войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Николай Веракса

Дети могут гораздо больше, чем взрослые

2018-07-23

Интервью с российским психологом, ректором Международной педагогической академии дошкольного образования,  доктором психологических наук, профессором, почетным доктором Гетеборгского университета, автором программы ФГОС «От рождения до школы», создателем структурно-диалектического подхода в психологии Николаем Вераксой

Николай Евгеньевич, педагогика, работа с детьми для вас – это история, которая началась еще в детстве?

Я родился в 1946 году – практически сразу после войны, и еще в детстве видел, какие тяжелые для людей последствия она оставляет… А мне самому очень хотелось позитивного, светлого.

Я работал в Институте дошкольного воспитания, знаменитом институте Академии педагогических наук СССР. Там были замечательные люди и выдающиеся ученые, и все мое профессиональное становление произошло именно там. 

Но тем не менее вы пробовали себя и в других направлениях…

Да, я думал, что буду заниматься физикой, химией – было много различных обстоятельств, в том числе связанных с моими родителями. Но в конечном итоге для меня самым главным оказалась работа с людьми. И даже не просто с людьми, а с самыми важными из них – с детьми. 

Что самое главное в работе с детьми?

Все зависит от того, как вы смотрите на ребенка. Вы можете его воспринимать или как человека неумелого, мало знающего – или как человека, обладающего бесконечными возможностями. И в зависимости от этого ракурса вы будете строить отношения с детьми. В первом случае будете относиться снисходительно, во втором – восхищаться. 

Ваш случай – второй?

Да, я все время стараюсь показать, что дети могут гораздо больше, чем взрослые, они обладают фантастическими возможностями.  

Вы работаете с детьми не одно десятилетие. Скажите, изменились ли они?

С точки зрения своих качеств и возможностей – нет, все изменения, которые происходят, зависят от внешнего мира, от обстоятельств, которые их окружают. Вот, например, цифровизация, о которой сегодня много говорится.

Пока не совсем понятно, как именно будет происходить взаимодействие детей и современного цифрового мира. Мнения расходятся. Кто-то говорит о том, что это процесс закономерный. Если гаджеты есть у взрослых, то у детей тоже должен быть к ним доступ. 

Другие же считают, что надо по возможности ставить ограничительные рамки и не давать детям пропадать в Интернете и проводить с гаджетами целый день. 

И что же надо делать?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Да, сегодня ребенок живет в таком сложном пространстве, обладающем новыми возможностями – но при этом мы еще не осознали, что именно он может делать с такими мультимодальными средствами. 

То есть нужен контроль взрослых?

Взрослые в любом случае должны понимать, что дети делают, на каких сайтах находятся и главное – какие цели они перед собой ставят. 

Самое главное – ребенок должен быть интересен взрослому. Не только самим фактом своего существования, а своими интересами, возможностями, перспективами. 

Я считаю, что мы сами живем в прошлом и настоящем, дети же уже живут в будущем, даже самые маленькие. К ним обязательно надо прислушиваться – и в зависимости от этого формировать целеполагание по отношению к ребенку.