области наук об образовании. Педагогическая наука обязательно должна быть включена в систему научно-технологического развития страны. Это одна из первых и важнейших задач и залог обеспечения динамичного и сбалансированного движения вперед.

При этом я считаю, что те уставные направления деятельности Академии, которые были заложены в 1943 году, актуальны и сейчас. Только сегодня у нас другие вызовы. Их больше, они более агрессивные. Зачастую эти вызовы менее заметны, но на них важно и нужно реагировать.

Необходимо четко сформулировать и начать формировать современную модель образования. Мир ведь стремительно меняется, другими становятся социокультурная и образовательная среда, методология развития. Академия не может стоять в стороне от этих процессов. Мы обязательно будем опираться на традиции, сегодняшние реалии и научное прогнозирование. Если этой триады не будет: традиции, реалии и прогнозирование, – мы не сможем никуда двигаться.

Вы упомянули региональные научные центры РАО. Большинство из них работает на базе федеральных и региональных университетов и, что особенно важно для развития педагогической науки и системы образования, на площадках педвузов. Сколько сегодня у РАО таких центров? Вы планируете «перенастраивать» их работу?

Сегодня РАО имеет 35 региональных научных центров. Наши центры – проводники научно-образовательной политики Академии, они обеспечивают взаимодействие с экспертами и педагогами, с региональной властью. Безусловно, их работа должна встраиваться в нашу стратегию и служить укреплению единого образовательного пространства страны с учетом особенностей каждого региона.

Думаю, что мы будем развивать механизмы, которые позволят повысить содержательность диссертационных работ в области педагогики: взаимосвязь науки и практики всегда давала хороший результат.